Генри Форд – история успеха, биография, цитаты

Генри Форд - история успеха, биография, цитаты

— Ты можешь что-то сде­лать или уве­рен, что не можешь? В обо­их слу­ча­ях вы пра­вы» /Генри Форд

Изу­че­ние био­гра­фий успеш­ных людей не пре­сле­ду­ет цель ско­пи­ро­вать их модель пове­де­ния. Вы, мой доро­гой чита­тель, долж­ны пони­мать, что имен­но ваша лич­ность дела­ет вас успешным.

Герой нашей сего­дняш­ней ста­тьи Ген­ри Форд ска­зал по это­му пово­ду сле­ду­ю­щее: «Все авто­мо­би­ли Ford совер­шен­но оди­на­ко­вы, но нет двух пол­но­стью оди­на­ко­вых людей». Глав­ная зада­ча каж­до­го чело­ве­ка — най­ти свою искру инди­ви­ду­аль­но­сти и «сохра­нить ее в живых — это его един­ствен­ная истин­ная осно­ва для испол­не­ния важ­ной роли».

Но точ­но так же, как моло­ток — иде­аль­ный инстру­мент для заби­ва­ния гвоз­дей, неко­то­рые чело­ве­че­ские каче­ства и мето­ды реше­ния про­блем настоль­ко эффек­тив­ны, что эти «инстру­мен­ты» сто­ит взять на вооружение.

О них мы сего­дня и поговорим.

Ген­ри Форд, леген­дар­ный биз­нес­мен 20-го века, орга­ни­за­тор сбо­роч­но­го кон­вей­е­ра и «отец» авто­мо­биль­ной про­мыш­лен­но­сти, родил­ся 30 июля 1863 года на фер­ме неда­ле­ко от Дир­бор­на, штат Мичиган.

Его семья была доволь­но зажи­точ­ной, но, как заме­тил Форд, «было слиш­ком мно­го рабо­ты по дому по срав­не­нию с резуль­та­та­ми». Обра­зо­ва­ние, кото­рое остав­ля­ло желать луч­ше­го, Ген­рих полу­чил в цер­ков­ной шко­ле. Уже взрос­лый Форд, состав­ляя важ­ные кон­трак­ты, все же допус­кал ошиб­ки. Одна­жды он подаст в суд на газе­ту, назвав­шую его «неве­же­ствен­ным», а на обви­не­ние в неве­же­стве отве­тит: «Если бы мне… нуж­но было отве­чать на ваши глу­пые вопро­сы, мне доста­точ­но было бы нажать кноп­ку в каби­не­те, и спе­ци­а­ли­сты бы появ­ля­ют­ся в моем рас­по­ря­же­нии с ответами».

Форд видел в негра­мот­но­сти не недо­ста­ток, а ско­рее неже­ла­ние при­ме­нять разум к жиз­ни: «Самое труд­ное в мире — думать голо­вой. Навер­ное, поэто­му так мало людей дела­ют это».

в воз­расте 12 лет Ген­ри впер­вые уви­дел локо­мо­тив. Встре­ча эки­па­жа с дви­га­те­лем про­из­ве­ла на Фор­да боль­шое впе­чат­ле­ние, и так нача­лись его попыт­ки скон­стру­и­ро­вать дви­жу­щий­ся меха­низм. Роди­те­ли не одоб­ря­ли его увле­че­ния меха­ни­кой и меч­та­ли видеть Ген­ри солид­ным фер­ме­ром. В 17 лет, когда он был под­ма­сте­рьем в меха­ни­че­ской мастер­ской, его счи­та­ли «почти мертвым».

Через 4 года Форд воз­вра­ща­ет­ся домой и сов­ме­ща­ет днев­ную рабо­ту на фер­ме с ноч­ны­ми бде­ни­я­ми над оче­ред­ным изобретением.

