Что такое тренинг и чем он может быть полезен

Что такое обучение и чем оно может быть полезно

При­вет­ствую вас, доро­гие под­пис­чи­ки и гости блога!

Сего­дня, пожа­луй, толь­ко лени­вый не слы­шал о попу­ляр­но­сти раз­лич­ных тре­нин­гов, тре­нин­гов и семи­на­ров. Мно­гие даже вос­при­ни­ма­ют эти меро­при­я­тия как один из видов досу­га наравне с туриз­мом или посе­ще­ни­ем теат­ров. Мы рас­смот­рим, что такое обу­че­ние, чем оно отли­ча­ет­ся от дру­гих форм обу­че­ния, какую поль­зу при­но­сит и как выбрать про­грам­му, что­бы потом не разочароваться.

Что такое обучение и чем оно может быть полезно

Как я строю свой дом на юге Пере­хо­ди на канал и подписывайся 

Определение понятия

Давай­те посмот­рим, что озна­ча­ет сло­во «обу­че­ние» соглас­но Википедии.

Тре­нинг (от англ training или train — обу­че­ние, обра­зо­ва­ние, обра­зо­ва­ние) — актив­ный метод обу­че­ния, кото­рый направ­лен на раз­ви­тие зна­ний, навы­ков и соци­аль­но­го поведения. 

Про­сты­ми сло­ва­ми, это груп­по­вое заня­тие в клас­се, на кото­ром людям дают­ся прак­ти­че­ские навы­ки. Тео­рия в обу­че­нии зани­ма­ет все­го 10–20%. Осталь­ное вре­мя посвя­ще­но прак­ти­ке и актив­но­му вза­и­мо­дей­ствию внут­ри группы.

Часто под видом обу­че­ния учеб­ные цен­тры чита­ют лек­ции. И тогда вме­сто выпол­не­ния прак­ти­че­ских упраж­не­ний чело­век смот­рит на слай­ды на экране и слу­ша­ет речь тре­не­ра. Это тоже может быть полез­но, но люди при­хо­дят на тре­ни­ров­ки толь­ко для того, что­бы потре­ни­ро­вать­ся. В кон­це кон­цов, вы не може­те научить­ся пла­вать или катать­ся на вело­си­пе­де, наблю­дая, как люди дела­ют это на мониторе.

История появления термина

Одним из пер­вых, кто исполь­зо­вал поня­тие «обу­че­ние», был Дейл Кар­не­ги, аме­ри­кан­ский педа­гог, писа­тель и моти­ва­ци­он­ный спи­кер. В 1912 году он осно­вал Dale Carnegie Training, кото­рый и по сей день пред­ла­га­ет заня­тия для раз­ви­тия навы­ков пуб­лич­ных выступ­ле­ний и уве­рен­но­сти в себе.

Зна­чи­тель­ный вклад в фор­ми­ру­ю­щую фор­му обу­че­ния внес немец­кий пси­хо­лог Курт Левин, ока­зав­ший боль­шое вли­я­ние на аме­ри­кан­скую соци­аль­ную пси­хо­ло­гию. В 1946 году вме­сте с кол­ле­га­ми он осно­вал Т‑группы для раз­ви­тия общи­тель­но­сти участ­ни­ков, пони­мая, что ана­лиз соб­ствен­но­го опы­та в кол­лек­ти­ве пред­став­ля­ет боль­шую ценность.

Успеш­ные резуль­та­ты обу­че­ния в груп­пах Леви­на послу­жи­ли осно­вой для созда­ния в США Наци­о­наль­ной учеб­ной лабо­ра­то­рии, где ста­ли про­во­дить обу­че­ние мене­дже­ров, управ­лен­че­ско­го пер­со­на­ла и даже поли­ти­че­ских лидеров.

