Всем привет! Если вы планируете начать свой бизнес или вас не устраивает текущий заработок, вам обязательно нужно узнать, что такое воронка продаж и как ею пользоваться.
Как я строю свой дом на юге Переходи на канал и подписывайся
- Что означает воронка продаж
- Зачем вам нужна воронка
- Из каких этапов состоит воронка продаж
- Строим свою воронку продаж
- Шаг 1. Работаем над предложением – разрабатываем совершенный продукт
- Шаг 2. Привлечение внимания
- Шаг 3. Пробуждаем интерес
- Шаг 4. Убеждаем
- Шаг 5. Закрываем сделку
- Шаг 6. Заносим в Excel
- Шаг 7. Повышаем конверсию
- Как проверить эффективность воронки: формулы и основные показатели
- Заключение
Что означает воронка продаж
Воронка продаж — это путь, который проходит покупатель от знакомства с продуктом до его покупки. Его изобрел американский юрист Элиас Льюис в 19 веке. Обычно он представлен в виде изображения с кратким описанием, но талантливые маркетологи также записывают его в электронные таблицы Excel.
Простыми словами (на примере пекарни) воронка продаж — это количество людей, которые увидели хлебный киоск и все равно купили там пирожные.
Ширина уровня на изображении — это количество лидов. После каждого этапа деталь экранируется, поэтому к концу она сужается. Позвольте мне объяснить, как это работает, на примере.
Рекламный щит по продаже бетонных блоков сегодня увидели 2000 человек. Звонили 200 человек, заказывали 15 человек. Хотя мне эта модель продаж кажется скорее фильтром.
Первый уровень воронки — рекламный щит. Так они звонят или не звонят. Во время звонка принимают покупку или отказываются от нее по многим причинам: слишком дорого, недовольны доставкой или никто не ответил на звонок.
Забавно, но вся наша жизнь состоит из воронок. Любовь: Я знаю 10 мужчин, встречалась с двумя, влюбилась и вышла замуж за одного. Работа: разослал резюме в 8 компаний, 3 пригласили на собеседование, приняли на работу в одном месте.
Особенности воронки продаж:
- один и тот же шаблон по-разному влияет на компании, поэтому его приходится создавать самостоятельно;
- воронка должна регулярно обновляться, чтобы она работала.
Наша задача — сделать каждый этап воронки максимально широким. Работа над качеством рекламы, оптимизация посадочных страниц. Возвращайте неудавшихся клиентов на вершину воронки, пока они не выполнят конкретное действие.
Зачем вам нужна воронка
Вы не можете начать бизнес без воронки продаж. Для чего это:
- анализировать эффективность процесса продаж;
- помогает найти причину ухода потенциальных клиентов;
- найти ошибки в работе менеджеров по продажам, исправить их.
Предположим, компания продает медицинское оборудование. Взаимодействие с клиентами осуществляется через CRM-систему. В обязанности 3‑х менеджеров по продажам входит: общение с клиентами, предложение продукции, закрытие сделок, контроль оплаты заказов.
Месяц они работают через сервис, их показатели учитываются исходя из этапов воронки продаж. В конце собираем их в таблицу.
Готово | Менеджер 1 | Менеджер 2 | Менеджер 3 |
Звонки | 135 | 207 | 190 |
Встречи или отправка коммерческого предложения | 44 | 36 | 59 |
Подписание договора на поставку товара | двадцать | 23 | 29 |
Оплатить заказ | 23 | 21 | девятнадцать |
Конверсия: эффективность продаж каждого сотрудника | 17 % | 10,1 % | десять % |
Считаем эффективность (конверсию) по последнему показателю: оплата заказов. Какой смысл в контрактах, которые не приносили денег? Но чтобы решить, умный ли работник и на каком этапе давать ему клиентов, нужно учитывать все результаты.
Третий менеджер часто опаздывает с оплатой транзакций. Просят отсрочки, жалеют, но он уступает. Поэтому клиенты на уровне оплаты заказа должны быть переданы первому специалисту.