Генри Форд - история успеха, биография, цитаты

В 1887 году он женил­ся на доче­ри фер­ме­ра Кла­ре Брай­ант, с кото­рой про­жил всю жизнь. Через 4 года у пары рож­да­ет­ся сын Эдсель. Кла­ра была интел­ли­гент­ной и спо­кой­ной жен­щи­ной, кото­рая ста­ла вер­ной помощ­ни­цей неуто­ми­мо­го Ген­ри­ха. Как-то на вопрос жур­на­ли­стов, хочет ли он про­жить еще одну жизнь, Форд отве­тит так: «Толь­ко если ты сно­ва смо­жешь женить­ся на Кларе».

Что­бы облег­чить рабо­ту на фер­ме, Форд изоб­ре­та­ет куку­руз­ную моло­тил­ку, рабо­та­ю­щую на бен­зине. Форд про­да­ет патент на это изоб­ре­те­ние Тома­су Эди­со­ну, кото­рый при­гла­ша­ет Ген­ри при­со­еди­нить­ся к его ком­па­нии. Одна­ко и там, на долж­но­сти глав­но­го инже­не­ра, Ген­ри все же боль­ше тяну­ло к автомобилям.

Он был про­сто одер­жим иде­ей созда­ния доступ­но­го для всех авто­мо­би­ля. Форд пра­виль­но счи­тал, что «идеи сами по себе цен­ны, но в конеч­ном сче­те каж­дая идея — это про­сто идея. Зада­ча состо­ит в том, что­бы при­ме­нить это на прак­ти­ке». В 1893 году в сво­бод­ное вре­мя Форд скон­стру­и­ро­вал свой пер­вый автомобиль.

Руко­вод­ство ком­па­нии не одоб­ря­ет экс­пе­ри­мен­ты Фор­да и сове­ту­ет отка­зать­ся от них. Но Ген­ри оста­ет­ся верен сво­ей идее пре­вра­тить авто­мо­биль из пред­ме­та рос­ко­ши в сред­ство пере­дви­же­ния и, пол­ный надежд на буду­щее, ухо­дит со служ­бы: «Если тебе так хочет­ся, ты можешь все. Энту­зи­азм — осно­ва любо­го прогресса».

В 1899 году он стал совла­дель­цем Дет­ройт­ской авто­мо­биль­ной ком­па­нии, но в 1902 году из-за раз­но­гла­сий ушел и оттуда.

Но если Форд стре­мил­ся пре­вра­тить мил­ли­о­ны обыч­ных пеше­хо­дов в гор­дых авто­вла­дель­цев, то ничто не может оста­но­вить его на избран­ном им пути:

“Когда кажет­ся, что весь мир про­тив тебя, помни, что само­лет взле­та­ет про­тив ветра!»

За рулем сво­е­го изоб­ре­те­ния Форд уво­дит потен­ци­аль­ных кли­ен­тов. Но новый Fordmobile не поль­зу­ет­ся спро­сом, и горо­жане высме­и­ва­ют Ген­ри как навяз­чи­вую идею Бег­ли-стрит. Но сда­ет­ся ли он? Нет. Форд еще раз демон­стри­ру­ет свой под­ход к жиз­нен­ным неуда­чам, видя в них «воз­мож­ность начать все сна­ча­ла, но с боль­шей муд­ро­стью». Он счи­тал, что чест­ная неуда­ча не уни­зи­тель­на, но уни­зи­те­лен страх неуда­чи. С ним труд­но не согласиться.

Ведь вряд ли най­дет­ся на све­те чело­век, у кото­ро­го все­гда все полу­ча­ет­ся с пер­во­го раза. Настой­чи­вость, реши­тель­ность и настой­чи­вость – вот каче­ства насто­я­ще­го бой­ца. «Люди чаще сда­ют­ся, чем тер­пят неуда­чу», — ска­зал Ген­ри Форд.

В 1902 году он дела­ет неве­ро­ят­ную рекла­му сво­ей машине: высту­пая на сво­ей машине в авто­гон­ках, он опе­ре­жа­ет аме­ри­кан­ско­го чем­пи­о­на! При­вет, Энри­ке! Труд­но най­ти луч­шую фир­му по свя­зям с обще­ствен­но­стью, и Форд, как никто дру­гой, пони­ма­ет важ­ность рекла­мы: «Если бы у меня было 4 дол­ла­ра, я бы отдал 3 из них на рекламу».