В 1970‑х годах в уни­вер­си­те­тах Лейп­ци­га и Йены под руко­вод­ством Ман­фре­да Форвер­га, фило­со­фа и спе­ци­а­ли­ста в обла­сти пси­хо­ло­гии раз­ви­тия, был раз­ра­бо­тан метод, полу­чив­ший назва­ние соци­аль­но-пси­хо­ло­ги­че­ско­го тре­нин­га. Суть ее заклю­ча­лась в исполь­зо­ва­нии роле­вых игр для раз­ви­тия ком­му­ни­ка­тив­ных навыков.

Зачем он нужен

Поче­му тре­нин­ги так попу­ляр­ны и зачем их нуж­но посе­щать? Суще­ству­ет мно­же­ство видов таких груп­по­вых заня­тий, и чуть поз­же мы рас­смот­рим их осо­бен­но­сти и пре­иму­ще­ства. А пока попро­бу­ем обоб­щить пре­иму­ще­ства тре­нин­гов и понять, что ново­го вы може­те от них получить:

  1. Зна­ние. Как я уже ука­зы­вал, до 20% все­го вре­ме­ни посвя­ще­но тео­ре­ти­че­ской инфор­ма­ции. Вы полу­ча­е­те свод­ку обще­при­ня­той инфор­ма­ции и жиз­нен­но­го опы­та от само­го тре­не­ра, кото­рый часто явля­ет­ся экс­пер­том в сво­ей области.
  2. Навы­ки. В первую оче­редь люди посе­ща­ют тре­нин­ги, что­бы полу­чить какие-то прак­ти­че­ские навы­ки. В игро­вой фор­ме участ­ни­ки про­бу­ют раз­лич­ные роли, про­ра­ба­ты­ва­ют сце­на­рии, кото­рые могут про­изой­ти с ними в повсе­днев­ной жиз­ни, и учат­ся успеш­но их преодолевать.
  3. Решить внут­рен­ние про­бле­мы. Как пра­ви­ло, каж­дый участ­ник при­хо­дит на заня­тие со сво­и­ми целя­ми, вопро­са­ми и про­бле­ма­ми. Гра­мот­ный тре­нер учит полез­ным при­е­мам, помо­га­ет уви­деть ситу­а­цию под дру­гим углом и най­ти выход.
  4. Моти­ва­ция. В груп­пе гораз­до лег­че вдох­но­вить­ся дей­ство­вать и изме­нить свою жизнь. Когда чело­век видит перед собой еди­но­мыш­лен­ни­ков, у него откры­ва­ет­ся вто­рое дыха­ние, появ­ля­ют­ся новые идеи и решительность.
  5. Новые зна­ком­ства. Тре­нин­ги поз­во­ля­ют вый­ти из при­выч­но­го кру­га обще­ния, состо­я­ще­го из кол­лег, семьи и дру­зей. Есть воз­мож­ность уви­деть мно­го инте­рес­ных, раз­ных и непо­хо­жих друг на дру­га людей со сво­им опы­том и исто­ри­я­ми. Рабо­та в груп­пе сбли­жа­ет и помо­га­ет раз­ви­вать ком­му­ни­ка­тив­ные навыки.
  6. Вид сна­ру­жи. Тре­нер дает оцен­ку дей­стви­ям каж­до­го участ­ни­ка, что очень полез­но для выяв­ле­ния новых обла­стей роста и совершенствования.
  7. Рас­ши­ре­ние гори­зон­тов. Если ваша жизнь похо­жа на схе­му «рабо­та — диван — рабо­та», то обу­че­ние ста­нет отлич­ным пово­дом вырвать­ся из колеи серых буд­ней и попро­бо­вать что-то новое.
  8. Вый­ди­те из зоны ком­фор­та. Здесь он нахо­дит­ся в совер­шен­но необыч­ных усло­ви­ях, и это может дать мощ­ный тол­чок для даль­ней­ше­го раз­ви­тия и роста.
  9. Под­твер­жде­ние ком­пе­тент­но­сти, само­ре­а­ли­за­ция. По окон­ча­нии обу­че­ния все участ­ни­ки полу­ча­ют сер­ти­фи­ка­ты. Их мож­но при­кре­пить к резю­ме или про­сто исполь­зо­вать как инстру­мент само­оцен­ки в те момен­ты, когда все идет не так.