У первого сотрудника проблем с выплатами нет. Но вы не умеете эффективно преподносить деловое предложение, из-за чего часть клиентов уходит.
Итак, с помощью воронки и индикаторов вы можете решить, кого уволить и почему покупатели объединяются.
Из каких этапов состоит воронка продаж
В основе воронки лежит модель продаж AIDA. В ней шаг за шагом описывается, как потенциальный клиент принимает решение. Зная это, мы можем влиять на их поведение.
От типа бизнеса и продукта зависит, сколько уровней будет в классической воронке продаж. Универсальных вариантов нет. Обычно 4–5 стадий. Но при компиляции можно опираться на правильную последовательность:
- Для привлечения внимания. Реклама с УТП. Участвовать в продвижении в поисковых системах – SEO. Проверьте, какой метод привлекает больше потенциальных клиентов.
- Посещать. Подогрейте интерес красиво оформленными витринами, услужливым персоналом, акциями и скидками (офлайн). Онлайн, содержание будет. Убедитесь, что на странице есть коммерческое предложение, качественные фото и видео. Можно запустить лид-магнит для сбора контактов и дополнительного разогрева аудитории.
- Принятие решения. Покажите, что ваш продукт именно то, что нужно вашей целевой аудитории. Чтобы вывести потенциального клиента на новый уровень, вы можете предложить ему растяжку.
- Заказ и оплата.
- Дополнительные продажи. Можно порекомендовать купить что-то, не отходя от кассы, или через какое-то время с помощью рассылок и рекламы.
Реальный пример того, как работает воронка. Швея живет в Краснодаре и собирается продавать вязаные сумки через Instagram. Чтобы привлечь покупателей, разместите объявление в Интернете. Каждый день его видят 900 человек и только 100 кликают.
Из 100 прошедших с вопросами по заказу пишут 60 человек. Из них 20 посетителей просто хотели спросить, 10 не понравилась цена, 4 выбирали между разными продавцами, 2 не ответили.
Остальные 24 человека с радостью заказали по сумке. Все довольны и 8 человек сделали еще несколько покупок и порекомендовали их своим друзьям.
В примере с тканым мешком воронка состоит из следующих этапов:
- Показывать рекламу. Покупатель это видит. Он формирует мнение и принимает решение: проколоть или пройти мимо.
- Зайдите в инстаграм-аккаунт. Беглый взгляд на продукты. Если они заинтересованы в предложении, они начинают искать способ связаться с продавцом.
- Отправьте сообщение в Директ. Узнайте об условиях доставки, оплаты или оформите заказ.
- Делают заказ. Подать заявку через Директ, перевести деньги.
- Рекомендовать друзьям. Если их впечатлит сервис, качество товара, они расскажут о вас другим. Идеально подходит для привлечения клиентов через рекомендации. Они более лояльны, их легче мотивировать на покупку, потому что у них меньше сомнений.
Воронка продаж через сайт avito.ru состоит из 5 уровней:
- Смотрите рекламу. Заметили или нет.
- Звонок или сообщение от покупателя. Применяется или нет.
- Он пришел на встречу или нет.
- Купил товар или нет.
- Дополнительные продажи. Вы купили предложенные аксессуары или нет.
Так выглядит воронка в сегменте B2B, где товары продаются другой компании.
Чем короче воронка, тем меньше клиентов вы потеряете на этом пути. Например, быстрее привлечь к покупке клиентов из уст в уста. Но мы не можем искусственно уменьшить количество уровней. Мы ориентируемся на поведение типичных покупателей при построении модели продаж.
Строим свою воронку продаж
Для начала определите этапы от знания (первый контакт) до покупки. Вы можете следить за действиями уже зарекомендовавших себя клиентов или анализировать поведенческую психологию вашей целевой аудитории. Самый верный способ посмотреть на конкурентов и узнать, как ведут себя их клиенты, — это взять у них интервью.
Возьмите за основу модель продаж AIDA и двигайтесь дальше.
