— Ты можешь что-то сделать или уверен, что не можешь? В обоих случаях вы правы» /Генри Форд
Изучение биографий успешных людей не преследует цель скопировать их модель поведения. Вы, мой дорогой читатель, должны понимать, что именно ваша личность делает вас успешным.
Герой нашей сегодняшней статьи Генри Форд сказал по этому поводу следующее: «Все автомобили Ford совершенно одинаковы, но нет двух полностью одинаковых людей». Главная задача каждого человека — найти свою искру индивидуальности и «сохранить ее в живых — это его единственная истинная основа для исполнения важной роли».
Но точно так же, как молоток — идеальный инструмент для забивания гвоздей, некоторые человеческие качества и методы решения проблем настолько эффективны, что эти «инструменты» стоит взять на вооружение.
О них мы сегодня и поговорим.
Генри Форд, легендарный бизнесмен 20-го века, организатор сборочного конвейера и «отец» автомобильной промышленности, родился 30 июля 1863 года на ферме недалеко от Дирборна, штат Мичиган.
Его семья была довольно зажиточной, но, как заметил Форд, «было слишком много работы по дому по сравнению с результатами». Образование, которое оставляло желать лучшего, Генрих получил в церковной школе. Уже взрослый Форд, составляя важные контракты, все же допускал ошибки. Однажды он подаст в суд на газету, назвавшую его «невежественным», а на обвинение в невежестве ответит: «Если бы мне… нужно было отвечать на ваши глупые вопросы, мне достаточно было бы нажать кнопку в кабинете, и специалисты бы появляются в моем распоряжении с ответами».
Форд видел в неграмотности не недостаток, а скорее нежелание применять разум к жизни: «Самое трудное в мире — думать головой. Наверное, поэтому так мало людей делают это».
в возрасте 12 лет Генри впервые увидел локомотив. Встреча экипажа с двигателем произвела на Форда большое впечатление, и так начались его попытки сконструировать движущийся механизм. Родители не одобряли его увлечения механикой и мечтали видеть Генри солидным фермером. В 17 лет, когда он был подмастерьем в механической мастерской, его считали «почти мертвым».
Через 4 года Форд возвращается домой и совмещает дневную работу на ферме с ночными бдениями над очередным изобретением.
В 1887 году он женился на дочери фермера Кларе Брайант, с которой прожил всю жизнь. Через 4 года у пары рождается сын Эдсель. Клара была интеллигентной и спокойной женщиной, которая стала верной помощницей неутомимого Генриха. Как-то на вопрос журналистов, хочет ли он прожить еще одну жизнь, Форд ответит так: «Только если ты снова сможешь жениться на Кларе».
Чтобы облегчить работу на ферме, Форд изобретает кукурузную молотилку, работающую на бензине. Форд продает патент на это изобретение Томасу Эдисону, который приглашает Генри присоединиться к его компании. Однако и там, на должности главного инженера, Генри все же больше тянуло к автомобилям.
Он был просто одержим идеей создания доступного для всех автомобиля. Форд правильно считал, что «идеи сами по себе ценны, но в конечном счете каждая идея — это просто идея. Задача состоит в том, чтобы применить это на практике». В 1893 году в свободное время Форд сконструировал свой первый автомобиль.
Руководство компании не одобряет эксперименты Форда и советует отказаться от них. Но Генри остается верен своей идее превратить автомобиль из предмета роскоши в средство передвижения и, полный надежд на будущее, уходит со службы: «Если тебе так хочется, ты можешь все. Энтузиазм — основа любого прогресса».
В 1899 году он стал совладельцем Детройтской автомобильной компании, но в 1902 году из-за разногласий ушел и оттуда.
Но если Форд стремился превратить миллионы обычных пешеходов в гордых автовладельцев, то ничто не может остановить его на избранном им пути:
“Когда кажется, что весь мир против тебя, помни, что самолет взлетает против ветра!»
