Бюджет — виды, назначения, как формируется

Бюджет: виды, цели, как формируется

В этой ста­тье мы подроб­но рас­смот­рим, что такое бюд­жет, что это такое, из чего он состо­ит и какие про­бле­мы могут воз­ник­нуть при его формировании.

1. Что такое бюджет простыми словами

Бюд­жет — это сме­та или план, кото­рый пока­зы­ва­ет дан­ные о дохо­дах и рас­хо­дах юри­ди­че­ско­го, част­но­го, ком­мер­че­ско­го или госу­дар­ствен­но­го субъ­ек­та. Он все­гда рас­счи­ты­ва­ет­ся за опре­де­лен­ный пери­од. В боль­шин­стве слу­ча­ев это 1 год. С помо­щью бюд­же­та дела­ет­ся про­гноз буду­щих затрат и финан­со­вых дохо­дов. Раз­но­вид­но­сти бюджетов

Все ком­па­нии, забо­тя­щи­е­ся о сво­их дохо­дах, уде­ля­ют при­сталь­ное вни­ма­ние забла­го­вре­мен­но­му пла­ни­ро­ва­нию каж­до­го шага, осо­бен­но если он напря­мую свя­зан с при­бы­лью или себе­сто­и­мо­стью. Одной из глав­ных состав­ля­ю­щих успеш­но­го биз­не­са явля­ет­ся пра­виль­но спла­ни­ро­ван­ный финан­со­вый бюд­жет. Здесь будут отоб­ра­жать­ся все запла­ни­ро­ван­ные опе­ра­ции, а так­же виды рас­хо­дов и дохо­дов за опре­де­лен­ный пери­од дея­тель­но­сти. Кро­ме того, план помо­жет опре­де­лить коли­че­ство ресур­сов, необ­хо­ди­мых для уве­ли­че­ния прибыли.

Суще­ству­ет 3 основ­ных вида бюджета:

  1. Дей­ству­ю­щий
  2. Финан­со­вый
  3. Инве­сти­ции

Послед­нее воз­ник­ло в кон­тек­сте совре­мен­ной биз­нес-стра­те­гии. Пер­вый и вто­рой бюд­же­ты явля­ют­ся частью гене­раль­но­го пла­на ком­па­нии. Дру­ги­ми сло­ва­ми, он назы­ва­ет­ся основ­ным или общим. Опе­ра­ци­он­ный и финан­со­вый бюд­же­ты ана­ло­гич­ны, но сто­ят на одном или несколь­ких более низ­ких уровнях.

2. Операционный бюджет

Этот вид пла­на объ­еди­ня­ет дру­гие бюд­же­ты, пока­зы­вая часть дохо­дов и рас­хо­дов, фор­ми­ру­е­мых по резуль­та­там дея­тель­но­сти орга­ни­за­ции и ее под­раз­де­ле­ний. Он так­же отра­жа­ет сред­ства, исполь­зу­е­мые для покры­тия кос­вен­ных нало­гов. Опе­ра­тив­ный план вклю­ча­ет в себя сле­ду­ю­щие виды бюджетов:

  • Для мате­ри­а­лов и электричества;
  • Реа­ли­за­ция;
  • Товар или услуга;
  • Отчис­ле­ния на амортизацию;
  • Нало­го­вые вычеты;
  • Про­из­вод­ствен­ный бюджет;
  • Общие опе­ра­ци­он­ные расходы.

В этом виде оцен­ки объ­еди­ня­ют­ся целе­вые бюд­же­ты затрат, а так­же при­быль, полу­чен­ная в резуль­та­те дея­тель­но­сти всех под­раз­де­ле­ний орга­ни­за­ции. Пла­ни­ро­ва­ние — это слож­ный про­цесс, кото­рый помо­га­ет упро­стить такой модуль, как Бюд­жет. Это спе­ци­аль­ный инстру­мент для раз­ра­бот­ки каж­до­го из видов биз­нес-бюд­же­тов. Он исполь­зу­ет­ся для пла­ни­ро­ва­ния всех уров­ней с уче­том их особенностей.