Шаг 1. Работаем над предложением – разрабатываем совершенный продукт
Можно сделать идеальную воронку, расставить везде рекламу, но если продукт будет отставать по качеству и не решать проблему, то усилия будут напрасными.
Главное, о чем нужно позаботиться на этом этапе: функциональность, дизайн, удобство. Эти функции влияют на повторные продажи и рекомендации. Первое время можно продавать ерунду с помощью маркетинговых уловок, но потом обманутые покупатели вряд ли захотят иметь с вами дело.
Как составить УТП — тема для отдельной статьи. Позвольте мне сказать, что уникальное преимущество и решение проблемы должны уместиться в одном предложении.
Шаг 2. Привлечение внимания
В онлайн-бизнесе мы используем три техники:
- Сбор холодных контактов. Размещаем лид-магнит, пишем, звоним целевой аудитории.
- Таргетированная реклама.
- Страницы поисковой оптимизации. Поиск людей — это бесплатный трафик, который хорошо конвертируется.
В офлайне все то же самое, только без поискового продвижения, а рекламу лучше размещать на билбордах, в местах скопления целевой аудитории.
Чем больше контактов вы получите, тем больше шансов на увеличение продаж.
Шаг 3. Пробуждаем интерес
Потенциальные клиенты готовы уделить вам время. Если начать с клише «Мы лучшие на рынке», «Продукт высокого качества», они развернутся и уйдут. От этого этапа зависит, сколько новых клиентов вы получите.
Универсальной формулы интереса не существует. Даже если бы она существовала, вскоре она стала бы раздражающим клише.
Предлагайте то, что решает проблему целевой аудитории, помимо игры с психологическим фактором (триггерами). Все любят подарки, боятся одиночества и хотят разбогатеть. Наслаждаться.
Шаг 4. Убеждаем
На этапе принятия решения необходимо подготовить аргументы и отразить возражения. Клиент уже понял, что ему нужен ваш продукт, и думает о покупке, но все еще колеблется.
Проведите опрос среди целевой аудитории, запишите вопросы и причины отказа потенциальных клиентов. Составьте список возражений с убедительными ответами.
Шаг 5. Закрываем сделку
Вы взяли на себя лидерство до последней стадии. Осталось продать. Заставьте клиента получить то, что он хочет, быстро и без проблем. Корзина интернет-магазина должна быть перед глазами и кнопка «Оформить заказ» должна быть видна.
Используйте призыв к действию, чтобы стимулировать покупку).
Успех воронки зависит от того, сколько из нее было куплено. Остальные шаги — это просто шаги к ней.
Шаг 6. Заносим в Excel
Проверьте, работает ли ваша воронка, и посчитайте общую конверсию и конверсию каждого уровня в отдельности. Резкие скачки говорят о том, что где-то допущена ошибка.
Если у вас средний бизнес, вы делаете холодный звонок, а затем используете CRM-систему для автоматической корректировки результатов. Попробуйте Битрикс24, МойСклад, Простой Бизнес”.
Новички могут записывать ключевые показатели в электронную таблицу Excel.
Давайте узнаем, как построить воронку продаж в Excel.
Шаг 1. Заголовок из трех столбцов. На уровнях воронки мы вносим ключевые действия лида в первую колонку таблицы. Это могут быть: посещения сайта, звонки, заказы и т.д. Что касается количества людей. Потом покажу как считать конверсию, так что мы там ничего не трогаем.
Шаг 2. Заполните столбец показателями. Берем их из статистики рекламного кабинета, Яндекс.Метрики и других инструментов.
Шаг 3. Настройте автоматический подсчет. Выберите столбец «Конверсия» и нажмите «Процентный формат». Это необходимо для того, чтобы результат не отображался в виде целых чисел.
Шаг 4. Выберите каждую ячейку в столбце «Конверсия». Введите формулу: =(следующий номер ячейки)/(предыдущий номер ячейки). То есть в случае с первой ячейкой это будет выглядеть так: =В3/В2.
Нажмите Enter и получите результат.
Вам не нужно будет вручную считать каждый раз, когда вы вводите формулу. Добавьте статистику и получите конечный результат.