За рулем своего изобретения Форд уводит потенциальных клиентов. Но новый Fordmobile не пользуется спросом, и горожане высмеивают Генри как навязчивую идею Бегли-стрит. Но сдается ли он? Нет. Форд еще раз демонстрирует свой подход к жизненным неудачам, видя в них «возможность начать все сначала, но с большей мудростью». Он считал, что честная неудача не унизительна, но унизителен страх неудачи. С ним трудно не согласиться.
Ведь вряд ли найдется на свете человек, у которого всегда все получается с первого раза. Настойчивость, решительность и настойчивость – вот качества настоящего бойца. «Люди чаще сдаются, чем терпят неудачу», — сказал Генри Форд.
В 1902 году он делает невероятную рекламу своей машине: выступая на своей машине в автогонках, он опережает американского чемпиона! Привет, Энрике! Трудно найти лучшую фирму по связям с общественностью, и Форд, как никто другой, понимает важность рекламы: «Если бы у меня было 4 доллара, я бы отдал 3 из них на рекламу».
Кто не любит быть рядом с победителем? Клиентура Форда вскоре начала расти. Привлекая инвесторов, Генри в 1903 году основал компанию, названную его именем — Ford Motor Company.
Все свои силы он вкладывает в создание универсального, простого, надежного и дешевого автомобиля. В то время многим была непонятна идея «автомобиля для всех», массовый автомобиль был чем-то фантастическим, как сейчас, например, «массовый самолет». Однако Генриха все это не волнует, так как он считает, что «все можно сделать лучше того, что сделано до сих пор».
Форд упрощает конструкцию автомобиля, стандартизирует его детали и механизмы. Она первая в мире внедрила конвейер в машинное производство. Это инновационное решение в мгновение ока выводит вас на лидирующие позиции в автомобильной промышленности и оставляет конкурентов далеко позади.
И хотя транспортир использовался в 19 веке и раньше, когда мы говорим «транспортир», мы имеем в виду Генри Форда, человека, который с вашей помощью добился своей мечты и небывалых успехов.
В 1908 году, с выпуском Ford Model T, к компании пришла удача. Ford T собственной разработки Генри был недорогим, но практичным и намного дешевле, чем автомобили конкурентов. Сам Эрнест Хемингуэй водил Ford T, переделанный в фургон скорой помощи.
Продажи Ford‑T приносят огромную прибыль, потому что девизом Ford всегда было «дешево и хорошо», а не «дешево и плохо»: качество означает делать что-то правильно, даже когда никто не смотрит.
В 1909 году Ford T стоил 850 долларов; в 1913 году 550 долларов. В 1914 году компания празднует выпуск 10-миллионного Ford T. На тот момент эти машины составляли 10% всех автомобилей в мире.
В том же 1914 году Генри Форд принимает решение увеличить заработную плату своим рабочим до 5 долларов в день. Он считал, что:
«Если вам нужно, чтобы кто-то посвятил свое время и энергию делу, будьте осторожны, чтобы не столкнуться с финансовыми трудностями».
Вероятно, главный секрет Форда кроется не столько в производственных новшествах, сколько в человеческом отношении к другим: «Мой секрет успеха заключается в умении понимать точку зрения другого человека и смотреть на вещи как с его точки зрения, так и с его «моя собственная точка зрения».
Именно на предприятиях Ford впервые в США работникам предоставляется 8‑часовая смена, 6‑дневная рабочая неделя и оплачиваемый отпуск. «Человек, придумавший выходной», также наградил рабочих, которые не курили и не пили.
Люди выстраивались в очередь, чтобы получить работу в Ford. При приеме на работу он оценивал только готовность к работе:
«Мне все равно, откуда пришел человек, из тюрьмы Синг-Синг или из Гарварда. Мы нанимаем человека, а не историю».
Проблем с текучестью кадров не было, хотя дисциплина на заводе была жесткой. «Он не любит, когда время тратится впустую», — сказал Форд, не позволяя ни себе, ни своим работникам расслабиться. Он был убежден, что: «Только два стимула заставляют людей работать: стремление к зарплате и страх ее потерять».