С помо­щью моду­ля мож­но сэко­но­мить вре­мя в про­цес­се пла­ни­ро­ва­ния бюд­же­та по любо­му из меро­при­я­тий. Так­же сто­ит отме­тить высо­кую эффек­тив­ность в любой орга­ни­за­ции вне зави­си­мо­сти от мас­шта­бов дея­тель­но­сти. По содер­жа­нию опе­ра­ци­он­ные виды бюд­же­тов клас­си­фи­ци­ру­ют­ся сле­ду­ю­щим образом:

  • Функ­ци­о­наль­ный
  • Инве­сти­ции
  • Теку­щие периоды

Кате­го­рия «функ­ци­о­наль­ная» объ­еди­ня­ет сле­ду­ю­щие виды бюд­жет­но­го контроля:

  • Общие рас­хо­ды
  • Про­дук­тив­ные резервы
  • Общие адми­ни­стра­тив­ные расходы
  • Рас­хо­ды по реа­ли­за­ции товаров
  • Полу­че­ние
  • Про­да­жи
  • Про­дук­тив­ные резервы
  • Рас­хо­ды на работу

Инве­сти­ци­он­ная сме­та содер­жит сле­ду­ю­щие подвиды:

  • Фор­ми­ро­ва­ние филиала
  • Новое иссле­до­ва­ние рынка
  • Стро­и­тель­ство
  • Нача­ло про­из­вод­ства новой продукции
  • При­об­ре­те­ние и запуск ново­го оборудования

Посколь­ку основ­ной бюд­жет фор­ми­ру­ет­ся из ряда видов и под­ви­дов бюд­же­та, они могут быть допол­не­ны более деталь­ны­ми раз­но­вид­но­стя­ми, кото­рые будут созда­ны в про­цес­се раз­ви­тия орга­ни­за­ции. Сюда вхо­дят сле­ду­ю­щие бюджеты:

  • Депо­зит
  • Отдел мар­ке­тин­га
  • Отдел снаб­же­ния
  • Транс­порт­ный магазин
  • Отдел про­даж (роз­ни­ца)
  • Опто­вый отдел
  • Фили­а­лы

3. Финансовый

После нача­ла пла­ни­ро­ва­ния здесь будут пока­за­ны выго­ды и затра­ты, а так­же воз­мож­ные убыт­ки ком­па­нии в денеж­ном выра­же­нии. В этом слу­чае сме­та состо­ит из несколь­ких основ­ных доку­мен­тов, в том чис­ле про­гно­за при­бы­лей и убыт­ков, дви­же­ния денеж­ных средств и капитала.

Основ­ная часть сме­ты содер­жит инфор­ма­цию об ожи­да­е­мом дви­же­нии денеж­ных средств от дея­тель­но­сти ком­па­нии по всем направ­ле­ни­ям. Это необ­хо­ди­мо для обес­пе­че­ния пла­те­же­спо­соб­но­сти, а так­же во избе­жа­ние разо­ре­ния в слу­чае воз­ник­но­ве­ния нестан­дарт­ной ситу­а­ции. Пла­ни­ро­ва­ние каж­дой из кате­го­рий дохо­дов осу­ществ­ля­ет­ся одно­вре­мен­но с состав­ле­ни­ем опе­ра­ци­он­но­го бюджета.

4. Инвестиционный бюджет

Неза­ви­си­мо от дея­тель­но­сти орга­ни­за­ции цели и зада­чи инве­сти­ци­он­но­го бюд­же­та прак­ти­че­ски все­гда будут оди­на­ко­вы­ми. Инве­сти­ци­он­ная сме­та вклю­ча­ет в себя сле­ду­ю­щие виды бюджетов:

  • Инве­сти­ции в бизнес;
  • Реа­ли­за­ция вне­обо­рот­ных активов;
  • Инве­сти­ци­он­ные платежи;
  • Капи­таль­ные вло­же­ния и инвестиции;
  • Доход от инве­сти­ци­он­ных проектов.