Чтобы определить конечную конверсию, разделите последнюю ячейку на первую. В нашем случае это «=B6/B2”.
Шаг 5. Теперь сделаем графическую воронку продаж. Нажмите «Вставить», выберите «SmartArt”.
Шаг 6. По списку останавливаемся у пирамиды.
Шаг 7. Появится стандартная воронка из 3 элементов, а нам нужно 5. Чтобы добавить еще один шаг, выделите последнюю строку текста в поле слева и нажмите Enter.
Шаг 8. Подготовим текст для изображения воронки. Для этого нужно совмещать уровни с индикаторами. Выберите любой свободный столбец ниже и введите формулу: =(имя ячейки с уровнями)&”-”&(имя ячейки с флажками). Вот как это выглядит: =A2&”-”&B2. Проделываем это с каждой строкой.
Это то, что мы должны получить.
Шаг 9. Выделите нужные ячейки и скопируйте их. Щелкните правой кнопкой мыши на воронке. В появившемся меню выберите «Вставить”.
Я убрал слово “стадия” из каждой строки. Для этого достаточно удалить его в левом окне. Нужен для текстового отчета, а только графику мешает.
Выберите цветовую схему, близкую к стандартной воронке, чтобы она выглядела похожей. Для этого в верхней панели нажмите «Изменить цвета”.
Вы можете скачать шаблон воронки продаж в Excel и отредактировать его самостоятельно.
Конверсия всегда должна увеличиваться. И я расскажу вам, как это сделать в следующем шаге.
Шаг 7. Повышаем конверсию
Как расширить воронку, чтобы количество клиентов было ближе к количеству лидов:
- Бесплатная доставка при покупке на определенную сумму. Вы увеличите количество покупателей вместе со средним чеком.
- Опция «Позвонить через 30 секунд». Лид указывает номер мобильного телефона, сотрудник звонит ему и консультирует.
- Дайте скидку, подарочный сертификат, если покупатель приведет друга.
- Настройте автоматические электронные письма. Отправьте серию заранее подготовленных писем владельцам брошенных корзин.
- Обращайтесь к клиенту по имени.
- Онлайн-чат на сайте для быстрой консультации по любым вопросам.
- Добавьте товары для распродажи. Сроки, скидки, бонусные системы. Например, «У вас осталось 2 дня, чтобы купить товар со скидкой 30”.
Если вы не получили ожидаемого эффекта от этих методов, то проблема может быть в УТП или в работе сотрудников.
Вернитесь к первому шагу. Повторно проанализируйте свою целевую аудиторию и скорректируйте свое Уникальное торговое предложение.
Не игнорируйте A/B‑тестирование. Сравните поведение посетителей при смене элементов: текстов, изображений, призывов к действию, УТП. Мы неделю меняли заголовок, убирали коэффициенты конверсии, меняли на что-то другое и делали то же самое. Сравниваем оба результата.
Выдвигайте гипотезы и проверяйте их на практике. Например, если я поменяю шрифт, конверсия увеличится в 2 раза.
Как проверить эффективность воронки: формулы и основные показатели
Конверсия: Количественный показатель воронки в целом или каждого этапа в процентах. Это возможность найти проблему в бизнесе.
Рассчитывается по формуле: (количество людей на следующем уровне воронки) / (количество людей на предыдущем уровне) * 100 %.
Для расчета общей конверсии нужно: (количество клиентов на последнем этапе) / (количество клиентов на первом этапе) * 100 %.
Анализ конверсии на примере продажи телефонов.
рекламу на Авито увидели 289 человек, перешли 132 человека, позвонили 23 человека, 7 посетили встречу, 3 купили.
Давайте посмотрим, насколько хорошо реклама работает на этапе встречи. Для этого: (количество встреч) / (количество звонков) * 100%. Получается: 7/23*100%=30,4 %.
Теперь рассмотрим, насколько прибыльна воронка в целом. Для этого: (количество покупок) / (количество посетителей) * 100%. Получается: 3/289*100%=1,04%. Слишком мало. Что-то не так. Вам нужно изменить название, фотографии или описание. Возможно, цена слишком высока.