Генри Форд - история успеха, биография, цитаты

Кто не любит быть рядом с побе­ди­те­лем? Кли­ен­ту­ра Фор­да вско­ре нача­ла рас­ти. При­вле­кая инве­сто­ров, Ген­ри в 1903 году осно­вал ком­па­нию, назван­ную его име­нем — Ford Motor Company.

Все свои силы он вкла­ды­ва­ет в созда­ние уни­вер­саль­но­го, про­сто­го, надеж­но­го и деше­во­го авто­мо­би­ля. В то вре­мя мно­гим была непо­нят­на идея «авто­мо­би­ля для всех», мас­со­вый авто­мо­биль был чем-то фан­та­сти­че­ским, как сей­час, напри­мер, «мас­со­вый само­лет». Одна­ко Ген­ри­ха все это не вол­ну­ет, так как он счи­та­ет, что «все мож­но сде­лать луч­ше того, что сде­ла­но до сих пор».

Форд упро­ща­ет кон­струк­цию авто­мо­би­ля, стан­дар­ти­зи­ру­ет его дета­ли и меха­низ­мы. Она пер­вая в мире внед­ри­ла кон­вей­ер в машин­ное про­из­вод­ство. Это инно­ва­ци­он­ное реше­ние в мгно­ве­ние ока выво­дит вас на лиди­ру­ю­щие пози­ции в авто­мо­биль­ной про­мыш­лен­но­сти и остав­ля­ет кон­ку­рен­тов дале­ко позади.

И хотя транс­пор­тир исполь­зо­вал­ся в 19 веке и рань­ше, когда мы гово­рим «транс­пор­тир», мы име­ем в виду Ген­ри Фор­да, чело­ве­ка, кото­рый с вашей помо­щью добил­ся сво­ей меч­ты и небы­ва­лых успехов.

В 1908 году, с выпус­ком Ford Model T, к ком­па­нии при­шла уда­ча. Ford T соб­ствен­ной раз­ра­бот­ки Ген­ри был недо­ро­гим, но прак­тич­ным и намно­го дешев­ле, чем авто­мо­би­ли кон­ку­рен­тов. Сам Эрнест Хемин­гу­эй водил Ford T, пере­де­лан­ный в фур­гон ско­рой помощи.

Генри Форд - история успеха, биография, цитаты

Про­да­жи Ford‑T при­но­сят огром­ную при­быль, пото­му что деви­зом Ford все­гда было «деше­во и хоро­шо», а не «деше­во и пло­хо»: каче­ство озна­ча­ет делать что-то пра­виль­но, даже когда никто не смотрит.

В 1909 году Ford T сто­ил 850 дол­ла­ров; в 1913 году 550 дол­ла­ров. В 1914 году ком­па­ния празд­ну­ет выпуск 10-мил­ли­он­но­го Ford T. На тот момент эти маши­ны состав­ля­ли 10% всех авто­мо­би­лей в мире.

В том же 1914 году Ген­ри Форд при­ни­ма­ет реше­ние уве­ли­чить зара­бот­ную пла­ту сво­им рабо­чим до 5 дол­ла­ров в день. Он счи­тал, что:

«Если вам нуж­но, что­бы кто-то посвя­тил свое вре­мя и энер­гию делу, будь­те осто­рож­ны, что­бы не столк­нуть­ся с финан­со­вы­ми трудностями».

Веро­ят­но, глав­ный сек­рет Фор­да кро­ет­ся не столь­ко в про­из­вод­ствен­ных нов­ше­ствах, сколь­ко в чело­ве­че­ском отно­ше­нии к дру­гим: «Мой сек­рет успе­ха заклю­ча­ет­ся в уме­нии пони­мать точ­ку зре­ния дру­го­го чело­ве­ка и смот­реть на вещи как с его точ­ки зре­ния, так и с его «моя соб­ствен­ная точ­ка зрения».

