*В расчетах использованы средние данные по России на момент написания. В каждой статье есть калькулятор прибыльности торговли, который позволит рассчитать ключевые показатели прибыльности, актуальные на сегодняшний день.
Большинство новых предприятий в России начинают члены семьи, но выживает лишь каждый третий семейный бизнес. Как строить отношения в семейном бизнесе?
Ежегодно родственники открывают значительную часть новых предприятий в стране. Начиная бизнес с супругом, родителями, братьями, сестрами или детьми, основатель часто сталкивается с дополнительными проблемами. По статистике выживает лишь каждый третий семейный бизнес. На этапе открытия семейного бизнеса эти опасности проявляются особенно остро.
Члены семьи часто включаются в новое дело, не имея четкого представления о своей будущей роли в нем. Если вы вовлекаете членов семьи в свой бизнес, вам необходимо сразу же прояснить вопросы компенсации, планы выхода и многие другие детали, прежде чем это станет проблемой.
Вот 12 приоритетов для создания правильного баланса в семейном бизнесе.
- 1. Определите границы
- 2. Установите ясные и регулярные процедуры обсуждения
- 3. Разделите роли и обязанности
- 4. Бизнес есть бизнес
- 5.Выявите преимущества именно семейного бизнеса
- 6. Справедливый подход
- 7. Закрепите служебные отношения в письменной форме
- 8. Не стоит стремиться обеспечивать «интересными» должностями родственников
- 9. Четко определите вертикаль управления
- 10. Ищите советы со стороны
- 11. Последовательный план развития
- 12. Наличие стороннего опыта у сотрудников
1. Определите границы
Родственникам легко целый день говорить о семейных делах. Но смешение деловой, личной и семейной жизни в конечном итоге приводит к путанице. Поэтому ограничьте любые деловые разговоры вне офиса. Это не всегда работает, но, по крайней мере, помогает их уменьшить.
2. Установите ясные и регулярные процедуры обсуждения
Проблемы и разногласия неизбежны. Возможно, вы уже сталкивались с ними. Еженедельные встречи помогут своевременно выявить и разрешить любые споры и разногласия.
3. Разделите роли и обязанности
Разные члены семьи должны решать вопросы, соответствующие их способностям и склонностям, но роли следует распределять заранее, чтобы избежать конфликтов. Большие решения можно принимать вместе, но коллегиальное решение мелких вопросов погубит бизнес.
4. Бизнес есть бизнес
Типичная ловушка семейного бизнеса заключается в том, что слишком много внимания уделяется семье и недостаточно — бизнесу. Характеристики здоровой компании не всегда совместимы с семейной гармонией, и к этому нужно быть готовым.
5.Выявите преимущества именно семейного бизнеса
Семейный бизнес имеет уникальные преимущества. Прежде всего, это доступ к человеческому потенциалу каждого члена семьи. Это может быть ключом к выживанию, позволяя вам сэкономить на заработной плате сотрудников или получить экстренный кредит, если он вам нужен.
6. Справедливый подход
Хотя многие специалисты рекомендуют вообще избегать найма членов семьи, это приводит к потере уникальных и специфических свойств семейного бизнеса. Многие малые предприятия никогда бы не выжили без энергии и упорного труда, вкладываемых в компанию всех членов семьи. А квалифицированные специалисты (члены семьи) также являются большим преимуществом для вашего бизнеса. Но избегайте фаворитизма. Заработная плата, продвижение по службе, рабочее время, отзывы и вознаграждения должны быть справедливыми для всех сотрудников, независимо от родственных связей.
7. Закрепите служебные отношения в письменной форме
Это особенно важно для членов семьи, которые вовлечены в бизнес без четкого плана того, как они будут выходить из него. Чтобы избежать недоразумений и сложных ситуаций в будущем, письменно определите размер компенсации, имущество, обязанности и другие темы.
8. Не стоит стремиться обеспечивать «интересными» должностями родственников
Вы не должны становиться источником занятости для своих детей и других членов семьи. Работу следует назначать на основе знаний и навыков соискателей, а не их семейных связей.
9. Четко определите вертикаль управления
Часто члены семьи, заинтересованные в бизнесе, считают, что могут сделать выговор сотрудникам и потребовать, чтобы они сказали им об этом. Такое поведение закономерно приводит к недовольству подчиненных.
10. Ищите советы со стороны
Процесс принятия решений в семейном бизнесе часто бывает слишком закрытым. Новые идеи и творческое мышление не всегда могут пробиться сквозь запутанную паутину семейных отношений. Привлечение внешних консультантов, не связанных ни с кем из членов семьи, — хороший способ завершить дело.
11. Последовательный план развития
Семейный бизнес без долгосрочного плана развития просто напрашивается на неприятности. План должен уточнить детали того, как эстафета управления бизнесом будет передана следующему поколению. Должна быть определена и экономическая сторона увольнения родственников. Для составления такого плана не обойтись без помощи стороннего профессионала.
12. Наличие стороннего опыта у сотрудников
Привлекайте своих детей к бизнесу только в том случае, если они уже имеют 3–5‑летний опыт работы в другой компании. Лучше – в сфере, отличной от вашего бизнеса. Это даст им ценную информацию о том, как работают другие, не связанные с ними предприятия.