Расчет конверсий для офлайн-бизнеса сложнее. Можно расспросить посетителей, попросить заполнить анкету, раздать дисконтные листовки с вопросами.
Идеальная воронка продаж похожа на трубу, поэтому все, кто в нее попадает, доходят до последней стадии. Но это в мире фантазий, а в реальном мире и 30% нормально.
Вы хотите знать, ухудшились ли продажи или бизнес растет? Проведите сравнительный анализ воронки продаж:
- На разное время. Если конверсия снизилась, значит, пора обновить маркетинговую стратегию, привлечь новых клиентов и т д
- Результаты работы каждого менеджера в отдельности. Кто получает больше лидов при холодных звонках, на каком этапе хуже работает с клиентами.
- Шаг за шагом в разное время. Пусть больше посетителей станут покупателями.
CTR — это следующая метрика онлайн-маркетинга, которую нужно построить. Рассчитывается как отношение количества кликов по объявлению к количеству показов.
Например, баннер контекстной рекламы размещен на другом сайте. За один день его посмотрели 500 человек. На нее кликнули 50 потенциальных клиентов. В этом случае CTR будет: 50/500*100%=10 %.
Чем выше CTR, тем эффективнее будет реклама.
Не забывайте о качественных показателях. Это успех вашего бизнеса. Можно сколько угодно тратить на рекламу, считать конверсию, но продавцы и кривой дизайн сайта могут все перечеркнуть.
Показатели качества, которые вам необходимо проанализировать, зависят от типа вашего бизнеса (офлайн, онлайн), продукта. Например, для интернет-магазина важнее удобство формы заказа, скорость ответа на звонки и навигация.
Например, только 0,37% тех, кто знает о вашем интернет-магазине, покупают там. У вас есть 2 варианта:
- Разместите больше рекламы, чтобы найти еще 0,37% таких же потребителей.
- Улучшайте качественные показатели, чтобы получать больше клиентов при том же рекламном бюджете.
Количественные показатели есть у всех: и у вас, и у ваших конкурентов. У них есть предел. А повышение качества поможет вам оставаться на шаг впереди, увеличивать прибыль и привлекать лучших клиентов.
Какие индикаторы помогут найти черную дыру в бизнесе:
- Количество холодных контактов. Вы или ваши менеджеры действительно обзваниваете всю целевую аудиторию? Используете лид-магнит? Используете ли вы другие способы привлечения клиентов помимо рекламы? Если везде ответ «нет», то пора исправлять ситуацию.
- Сколько потенциальных клиентов заинтересованы в вашем продукте/услуге. Конверсия меньше 3%, значит вы неправильно составили коммерческое предложение или УТП не работает. Просматривайте содержимое сайта, предлагайте новые акции и специальные предложения.
- Средний чек. Сколько в среднем тратит клиент? Что-то приносит прибыль или вы едва успеваете покрывать расходы? Рассчитывается: (общая сумма на данную дату) / (количество клиентов за этот период). Например, в своем магазине Алексей потратил 300 рублей, Настя — 500 рублей, а Виктор — 150 рублей. Считаем: (300+500+150)/3=316,67 руб. – средний чек.
- Коммерческий биллинг. Сколько сделок было совершено в месяц? Каков коэффициент конверсии между этапом воронки принятия решения и этапом покупки?
В Excel или CRM вы можете создать автоматическую воронку, которая автоматически рассчитывает ключевые показатели эффективности (KPI) после ввода данных.
Заключение
Воронка продаж — это основа продаж. Должен использоваться, если вы хотите разбогатеть. Да, построить воронку непросто. Но вы автоматизируете бизнес и развиваете его. Это стоит того.
Вы бы заплатили продавцу за воронку или сделали бы ее сами? Был ли опыт? Жду ответов в комментариях.
Зарегистрируйтесь, чтобы стать продвинутым фрилансером и зарабатывать хорошие деньги удаленно.
До скорого!