Генри Форд - история успеха, биография, цитаты

Имен­но на пред­при­я­ти­ях Ford впер­вые в США работ­ни­кам предо­став­ля­ет­ся 8‑часовая сме­на, 6‑дневная рабо­чая неде­ля и опла­чи­ва­е­мый отпуск. «Чело­век, при­ду­мав­ший выход­ной», так­же награ­дил рабо­чих, кото­рые не кури­ли и не пили. 

Люди выстра­и­ва­лись в оче­редь, что­бы полу­чить рабо­ту в Ford. При при­е­ме на рабо­ту он оце­ни­вал толь­ко готов­ность к работе:

«Мне все рав­но, отку­да при­шел чело­век, из тюрь­мы Синг-Синг или из Гар­вар­да. Мы нани­ма­ем чело­ве­ка, а не историю».

Про­блем с теку­че­стью кад­ров не было, хотя дис­ци­пли­на на заво­де была жест­кой. «Он не любит, когда вре­мя тра­тит­ся впу­стую», — ска­зал Форд, не поз­во­ляя ни себе, ни сво­им работ­ни­кам рас­сла­бить­ся. Он был убеж­ден, что: «Толь­ко два сти­му­ла застав­ля­ют людей рабо­тать: стрем­ле­ние к зар­пла­те и страх ее потерять».

В сво­ей ком­па­нии Форд ввел прин­цип «мень­ше управ­лен­че­ско­го духа в дело­вой жиз­ни и боль­ше пред­при­ни­ма­тель­ско­го духа в управлении».

Решив, что бумаж­ная воло­ки­та тор­мо­зит про­цесс про­из­вод­ства авто­мо­би­лей, Форд на сво­ем заво­де – гуляй так! – ста­ти­сти­ка упразд­не­на. В Ford не было про­из­вод­ствен­ных сове­ща­ний, лиш­ней доку­мен­та­ции и свя­зи меж­ду отделами.

Меж­ду тем, бла­го­да­ря Ген­ри Фор­ду, все боль­ше и боль­ше людей подру­жи­лись с 4 коле­са­ми. Его рабо­чие, полу­чав­шие при­лич­ную зар­пла­ту, купи­ли Ford T, и вско­ре рост про­даж при­нес такую ​​при­быль, что Форд выку­пил все акции акци­о­не­ров компании.

«Кто дол­жен быть бос­сом?» все рав­но, что спро­сить: “Кто дол­жен быть тено­ром это­го квар­те­та?” Конеч­но, тот, кто уме­ет петь тено­ром», — ска­зал мистер Форд, теперь уже пол­но­прав­ный вла­де­лец компании.

К нача­лу 1920‑х годов Ген­ри Форд про­да­вал боль­ше авто­мо­би­лей, чем все его кон­ку­рен­ты вме­сте взя­тые; из 10 авто­мо­би­лей, куп­лен­ных в США, 7 были про­из­ве­де­ны им. Имен­но в это вре­мя он полу­чил зва­ние «авто­мо­биль­но­го короля».

Форд инве­сти­ру­ет в покуп­ку дру­гих заво­дов, шахт, уголь­ных шахт и все­го, что тре­бу­ет­ся для про­из­вод­ства авто­мо­би­лей. Таким обра­зом, «вла­де­лец фаб­рик, газет, паро­хо­дов» созда­ет целую импе­рию, неза­ви­си­мую от внеш­ней торговли.

При этом успеш­ный про­мыш­лен­ник не зацик­лен на дол­ла­рах, имен­но ему при­над­ле­жит фраза:

«Основ­ное исполь­зо­ва­ние капи­та­ла не в том, что­бы зара­бо­тать боль­ше денег, а в том, что­бы делать день­ги, что­бы сде­лать жизнь лучше».

Генри Форд - история успеха, биография, цитаты

В 1922 году Форд издал ярко и образ­но напи­сан­ную авто­био­гра­фи­че­скую кни­гу «Моя жизнь, мои достижения.

