*В расчетах использованы средние данные по России на момент написания. В каждой статье есть калькулятор прибыльности торговли, который позволит рассчитать ключевые показатели прибыльности, актуальные на сегодняшний день.
Кондитерский бизнес привлекателен для инвесторов в основном из-за высокой рентабельности вложенного капитала. Наиболее динамичным его сегментом является производство тортов, занимающих первое место по продажам среди всех видов сладостей. Его рост в последние годы составляет 15–18%.
Традиционно на рынке кондитерских изделий выделяют сегмент мучных кондитерских изделий (печенье и вафли, а также кексы, рулеты, пряники, торты и пирожные, восточные мучные сладости) и сегмент сахаристых кондитерских изделий (карамель, шоколад, конфеты, варенье, зефир, халва, зефир, ирис, драже, леденцы, грильяж, суфле, помадка и многое другое).
Каждый из сегментов кондитерского рынка имеет свои особенности.
Сегмент сахарной продукции требует значительных инвестиций (от 700 тысяч долларов), в нем работает большое количество крупных западных и отечественных производителей с современным оборудованием и многомиллионными рекламными бюджетами. Вход в эту сферу для частного инвестора затруднен. Одним из возможных исключений является предложение потребителю уникального продукта. Например, в Москве достаточно сильные позиции имеют небольшие компании, производящие разнообразные восточные сладости под контролем иностранных (сирийских, турецких) специалистов. Инвестиции в создание такого предприятия находятся на уровне 270–300 тысяч долларов.
Важную роль здесь играют уникальные технологии, которые не так просто получить. Кроме того, придется долго убеждать потребителя в качестве и эксклюзивности сладостей. Достаточно долго, чтобы работать себе в убыток.
В этом смысле рынок мучных изделий гораздо перспективнее.
Производство каждого из его видов имеет свои особенности. Производство тортов – наиболее перспективный и динамично развивающийся сегмент рынка. Именно в этой сфере наибольшие возможности у малых и средних компаний. Во-первых, в России торты традиционно занимают первое место по продажам среди сладостей всех видов. Во-вторых, отсутствует жесткая конкуренция с импортными производителями (соотношение отечественной и импортной продукции здесь составляет 7% к 93%).
Но больше шансов на успех имеют производители, сделавшие выбор в пользу крупных торговых сетей, так как сотрудничество с ними положительно сказывается на имидже и престиже компании.
Новичкам, которым еще не удалось установить партнерские отношения с крупными розничными торговцами, следует сотрудничать с более мелкими бакалейщиками. Некоторые компании, например, пытаются формировать собственные розничные сети, арендуя отделы в магазинах. Но эта практика далеко не всегда эффективна, так как требует дополнительных вложений, а свободных площадей, подходящих для такой схемы развития, пока не так много.
Необходимо учитывать тот факт, что территория, на которой компания будет реализовывать свою продукцию, также ограничена – ее радиус не превышает 200 км. Это ограничение связано с ограниченным сроком реализации продукции и особыми условиями ее доставки: если для доставки по городу вполне подходят автомобили с изотермическим кузовом, то для дальних расстояний нужны очень дорогие грузовики, оснащенные холодильными установками.
Для работы компании необходим автопарк, состоящий минимум из 5 единиц, а лучше из 12.
Кондитерский цех: Производство тортов
Для работы среднего кондитерского производства необходимо помещение площадью 800‑1200 кв м. Следует учитывать, что стоимость перепланировки помещения в соответствии со строгими требованиями санитарных норм а эпидемиологические и гигиенические могут быть очень значительными, по некоторым оценкам необходимые затраты могут составить до 15 тысяч долларов.
Удаленность бизнеса от Москвы предполагает необходимость нести более высокие транспортные расходы, но тем не менее экономия на аренде оказывается более ощутимой, так как арендные ставки в Москве растут с космической скоростью и слишком суровы для производителей-новичков.
Покупка оборудования обойдется в небольшую сумму, если техника отечественная. Поэтому цена машины для взбивания сливок отечественного производства не превышает 1500 долларов, примерно столько же стоит и специальный миксер.