Как проходят тренинги

По спо­со­бу про­ве­де­ния клас­си­че­ские тре­нин­ги пред­став­ля­ют собой груп­по­вые заня­тия в клас­се с коли­че­ством участ­ни­ков до 10–15 чело­век. Про­дол­жи­тель­ность, как пра­ви­ло, 3–5 дней по 6–8 часов с перерывами.

Если гово­рить о струк­ту­ре уро­ка, то она выгля­дит так:

  1. Мини-лек­ция, на кото­рой участ­ни­ков зна­ко­мят с новой информацией.
  2. Нагляд­ная демон­стра­ция того, что изло­же­но в тео­ре­ти­че­ской части.
  3. Прак­ти­ка, в кото­рой участ­ни­ки делят­ся на груп­пы и выпол­ня­ют зада­ния и упраж­не­ния тре­не­ра. Ино­гда мини­г­руп­пы сорев­ну­ют­ся друг с дру­гом. Тогда про­ис­хо­дит еще боль­шее вовле­че­ние участ­ни­ков в процесс.
  4. Ком­мен­та­рий. Здесь участ­ни­ки делят­ся впе­чат­ле­ни­я­ми и гово­рят, что было лег­ко, а что слож­но. Дей­ствия каж­до­го участ­ни­ка оце­ни­ва­ют­ся тре­не­ром и самой коман­дой. Зада­ют­ся допол­ни­тель­ные вопросы.

В Интер­не­те доступ­но мно­же­ство онлайн-тре­нин­гов. Его прин­цип при­мер­но такой же, как и у обыч­ных очных заня­тий. Дистан­ци­он­ное обу­че­ние име­ет свои плю­сы и мину­сы. Досто­ин­ства­ми мож­но считать:

  • эко­но­мия средств как для тре­не­ра, так и для участников;
  • потен­ци­аль­ное рас­ши­ре­ние аудитории;
  • ком­форт­ные условия.

Бла­го­да­ря совре­мен­ным интер­нет-плат­фор­мам онлайн-тре­нин­ги так­же поз­во­ля­ют полу­чить прак­ти­че­ские навы­ки, обща­ясь со все­ми участ­ни­ка­ми. При этом основ­ным пре­иму­ще­ством обу­че­ния как фор­мы обу­че­ния явля­ет­ся непо­сред­ствен­ное физи­че­ское вза­и­мо­дей­ствие с людь­ми, чего невоз­мож­но достичь посред­ством дистан­ци­он­но­го обучения.

Виды тренингов

Обще­при­ня­той клас­си­фи­ка­ции нет. Деле­ние на виды может осу­ществ­лять­ся по раз­ным осно­ва­ни­ям. Напри­мер, в зави­си­мо­сти от сте­пе­ни рас­кры­тия различают:

  1. Кор­по­ра­тив­ный.
  2. Открыт.

Пер­вые орга­ни­зо­ва­ны внут­ри ком­па­нии, вто­рые доступ­ны каж­до­му по интересам.

Какие тре­нин­ги по ваше­му подходу:

  1. Спо­соб­ность.
  2. Пси­хо­те­ра­пев­ти­че­ский.
  3. Ком­му­ни­ка­тив­ный.
  4. Биз­нес тренинги.

Такие заня­тия направ­ле­ны на полу­че­ние опре­де­лен­ных навы­ков. Темы могут быть разными:

  • ора­тор­ское искусство;
  • печь пиро­ги;
  • худо­же­ствен­ная рос­пись имбир­ных пряников;
  • спо­соб­ность к быст­ро­му чте­нию, запоминанию;
  • маки­яж и т д

Орга­ни­за­ции могут про­во­дить обу­че­ние по сле­ду­ю­щим направлениям:

  • тех­ни­ка переговоров;
  • искус­ство продаж;
  • сде­лать презентацию;
  • обслу­жи­ва­ние пер­со­на­ла и т.д.

