Анализ произведения Детство Толстого

Произведение появляется из-под пера писателя в период его пребывания совместно с братом на Кавказе, при этом на его написание уходит более одного года.

Жанровая направленность произведения представляет собой автобиографическую повесть в стиле реализма, характеризующуюся основными событиями, основанными на фактах писательской биографии.

Повесть является составной частью толстовской трилогии, представляя собой ее начало.

Суть повести заключается в изображении событий, происходящих в жизни главного героя произведения, представленного в образе десятилетнего Николеньки Иртеньева, от лица которого ведется повествование в виде рассказа о дворянском быте, участии в охоте, о первой любви и отношениях с учителем с проявлением чувств и эмоций маленького мальчика.

Главным героем повести становится Николенька, мальчик, имеющий дворянское происхождение, тонко чувствующий окружающий мир, отличающийся умом не по возрасту, стремящимся отыскать смысл происходящих вокруг вещей. При этом Николенька является добрым и вспыльчивым мальчиком, часто подражающим взрослым.

Также героями повести являются родители Николеньки, мама и папа, рассудительные и порядочные люди, Наталья Савишна, представленная в образе экономки, альтруистичной женщины, посвящающей свою собственную жизнь ради семьи Иртеньевых, а также преподаватель мальчика Карл Иванович, изображенный в качестве доброго и заботливого человека, желающего для подопечного всего самого лучшего.

Следует отметить, особое значение образа матери Николеньки, под влиянием которой мальчик становится чутким, сострадательным и отзывчивым человеком. При этом отец мальчика изображается в образе строгого мужчины, сохраняющего свой авторитет перед сыном, но остающимся для Николеньки также любимым, как и мать.

Основной тематикой повести представляется изображение становления личности, выражающегося в приобретении ребенком индивидуальности. Кроме того, в повести раскрываются тема детского воспитания, материнской любви, семьи, а также роли учителя.

Повествовательный сюжет затрагивает авторские размышления об актуальных и в настоящее время проблемах, заключающихся в потери близких людей, в дурном влиянии, неосторожности и неосмотрительности взрослых, а также в выборе жизненного пути.

Главной мыслью произведения является изображение влияния окружающей действительности и общества в отношении формирования будущей личности с акцентом на роль семьи в этом процессе, развивающем в человеке нравственный ориентир.

Отличительной особенностью повести является использование писателем внутренних монологов, передающих изменения, происходящие в душевном состоянии главного героя, что впоследствии будет признано как прием под названием диалектика души.

Смысловая нагрузка повести заключается в умении оценивать роль родителей в воспитании будущего поколения, передаче детям знаний и опыта в отношении объективной оценке окружающего мира, в проявлении любви и заботы к близким людям, понимания ответственности перед собственным ребенком.

2 вариант

Произведение Толстого “Детство” это одна из трёх частей произведения “Детство. Отрочество. Юность”. В данном произведении Толстой описывает отрезок из своего жизненного периода примерно 5-10 лет, в который, как мы все прекрасно знаем, нет никаких забот, проблем, или чего-то похожего. Однако для самого Толстого это время было отнюдь ни чем то очень лучезарным и приятным. Толстой с самого детства был приучен всего добиваться сам, всегда учиться, и развивать себя как личность, из-за чего сам он решил целиком и полностью с самого детства, забыв о простых детских забавах и шалостях.

В произведение Толстой описывает своё детство просто как череду, каких то кадров, которые он смутно помнит. Он рассказывает о своём учителе, комнате, брате, родителях. В детстве Толстого мало чего волновало из разряда, каких то извечных или сложных вопросов, однако он старался размышлять о том, о чём его сверстники даже думать не могли. Уже в то время Толстой пробовал писать стихи и даже целые произведения, которые хоть и не выходили идеальными, но всё таки все великие люди с чего то начинали и что-то делали, что впоследствии приносило свои плоды.

Как рассказывает сам Толстой в произведении, то его талант заметили не сразу, даже напротив, родители не поощряли увлечения мальчика литературой, и прочими предметами. В этом Толстой раскрывает проблему родительского непонимания, и излишней заботы о нём, и его будущем, когда в свою очередь юный Толстой желал лишь отделиться от родительского дома, и продолжать идти по жизни самостоятельно.

Эта философская идея Толстого отделения от родного дома и становление полностью самостоятельным человеком присутствует во многих эпизодах в произведении. Толстой сначала изъявляет своё желание быть более свободным и раскрепощённым, затем он покидает отчий дом, дабы учиться в другом месте. Именно в этой части больше всего присутствует идея самостоятельности и самобытности, которая была так необходима в детстве Толстому.

Но, несмотря на все разговоры об отделении от, отчего дома и так далее, Толстой всё же очень скучал по своим родным и близким, о чём сам говорил в произведении, однако, благодаря своему крепкому характеру он смог таки выдержать все невзгоды и пройти через разлуку как вполне взрослый не по годам мальчишка. Ведь только благодаря своему характеру Толстой смог пройти все невзгоды и стать тем, кем он хотел стать с самого начала. И идея, которую он проносит через всё произведение несложно определить – это упорство и стремление к своей цели. Потому как только упорство наряду со стремлением позволит человеку добиться того, чего он желает.

Анализ повести Толстого Л.Н. «Детство»

Лев Николаевич Толстой - один из самых популярных русских писателей, который знаменит и за границей. Так же он являлся публицистом, религиозным деятелем, просветителем. Его произведения наполнены глубинным смыслом.

Детство - это самая лучшая пора в жизни человека, то время, которое никогда не забудется, то, которое всегда будет в памяти абсолютно каждого жителя этой огромной планеты.

Основная тема этой повести - тема становления личности. Человек взрослеет, становится полноценным членом общества, учится, познает этот загадочный мир. Толстой показывает весь жизненный путь человека.

Главным героем этой повести является маленький мальчик, которого зовут Николенька Иртеньев. На момент первой главы Николеньке исполнилось целых десять лет. Именно в таком возрасте детей отправляют учиться в лицеи. Буквально через пару недель ребенок должен был отправиться учиться в учебное заведение, но а пока- у него есть немного времени, чтобы насладиться последними летними деньками, а так же последними моментами своей беззаботной, детской жизни.

В этой повести показывают смерть, показывают, какого это, потерять близкого человека, который всегда был рядом.  Писатель показал, как сыновья умеют тосковать по матерям, как им больно их терять, через что они все проходят.

Так же в этой повести раскрывается тема плохого влияния на человека, у которого еще не сформировано мировоззрение. Люди, которые навязывают свое мнение, плохие привычки, учат плохому - они причина становления «неправильной» личности.

Главной мыслью этого произведения является влияние на человека другого человека, семьи, общества. Каждый маленький, буквально незаметный для первого взгляда поступок может в корне изменить всю жизнь человека, общества.

Эта повесть считается автобиографической, потому что писатель, Лев Николаевич, писал это произведение по мотивам собственного детства.

Это произведение ценит любить и ценить свою семью, уважать своих родных. Учит всегда думать своей головой, никогда не повторять чужих ошибок. Автор учит читателей ответственности, думать только своей головой. Нужно объективно оценивать весь окружающий мир.  Показывает, что люди никогда не должны унижаться, стелиться под кого-то, выполнять чьи-то прихоти, только ради того, чтобы понравится кому-то, завоевать чье-то внимание, дружбу.

6, 7 класс

Также читают:

Картинка к сочинению Анализ произведения Детство

Анализ произведения Детство

Популярные сегодня темы