Анализ произведения Шолохова Пастух

Произведение повествует о годах вскоре после коллективизации. Автор показывает в нем столкновение двух начал: старого - происходящего из прежнего крестьянского мира и нового – стремящегося строить новый мир, воплощая в жизнь социалистические идеи.

Главным героем является крестьянский парень Гриша. Он изображен ответственным человеком, заботящимся о своей младшей сестре Дуняше. Для того чтобы обеспечить себя и находящуюся на его иждивении сестру он устраивается пасти колхозное стадо. Главный герой изображен без особенных недостатков, воплощением одних положительных качеств. Он ответственно относится к работе. Любит доверенных ему животных, понимает, что они для крестьян очень важны.

Однако на главного героя сваливается несчастье – телята умирают от чумы. Владельцы животных приезжают к нему, сокрушаясь о потере важных для крестьянского хозяйства животных. Здесь Гриша также показан с наилучшей стороны: он горюет вместе с колхозниками и чувствует свою ответственность за случившееся, хотя именно его вины и нет.

На этой почве происходит конфликт молодого пастуха с председателем колхоза. Последний характеризуется Шолоховым как человек с дореволюционными взглядами, пробравшийся на руководящую работу в социалистическое коллективное хозяйство.

Конфликту автор придает характер столкновения двух мировоззрений, добавляя и религиозную составляющую. Пастух, который хочет уехать учиться и много читает. Он считает, что во всем виноват глава колхоза, не обеспечивший помощь ветеринара. Председатель же обвиняет Гришу в случившемся. Указывая в качестве аргумента его безбожие, выразившееся в отсутствии в его доме иконы. Можно сказать, что в данном рассказе герои практически лишены психологических черт. Представляя собой лишь набор качеств, присущих разным классам, обобщенные образы кулака и колхозника.

Немаловажно, что пастух придает огласке действия председателя колхоза. За что его убивают. Показательно, что в этом эпизоде писатель оправдывает явно аморальное действие, классовыми интересами. Он подводит читателя к выводу, что ради большой и светлой идеи можно все.

Несмотря на смерть главного героя, Шолохов рисует в конце рассказа его сестру, идущую по грязи, вероятно, чтобы уйти из деревни в новую жизнь.

Произведение учит отстаивать свои идеалы, бороться с врагами, прикладывая все свои усилия, за построение новой жизни.

Анализ 2

В своём произведении «Пастух» автор раскрывает проблемы социалистического общества, её несправедливости. Также он обращает взор читателя на тяжёлую жизнь провинциальной глубинки.

Главным героем рассказа является Гриша. Молодой парень, оставшийся один со своей сестрёнкой. Родители детей умерли, оставив в наследство дом и маленькую сестру. Дунятку хотят забрать в детский дом, но парень не даёт этого сделать. Гриша мечтает о поездке в город, поступить в сельскохозяйственный институт, вступить в коммунистическую ячейку и приносить обществу пользу. Он готов на любую работу и просит председателя устроить его на работу.

Через некоторое время работа для парня находится. Председатель предлагает ему стать пастухом стада коров, и парень с радостью соглашается. Ему выпал хороший шанс заработать и набраться опыта будущей профессии, которой хочет обучиться. С честностью и трудолюбием выполняет свою работу. Попутно ухаживая за маленькой сестрой. Этим автор раскрывает трудолюбивый, добрый и целеустремлённый характер главного героя, которого трудно сломить жизненными преградами.

Но вдруг на стадо нападает болезнь, от которой крупнорогатый скот начинает дохнуть. Несмотря на усилия парня, болезнь не прекращается. Он обращается к учебной литературе. Изучение стопы книг ничем не помогает главному герою. Ему приходится на машине своими силами увозить и закапывать умерших животных. Кроме этого каждый день на пастбище приезжают хозяева животных и ругаются с молодым пастушком. Автор показывает, насколько может быть слепо общество и вместо решения проблемы, они только усугубляют происходящее, виня молодого парня. Никто, как и всегда не хочет помогать Грише.

Председатель не предпринимает никаких действий и сетует, что не нанял более опытного, который бы излечил болезнь. Парень множество раз обращался к нему, чтобы он помог ему и вызвал бы районного ветеринара, но в ответ ничего не получает. Ведь предприниматель занят переделом земель. На что главный герой недовольно выражается: «Как только кому из бедных достаётся добрая полоса, так зачинают переделать делать». Все эти невзгоды закаляют характер парня, делают его жестче и он хочет научиться «уметь управлять нашевской республикой».

После череды безуспешных обращений, парень понимает, что помощи от председателя ждать не стоит и решает написать вышестоящим органам о его деятельности. Узнав про это председатель нанимает головорезов, жестоко убивающих Гришу. Маленькая девочка, сестрёнка Гришы, боясь преследования и помня о мечте брата, уезжает в город. Автор очень точно раскрывает гнилой и кулаковский характер председателя, зятя местного богатея. Наглядно показывает его безнаказанность и самовольство.

Этим произведением автор будто бы обращается ко всей верхушки социалистической власти, указывая на неправильность подбора кадров, что несмотря на все усилия выжить таких людей из общества, они всё же остаются у власти и вредят обществу. Таким кулакам не чуждо замарать руки в чужой крови, лишь бы остаться в стороне.

Также читают:

Картинка к сочинению Анализ произведения Пастух

Анализ произведения Пастух

Популярные сегодня темы