Психотерапевтические

В эту кате­го­рию вхо­дят так назы­ва­е­мые тре­нин­ги лич­ност­но­го роста. Они так­же делят­ся на несколь­ко видов:

  1. Лич­ное раз­ви­тие. Дан­ные виды заня­тий направ­ле­ны на повы­ше­ние само­оцен­ки, рабо­ту над само­кон­тро­лем, управ­ле­ни­ем эмо­ци­я­ми, раз­ви­тие уве­рен­но­сти в себе, моти­ва­ции и т.д.
  2. Пси­хо­те­ра­пия. На такие тре­нин­ги ходят люди, попав­шие в слож­ную ситу­а­цию. Здесь учат гра­мот­но реа­ги­ро­вать на обсто­я­тель­ства и пере­жи­вать их с мини­му­мом эмо­ци­о­наль­ных потрясений.
  3. Я рабо­таю с состо­я­ни­я­ми. Напри­мер, пре­одо­ле­ние стра­хов, фобий, нере­ши­тель­но­сти и дру­гих внут­рен­них барье­ров, созда­ю­щих про­бле­мы для счаст­ли­вой и гар­мо­нич­ной жизни.
  4. Рас­сле­до­вать. Они направ­ле­ны на позна­ние и поиск себя.

Коммуникативные

Такие тре­нин­ги еще назы­ва­ют соци­аль­но-пси­хо­ло­ги­че­ски­ми. Ваша цель – раз­вить ком­му­ни­ка­тив­ные навы­ки. Суще­ству­ет мно­же­ство видов деятельности:

  • чув­ство­вать себя уве­рен­нее в диалогах;
  • воз­мож­ность зна­ко­мить­ся с новы­ми людьми;
  • рабо­тать с застен­чи­во­стью в общении;
  • навы­ки дело­во­го общения;
  • искус­ство флир­та и соблазнения;
  • клас­сы для учителей;
  • соци­аль­ная адап­та­ция школь­ни­ков, подростков;
  • как ска­зать «нет» и т д.

Бизнес-тренинги

Они могут про­во­дить­ся как соб­ствен­ны­ми штат­ны­ми спе­ци­а­ли­ста­ми, так и при­гла­шен­ны­ми тре­не­ра­ми. Такие заня­тия могут быть раз­ной направ­лен­но­сти в зави­си­мо­сти от постав­лен­ных задач:

  • лич­ная эффективность;
  • управ­ле­ние;
  • про­да­жи;
  • пере­го­во­ры;
  • управ­ле­ние эмоциями;
  • тайм-менедж­мент;
  • ста­вить и дости­гать цели;
  • мар­ке­тинг и др

Методы

При­е­мы, мето­ды и при­е­мы, кото­рые чаще все­го исполь­зу­ют­ся в тренировках:

  1. Груп­по­вое обсуж­де­ние. Это кол­лек­тив­ное обсуж­де­ние любой темы, ситу­а­ции или задачи.
  2. Игра. Это может быть роле­вая, обу­ча­ю­щая, твор­че­ская, дело­вая, ими­та­ци­он­ная, орга­ни­за­ци­он­ная и др
  3. Отлич­ная идея. Сна­ча­ла участ­ни­кам пред­ла­га­ет­ся выска­зать все име­ю­щи­е­ся идеи, в том чис­ле самые фан­та­сти­че­ские, после чего отби­ра­ют­ся самые удач­ные, кото­рые мож­но исполь­зо­вать на практике.
  4. Про­ек­тив­ное рисо­ва­ние. Во вре­мя него участ­ни­ки могут зафик­си­ро­вать свой опыт на бума­ге или выпол­нить кон­крет­ные зада­ния, сде­лать инди­ви­ду­аль­ные рисун­ки или рабо­тать на общем листе.
  5. Меди­та­ци­он­ные прак­ти­ки. Как пра­ви­ло, мето­ды визу­а­ли­за­ции исполь­зу­ют­ся для заме­ны нега­тив­ных внут­рен­них уста­но­вок на позитивные.