Одна­ко спо­кой­но дожить до пен­сии, пожи­ная пло­ды успе­хов про­шло­го, Ген­ри Фор­ду не дают ни кон­ку­рен­ты, ни поку­па­те­ли. Про­да­жи само­го доступ­но­го авто­мо­би­ля начи­на­ют падать.

Созда­тель Ford‑T счи­тал, что «если купи­ли один раз, то будут поку­пать все­гда». Одна­ко люди хоте­ли раз­но­об­ра­зия, и Форд мог пред­ло­жить толь­ко «один авто­мо­биль любо­го цве­та, если этот цвет черный».

General Motors предо­ста­ви­ла кли­ен­там раз­лич­ные моде­ли авто­мо­би­лей и пре­одо­ле­ла кон­ку­рент­ное пре­иму­ще­ство Ford (доступ­ность), про­да­вая авто­мо­би­ли в кредит.

К 1927 году про­да­жи Ford T упа­ли настоль­ко, что Ford ока­зал­ся под угро­зой банк­рот­ства. «Бла­го­на­ме­рен­ные» пред­ви­де­ли крах биз­не­сме­на, но и на этот раз Форд не сдал­ся. Ведь если вче­раш­ние убеж­де­ния не оправ­да­лись, то это все­го лишь повод выду­мать что-то новое: «Они повсю­ду: эти стран­ные люди, кото­рые не зна­ют, что вче­ра — это вче­ра, и кото­рые каж­дое утро про­сы­па­ют­ся с мыс­ля­ми о про­шлом году» в их головах».

Новый взгляд на теку­щую ситу­а­цию – метод реше­ния про­блем, кото­рый не дол­жен пылить­ся в бага­же ​​совре­мен­но­го человека.

Сво­им при­ме­ром Форд дока­зал, что пози­тив­ное мыш­ле­ние рабо­та­ет и дает резуль­та­ты. Если вы уве­ре­ны, что уда­ча при­дет к вам, так и будет: «Думы о буду­щем, жела­ние сде­лать боль­ше, при­во­дит разум в состо­я­ние, в кото­ром кажет­ся, что нет ниче­го невозможного».

Форд при­оста­нав­ли­ва­ет про­из­вод­ство и уволь­ня­ет почти всех рабо­чих, а сам рабо­та­ет над созда­ни­ем сле­ду­ю­ще­го авто­мо­би­ля. В 1927 году он пред­став­ля­ет новую модель «Форд‑А» (про­то­тип совет­ской «Побе­ды»), выгод­но отли­ча­ю­щу­ю­ся от суще­ству­ю­щих по тех­ни­че­ским харак­те­ри­сти­кам и внеш­не­му виду.

Генри Форд - история успеха, биография, цитаты

Форд сно­ва побеж­да­ет. Он руко­во­дит ком­па­ни­ей до 1930‑х годов, а затем пере­да­ет биз­нес сыну, но сно­ва воз­вра­ща­ет­ся на долж­ность дирек­то­ра ком­па­нии после его смер­ти в 1943 году.

Ген­ри Форд умер в воз­расте 83 лет, там же, где родил­ся, в про­вин­ци­аль­ном горо­де Дирборн.

В насто­я­щее вре­мя создан­ная им ком­па­ния явля­ет­ся чет­вер­той в мире по объ­е­мам про­из­вод­ства авто­мо­би­лей за весь пери­од существования.

Ген­ри Форд, вопло­тив­ший «аме­ри­кан­скую меч­ту», видел свою мис­сию в улуч­ше­нии жиз­ни людей, ведь для него авто­мо­би­ли были не про­сто маши­на­ми, а боль­шим источ­ни­ком радо­сти. А когда жур­на­ли­сты спро­си­ли его, чего может желать такой бога­тый чело­век, Форд отве­тил им так:

«Я хотел бы улуч­шить мир, живя в нем».

Достой­ный ответ, кото­рый мы все можем придумать.

Десерт­ное видео: кра­си­вая рекла­ма Ford Mustang

Оцените статью
( Пока оценок нет )
Добавить комментарий

восемнадцать − 9 =