В своей компании Форд ввел принцип «меньше управленческого духа в деловой жизни и больше предпринимательского духа в управлении».
Решив, что бумажная волокита тормозит процесс производства автомобилей, Форд на своем заводе – гуляй так! – статистика упразднена. В Ford не было производственных совещаний, лишней документации и связи между отделами.
Между тем, благодаря Генри Форду, все больше и больше людей подружились с 4 колесами. Его рабочие, получавшие приличную зарплату, купили Ford T, и вскоре рост продаж принес такую прибыль, что Форд выкупил все акции акционеров компании.
«Кто должен быть боссом?» все равно, что спросить: “Кто должен быть тенором этого квартета?” Конечно, тот, кто умеет петь тенором», — сказал мистер Форд, теперь уже полноправный владелец компании.
К началу 1920‑х годов Генри Форд продавал больше автомобилей, чем все его конкуренты вместе взятые; из 10 автомобилей, купленных в США, 7 были произведены им. Именно в это время он получил звание «автомобильного короля».
Форд инвестирует в покупку других заводов, шахт, угольных шахт и всего, что требуется для производства автомобилей. Таким образом, «владелец фабрик, газет, пароходов» создает целую империю, независимую от внешней торговли.
При этом успешный промышленник не зациклен на долларах, именно ему принадлежит фраза:
«Основное использование капитала не в том, чтобы заработать больше денег, а в том, чтобы делать деньги, чтобы сделать жизнь лучше».
В 1922 году Форд издал ярко и образно написанную автобиографическую книгу «Моя жизнь, мои достижения.
Однако спокойно дожить до пенсии, пожиная плоды успехов прошлого, Генри Форду не дают ни конкуренты, ни покупатели. Продажи самого доступного автомобиля начинают падать.
Создатель Ford‑T считал, что «если купили один раз, то будут покупать всегда». Однако люди хотели разнообразия, и Форд мог предложить только «один автомобиль любого цвета, если этот цвет черный».
General Motors предоставила клиентам различные модели автомобилей и преодолела конкурентное преимущество Ford (доступность), продавая автомобили в кредит.
К 1927 году продажи Ford T упали настолько, что Ford оказался под угрозой банкротства. «Благонамеренные» предвидели крах бизнесмена, но и на этот раз Форд не сдался. Ведь если вчерашние убеждения не оправдались, то это всего лишь повод выдумать что-то новое: «Они повсюду: эти странные люди, которые не знают, что вчера — это вчера, и которые каждое утро просыпаются с мыслями о прошлом году» в их головах».
Новый взгляд на текущую ситуацию – метод решения проблем, который не должен пылиться в багаже современного человека.
Своим примером Форд доказал, что позитивное мышление работает и дает результаты. Если вы уверены, что удача придет к вам, так и будет: «Думы о будущем, желание сделать больше, приводит разум в состояние, в котором кажется, что нет ничего невозможного».
Форд приостанавливает производство и увольняет почти всех рабочих, а сам работает над созданием следующего автомобиля. В 1927 году он представляет новую модель «Форд‑А» (прототип советской «Победы»), выгодно отличающуюся от существующих по техническим характеристикам и внешнему виду.
Форд снова побеждает. Он руководит компанией до 1930‑х годов, а затем передает бизнес сыну, но снова возвращается на должность директора компании после его смерти в 1943 году.
Генри Форд умер в возрасте 83 лет, там же, где родился, в провинциальном городе Дирборн.
В настоящее время созданная им компания является четвертой в мире по объемам производства автомобилей за весь период существования.
Генри Форд, воплотивший «американскую мечту», видел свою миссию в улучшении жизни людей, ведь для него автомобили были не просто машинами, а большим источником радости. А когда журналисты спросили его, чего может желать такой богатый человек, Форд ответил им так:
«Я хотел бы улучшить мир, живя в нем».
Достойный ответ, который мы все можем придумать.
Десертное видео: красивая реклама Ford Mustang