Основ­ны­ми зада­ча­ми инве­сти­ци­он­но­го бюд­же­та явля­ет­ся нахож­де­ние основ­ных пара­мет­ров, кото­рые отоб­ра­жа­ют­ся на раз­ви­тии ком­па­нии. Сюда сле­ду­ет отне­сти модер­ни­за­цию обо­ру­до­ва­ния, если оно мораль­но уста­ре­ло, и стро­и­тель­ство новых мощ­но­стей. Сюда же отно­сит­ся мини­ми­за­ция затрат хозяй­ствен­ной дея­тель­но­сти, а так­же созда­ние моде­лей про­ек­тов с уче­том инноваций.

Целя­ми инве­сти­ци­он­но­го бюд­же­та являются:

  1. Про­ве­сти ана­лиз рын­ка для выяв­ле­ния источ­ни­ков внеш­них инвестиций.
  2. Оцен­ка финан­со­вой эффек­тив­но­сти. Сюда вхо­дит опре­де­ле­ние веро­ят­но­сти полу­че­ния при­бы­ли после покры­тия всех затрат на внед­ре­ние инно­ва­ци­он­ных технологий.
  3. Опре­де­ле­ние стра­те­гии финансирования.
  4. Моде­ли­ро­ва­ние финан­со­во­го потока.

Перед состав­ле­ни­ем инве­сти­ци­он­но­го бюд­же­та спе­ци­а­лист дол­жен про­ана­ли­зи­ро­вать финан­со­вые воз­мож­но­сти орга­ни­за­ции, а так­же выяс­нить, доста­точ­но ли ресур­сов для полу­че­ния при­бы­ли и покры­тия затрат на инно­ва­ции. Сто­ит учи­ты­вать, что име­ю­щи­е­ся ресур­сы сле­ду­ет клас­си­фи­ци­ро­вать по пото­кам финан­си­ро­ва­ния. Инве­сти­ци­он­ный бюд­жет дол­жен состо­ять толь­ко из тех стра­те­гий, кото­рые могут быть реа­ли­зо­ва­ны с уче­том име­ю­щих­ся ресур­сов и акти­вов организации.

Кро­ме того, в инве­сти­ци­он­ном бюд­же­те долж­на быть ука­за­на инфор­ма­ция о направ­ле­ни­ях инве­сти­ро­ва­ния. Это может быть стро­и­тель­ство новых объ­ек­тов, закуп­ка обо­ру­до­ва­ния, ремонт суще­ству­ю­щих объ­ек­тов. Бюд­жет­ные дан­ные пока­за­ны с раз­бив­кой по сле­ду­ю­щим категориям:

  • Ресур­сы на нача­ло периода
  • Вход
  • Сче­та
  • Напо­ми­на­ние
  • Ресур­сы на конец периода

Опти­ми­за­ци­ей инве­сти­ци­он­но­го бюд­же­та орга­ни­за­ции дол­жен зани­мать­ся опыт­ный спе­ци­а­лист, посколь­ку здесь исполь­зу­ют­ся мето­ды мате­ма­ти­че­ско­го и дина­ми­че­ско­го программирования.

5. Что такое бюджет государства

Как и дру­гие виды бюд­же­та, Госу­дар­ствен­ный бюд­жет делит­ся на рас­хо­ды и дохо­ды. Послед­няя часть состо­ит из нало­го­вых и нена­ло­го­вых дохо­дов. Рас­хо­ды вклю­ча­ют 2 кате­го­рии: теку­щие и раз­ви­тие. С уче­том бюд­же­та на при­ме­ре Рос­сии за послед­ний год нало­го­вые поступ­ле­ния соста­ви­ли око­ло 84% от общей сум­мы, а не 16% налога%.