Отличия от других форм обучения

Вкрат­це, мы уже упо­ми­на­ли об осо­бен­но­стях тре­нин­гов и выяс­ни­ли, что их основ­ная зада­ча – полу­че­ние полез­ных навы­ков и уме­ний. Давай­те посмот­рим, чем эта фор­ма обу­че­ния отли­ча­ет­ся от ана­ло­гич­ных. Ведь они часто пута­ют­ся, пла­тят за одно, а на деле полу­ча­ют совсем другое.

Харак­те­ри­сти­ки форм обучения:

  1. Кон­фе­рен­ции. Они 100% тео­рии. Вы сиди­те в ауди­то­рии за сво­им сто­лом или в ауди­то­рии и смот­ри­те в экран мони­то­ра или про­ек­то­ра, слу­ша­е­те ора­то­ра и сле­ди­те за визу­аль­ным сопровождением.
  2. Семи­на­ры. Здесь же вы полу­ча­е­те тео­ре­ти­че­скую инфор­ма­цию, кото­рая затем под­креп­ля­ет­ся ожив­лен­ной дис­кус­си­ей и обме­ном опы­том меж­ду участ­ни­ка­ми встречи.
  3. Кур­сы. Фор­ма обу­че­ния очень похо­жа на фор­му обу­че­ния, но рас­тя­ну­та во вре­ме­ни. Если на обу­че­нии вы смо­же­те осво­ить ора­тор­ское искус­ство за 3 дня, про­во­дя в клас­се по 7 часов в день, то курс мож­но про­длить на 3 меся­ца, а заня­тия будут про­хо­дить пару раз в неде­лю. Объ­ем инфор­ма­ции и прак­ти­ки тот же, но в обу­че­нии вы полу­ча­е­те все сра­зу, а в кур­се понемногу.
  4. Обу­че­ние. Это пер­со­наль­ная тре­ни­ров­ка для 1–2 участ­ни­ков, где каж­дый полу­ча­ет инди­ви­ду­аль­ные реко­мен­да­ции и посто­ян­ную обрат­ную связь от тре­не­ра. Если коучинг орга­ни­зу­ет­ся для боль­ше­го коли­че­ства участ­ни­ков, он пере­ста­ет быть коучин­гом и ста­но­вит­ся тренингом.
  5. Мастер-клас­сы. Облег­чен­ная вер­сия обу­че­ния. Он длит­ся все­го 1–2 часа. Участ­ни­ки так­же полу­ча­ют полез­ные прак­ти­че­ские навы­ки. Веду­щий пока­зы­ва­ет, а участ­ни­ки повторяют.

Подроб­нее о том, что такое мастер-класс, вы може­те про­чи­тать в нашей отдель­ной статье. 

Поми­мо этих отли­чий, тре­нинг отли­ча­ет еще и то, что каж­дый участ­ник непре­мен­но дол­жен быть вовле­чен в про­цесс. Мож­но послу­шать лек­цию или прой­ти семи­нар, но остать­ся неза­ме­чен­ным в груп­пе. Обу­че­ние так­же под­ра­зу­ме­ва­ет обя­за­тель­ное уча­стие всех во всех зада­ни­ях. Поэто­му коли­че­ство сту­ден­тов, как пра­ви­ло, не пре­вы­ша­ет 15 человек.

На кур­се может быть не менее 200 чело­век. Ваша про­грам­ма тоже пред­по­ла­га­ет прак­ти­ку, но ее выпол­не­ние – это уже ответ­ствен­ность каж­до­го. Выпол­нять зада­ния или нет — ваше дело.