Цена полок, поддонов, тележек, форм, столов, весов, ванн, кастрюль и других товаров, необходимых для работы, составит от 12 до 17 тысяч долларов, шкафы и холодильные установки, а также печи будут стоить от 6 до 8 у тысяч долларов.
Кроме того, компании потребуются мебель и оргтехника, стоимость их покупки составит от 8 до 15 тыс долл. Специалисты не советуют покупать бывшее в употреблении или вторичное оборудование, так как высокая степень износа такого оборудования может нарушить нормальную работу, Деятельность компании.
Получение необходимой документации. Помимо юридических документов, для функционирования компании потребуются следующие документы.
• Санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии продукции государственным санитарным нормам и правилам и приложение к нему (номенклатурный перечень выпускаемой продукции).
• Программа по организации и проведению производственного контроля за соблюдением санитарных норм и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при производстве кондитерских изделий.
• Сертификаты соответствия продукции требованиям нормативных документов.
• Санитарный паспорт объекта, подлежащего дезинсекции и дезинсекции, и договор на дезинсекцию и дератизацию помещений.
• Заключение органов Государственной пожарной охраны о соблюдении требований пожарной безопасности на объекте.
• При наличии транспортных средств для вывоза продукции – Санитарные паспорта на транспортные средства.
• Документы на ККМ: регистрационная карточка ККМ, паспорт версии модели ККМ, договор на техническое обслуживание ККМ.
Кондитерский цех: Подбор персонала
В сфере поиска кадров есть две сложности: во-первых, не хватает хороших специалистов, так как в настоящее время количество и качество специалистов пищевого производства, подготовленных вузами и средними специальными учебными заведениями, явно не соответствует требованиям рынка, во-вторых, в этой отрасли наблюдается довольно высокая текучесть кадров.
Как правило, в кондитерской компании работает не менее 20 человек, чаще до 50. Часто выгоднее нанимать неподготовленных молодых девушек из провинции, обеспечив их временным жильем и регистрацией. Зарплата кондитеров сейчас составляет 200–300 долларов в месяц. Компании потребуются технологи (от 500 долларов), менеджеры по продажам и ликвидации (от 800 долларов), а также другой персонал.
Необходимо учитывать продолжительность процедуры создания и запуска производства, завоевания рыночной ниши и «раскрутки» бренда, и не стоит рассчитывать на то, что компания выйдет на самоокупаемость раньше, чем через 10–12 лет месяцы. Вернуть все вложения можно будет в лучшем случае за 2,5–3 года.
Кондитерский цех: Покупка готового бизнеса
Все предприятия кондитерской отрасли, работающие сегодня в Московской области, можно разделить на три большие группы по степени их инвестиционной привлекательности: крупные кондитерские фабрики, небольшие цеха в ресторанах и кухонных фабриках, а также установки вновь создаваемого производства. Наиболее привлекательными для инвесторов являются последние. Эти компании выдержали конкуренцию и преуспевают на рынке. Его типичные характеристики таковы: производственные площади от 300 до 4000 м2, количество сотрудников – от 40 до 250 человек, объемы продаж – от 50 тысяч до 350 тысяч долларов в месяц, прибыль – от 10 тысяч до 80 тысяч долларов в месяц месяц.
Крупные кондитерские фабрики, оставшиеся с советских времен, могут быть интересны только крупным инвесторам и пищевым компаниям, так как срок окупаемости таких объектов достаточно велик из-за дороговизны недвижимости. Средняя стоимость бизнеса здесь составляет 1 350 000 долларов.
Небольшие мастерские часто массово закрываются, а те, что остаются, влачат жалкое существование: средняя прибыль компании не превышает 3 тысяч долларов в месяц. Такой
С учетом всех факторов – длительности процедуры создания и запуска производства, завоевания рыночной ниши и “раскрутки” бренда, не стоит рассчитывать на то, что компания выйдет на самоокупаемость раньше, чем через 10–12 месяцев. Вернуть все вложения можно будет в лучшем случае за 2,5–3 года.
Если компания владеет недвижимостью, срок окупаемости бизнеса увеличивается до 3–4 лет.
По материалам статьи Алексея Москвича для журнала “Директор-инфо”