В зави­си­мо­сти от эко­но­ми­че­ско­го поло­же­ния госу­дар­ства, а так­же воз­дей­ствия на эко­но­ми­ку внеш­них фак­то­ров, таких как сти­хий­ные бед­ствия, вой­ны и дру­гие обсто­я­тель­ства непре­одо­ли­мой силы, саль­до госу­дар­ствен­но­го бюд­же­та может быть про­фи­цит­ным или дефи­цит­ным. К при­чи­нам воз­мож­ной нехват­ки относятся:

  • Отсут­ствие дохо­да в бюд­же­те. Такая ситу­а­ция часто воз­ни­ка­ет в Рос­сий­ской Феде­ра­ции. Един­ствен­ный спо­соб напол­нить эту часть бюд­же­та — уве­ли­чить суще­ству­ю­щие нало­ги и вве­сти новые.
  • Локаль­ные воен­ные кон­флик­ты на тер­ри­то­рии госу­дар­ства, а так­же за его пределами;
  • Неста­биль­ный курс наци­о­наль­ной валюты;
  • Непред­ска­зу­е­мый рост рас­ход­ной части бюд­же­та. Это может так­же вклю­чать неэф­фек­тив­ное или неце­ле­со­об­раз­ное рас­хо­до­ва­ние денег. Напри­мер, это могут быть слиш­ком боль­шие сред­ства, пред­на­зна­чен­ные для содер­жа­ния управ­лен­че­ско­го аппа­ра­та, а так­же дота­ции убы­точ­ным отраслям;
  • Стаг­на­ция, то есть застой в эко­но­ми­ке. В свою оче­редь, это может вызвать сни­же­ние вало­во­го внут­рен­не­го про­дук­та, а так­же недо­по­лу­че­ние нало­го­вых поступ­ле­ний в ожи­да­е­мом объеме;
  • Уве­личь­те рас­хо­ды на без­опас­ность. Такая ситу­а­ция может воз­ник­нуть, если госу­дар­ство выде­ля­ет боль­шие сум­мы денег на воору­же­ние в мир­ное время.

Для того что­бы госу­дар­ство мог­ло выпол­нять свои обя­за­тель­ства и функ­ции по отно­ше­нию к граж­да­нам, насе­ля­ю­щим тер­ри­то­рию, а так­же к сво­им парт­не­рам и кре­ди­то­рам, дефи­цит бюд­же­та дол­жен быть пога­шен, то есть профинансирован.

Для устра­не­ния дефи­ци­та госу­дар­ство часто зани­ма­ет день­ги у людей, то есть зани­ма­ет­ся выку­пом госу­дар­ствен­ных обли­га­ций. Так­же эти сред­ства могут быть заим­ство­ва­ны из дру­гих стран. Но, в боль­шин­стве слу­ча­ев, это при­во­дит к тому, что дефи­цит исче­за­ет лишь на вре­мя. Поэто­му для кар­ди­наль­но­го реше­ния про­бле­мы необ­хо­ди­мо ори­ен­ти­ро­вать­ся на сба­лан­си­ро­ван­ное фор­ми­ро­ва­ние госу­дар­ствен­но­го бюджета.

На началь­ных эта­пах к состав­ле­нию сме­ты при­вле­ка­ют­ся спе­ци­а­ли­сты. После это­го он направ­ля­ет­ся на рас­смот­ре­ние или утвер­жде­ние в Госу­дар­ствен­ную Думу и Феде­раль­ное Собра­ние. Эти орга­ны несут ответ­ствен­ность за балан­си­ров­ку каж­до­го из пред­ло­жен­ных про­ек­тов. Если на этом эта­пе будут допу­ще­ны ошиб­ки и один из про­ек­тов про­ва­лит­ся, бюд­жет при­бли­зит­ся еще на один шаг к дефи­ци­ту. Для реше­ния этой зада­чи пра­ви­тель­ство долж­но опре­де­лить кате­го­рии бюд­же­та, в кото­рых воз­мож­но сокра­ще­ние рас­ход­ной части, то есть секвестра.