Если вам нра­вит­ся посто­ян­но при­об­ре­тать новые навы­ки и зна­ния, я думаю, вам понра­вит­ся рас­ту­щая тен­ден­ция обу­че­ния на про­тя­же­нии всей жиз­ни. Вы може­те узнать боль­ше о том, как создать систе­му непре­рыв­но­го обу­че­ния, в нашем блоге. 

Что такое обучение и чем оно может быть полезно

Как выбрать подходящий тренинг

Что­бы заня­тия были дей­стви­тель­но полез­ны­ми, вы долж­ны сна­ча­ла опре­де­лить свои цели. Чего бы ты хотел? Какую про­бле­му вы пла­ни­ру­е­те решить с помо­щью тре­нин­га? Посмот­реть опи­са­ние или пре­зен­та­цию про­грам­мы. Вы долж­ны опи­сать кон­крет­ные реше­ния, кото­рые полу­чит каж­дый участ­ник, и эти реше­ния долж­ны соот­вет­ство­вать вашим запросам.

Вот неболь­шой кон­троль­ный спи­сок, кото­рый помо­жет вам выбрать:

  1. Обра­ти­те вни­ма­ние на лич­ность тре­не­ра. Чаще все­го ауди­то­рия сте­ка­ет­ся к извест­но­му име­ни орга­ни­за­то­ра. Но извест­ное имя — это еще не все. Тре­нер дол­жен иметь реаль­ные заслу­ги и опыт в сво­ей обла­сти. В то же вре­мя он дол­жен про­из­ве­сти на вас впе­чат­ле­ние энер­гич­но. Быва­ет, что спе­ци­а­лист хоро­ший, но совер­шен­но не под­хо­дит по темпераменту.
  2. Бери­те про­грам­му, опла­ту кото­рой реаль­но мож­но вывез­ти. Обу­че­ние, экви­ва­лент­ное по сто­и­мо­сти вашей семест­ро­вой зар­пла­те, вряд ли оку­пит­ся, а исполь­зо­ва­ние кре­ди­та — не самое разум­ное реше­ние. Бес­плат­ное обу­че­ние тоже не помо­жет. Во-пер­вых, мы пом­ним сыр в мыше­лов­ке, а во-вто­рых, чело­век нико­гда не ценит то, что полу­чил бес­плат­но. Зна­ния и навы­ки не явля­ют­ся исключением.
  3. Не слиш­ком пола­гай­тесь на реко­мен­да­ции дру­зей и отзы­вы в Интер­не­те. Каж­дый тре­нинг, как и каж­дый участ­ник, это уни­каль­ный опыт. Вы може­те полу­чить совсем дру­гие резуль­та­ты, чем те, кто уже при­ни­мал уча­стие в занятиях.

Тре­не­ры и орга­ни­за­то­ры так­же заин­те­ре­со­ва­ны в повы­ше­нии каче­ства сво­их обу­ча­ю­щих про­грамм. Если инте­рес­но, реко­мен­дую почи­тать о мето­дах и моде­лях для оцен­ки эффек­тив­но­сти тренировок. 

Заключение

Мы обсу­ди­ли вопрос обу­че­ния. Мы узна­ли, что это такое, какие быва­ют виды и чем они отли­ча­ют­ся от ана­ло­гич­ных форм обучения.

Тре­нин­ги — отлич­ный спо­соб быст­ро полу­чить прак­ти­че­ские навы­ки, кото­рые при­го­дят­ся в повсе­днев­ной или дело­вой жиз­ни и сде­ла­ют ее луч­ше и комфортнее.

Напо­сле­док реко­мен­дую еще одну полез­ную ста­тью, в кото­рой мы раз­би­ра­ем луч­шие мето­ди­ки само­об­ра­зо­ва­ния. Будет полез­но всем тем, кто пред­по­чи­та­ет учить­ся само­сто­я­тель­но и хочет делать это быст­рее и эффективнее. 

На сего­дня у меня есть все. Спа­си­бо за внимание!

Оцените статью
( Пока оценок нет )
Добавить комментарий

19 − четырнадцать =