6. Профицит бюджета

Про­фи­цит бюд­же­та – это ситу­а­ция, при кото­рой дохо­ды пре­вы­ша­ют убыт­ки за вре­мя, на кото­рое пла­ни­ро­вал­ся бюд­жет. Дру­ги­ми сло­ва­ми, это назы­ва­ет­ся поло­жи­тель­ным балан­сом. Про­фи­цит озна­ча­ет, что пра­ви­тель­ство смог­ло потра­тить мень­ше денег, чем ожи­да­лось. Но это не озна­ча­ет, что осу­ществ­ле­но эффек­тив­ное управ­ле­ние затра­та­ми. Если излиш­ки воз­ни­ка­ют регу­ляр­но, это сви­де­тель­ству­ет об отсут­ствии планирования.

Но, если гово­рить о семей­ном бюд­же­те, то частые про­фи­ци­ты поло­жи­тель­но ска­жут­ся на финан­со­вом поло­же­нии. Сэко­ном­лен­ные сред­ства мож­но напра­вить на фор­ми­ро­ва­ние резер­ва, напра­вить на инве­сти­ци­он­ные про­ек­ты или инве­сти­ро­вать в акции одной из ком­па­ний на дол­го­сроч­ной осно­ве. Но, в боль­шин­стве слу­ча­ев, люди реша­ют при­бе­речь сред­ства на чер­ный день».

7. Семейный бюджет

Суще­ству­ет несколь­ко стра­те­гий управ­ле­ния семей­ным бюд­же­том. В зави­си­мо­сти от инди­ви­ду­аль­ных осо­бен­но­стей каж­дой семьи раз­ли­ча­ют 3 основ­ных вида семей­ных бюджетов:

  1. Сме­шан­ный. Дру­ги­ми сло­ва­ми, эта раз­но­вид­ность назы­ва­ет­ся обме­ном. Это озна­ча­ет, что бюд­жет будет напол­нять­ся из раз­лич­ных источ­ни­ков. То есть каж­дый из чле­нов семьи будет вкла­ды­вать часть сво­е­го дохо­да в бюд­жет. Эта раз­но­вид­ность под­хо­дит для тех, кто хочет сохра­нить свою финан­со­вую неза­ви­си­мость и, в то же вре­мя, иметь воз­мож­ность исполь­зо­вать пае­вые инве­сти­ци­он­ные фон­ды в слу­чае финан­со­вых проблем;
  2. Дос­ка. Этот спред озна­ча­ет, что дохо­ды каж­до­го чле­на семьи будут объ­еди­не­ны в одну общую сум­му. Из него мож­но брать сред­ства на лич­ные нуж­ды, а так­же на дру­гие цели, что­бы удо­вле­тво­рить потреб­но­сти семьи в целом. Это так­же озна­ча­ет, что рас­хо­ды каж­до­го чело­ве­ка авто­ма­ти­че­ски ста­но­вят­ся общи­ми и покры­ва­ют­ся за счет обще­го бюджета;
  3. Рас­та­щи­ли. Этот сорт не часто встре­ча­ет­ся в семьях, осо­бен­но в тех, кото­рые были созда­ны дав­но. Здесь каж­дый член семьи полу­ча­ет доход, кото­рый не будет направ­лять­ся в общую каз­ну. Если есть необ­хо­ди­мость при­об­ре­сти какие-либо пред­ме­ты, коли­че­ство мож­но раз­де­лить на два. В первую оче­редь это каса­ет­ся опла­ты ком­му­наль­ных услуг, покуп­ки про­дук­тов пита­ния и алиментов.

Даже если семья дол­гое вре­мя жила без пла­ни­ро­ва­ния дохо­дов и рас­хо­дов, это не зна­чит, что уже позд­но начи­нать вести хозяй­ствен­ный учет. Преж­де все­го, вам необ­хо­ди­мо опре­де­лить свои пото­ки дохо­дов и клас­си­фи­ци­ро­вать свои рас­хо­ды. На пер­вых эта­пах необ­хо­ди­мо еже­днев­но вно­сить дан­ные о рас­хо­дах и дохо­дах. Через несколь­ко меся­цев мож­но начи­нать под­во­дить ито­ги и на осно­ве это­го состав­лять план на бли­жай­ший месяц.

Оцените статью
( Пока оценок нет )
Добавить комментарий

три × два =