Как организовать бизнес по доставке еды из ресторанов

Как открыть бизнес по доставке еды

*В рас­че­тах исполь­зо­ва­ны сред­ние дан­ные по Рос­сии на момент напи­са­ния. В каж­дой ста­тье есть каль­ку­ля­тор при­быль­но­сти тор­гов­ли, кото­рый поз­во­лит рас­счи­тать клю­че­вые пока­за­те­ли при­быль­но­сти, акту­аль­ные на сего­дняш­ний день.

Конеч­но, чело­век может жить без еды. Но не намного. 

Как и любое дру­гое живое суще­ство, чело­век дол­жен вос­пол­нять энер­гию, затра­чи­ва­е­мую в про­цес­се жиз­не­де­я­тель­но­сти. Для это­го мы долж­ны есть: есть пищу, бога­тую жира­ми, бел­ка­ми и угле­во­да­ми в раз­ной сте­пе­ни. При этом нам нра­вит­ся, что­бы эта еда была вкус­ной, то есть что­бы она не про­сто соот­вет­ство­ва­ла нашим вку­со­вым тре­бо­ва­ни­ям, а пре­вос­хо­ди­ла их. У нас часто не хва­та­ет навы­ков, что­бы при­го­то­вить его таким обра­зом. Или мы не хотим тра­тить вре­мя на его под­го­тов­ку. Или оба вме­сте. Имен­но для удо­вле­тво­ре­ния таких потреб­но­стей и появи­лись все­воз­мож­ные заве­де­ния обще­пи­та, обес­пе­чи­ва­ю­щие нас едой, отве­ча­ю­щей одно­му или несколь­ким тре­бо­ва­ни­ям одно­вре­мен­но: вкус­но, быст­ро и не затра­чи­вая соб­ствен­но­го вре­ме­ни на при­го­тов­ле­ние пищи. Обычно. 

И все же, несмот­ря на эти удоб­ства, ино­гда может воз­ник­нуть жела­ние (а ино­гда и потреб­ность) вкус­но поесть не в ресто­ране, а дома. Роман­ти­че­ский ужин в при­ят­ном месте, встре­ча с дру­зья­ми, про­сто жела­ние про­ве­сти вечер в уют­ном крес­ле за вкус­ным ужи­ном – все это может заста­вить нас отка­зать­ся от ресто­ран­но­го обслу­жи­ва­ния. Неко­то­рые заве­де­ния пред­ла­га­ют достав­ку на дом, и в дан­ном слу­чае это выход. Неко­то­рые, но не все. На сего­дняш­ний день не более 10% заве­де­ний гото­вы достав­лять еду само­сто­я­тель­но. При­чи­на это­го в том, что созда­ние служ­бы достав­ки пред­по­ла­га­ет не толь­ко допол­ни­тель­ные финан­со­вые затра­ты, но и необ­хо­ди­мость ее пра­виль­ной орга­ни­за­ции. Вот где появ­ля­ет­ся выгод­ная воз­мож­ность для бизнеса. 

Орга­ни­за­ция служ­бы достав­ки еды — отно­си­тель­но новая ниша биз­не­са для Рос­сии. До сих пор актив­ных и успеш­ных игро­ков здесь прак­ти­че­ски нет – в ответ на соот­вет­ству­ю­щий запрос поис­ко­ви­ки в сред­нем горо­де-мил­ли­он­ни­ке пред­ло­жат не более 3–4 вари­ан­тов, два из кото­рых будут игро­ка­ми феде­раль­но­го уро­вень . С чем имен­но свя­за­но такое поло­же­ние вещей, ска­зать слож­но. Мож­но лишь ука­зать на опре­де­лен­ные труд­но­сти, воз­ни­ка­ю­щие при орга­ни­за­ции тако­го биз­не­са. Но что такое биз­нес без трудностей? 

В первую оче­редь необ­хо­ди­мо про­ду­мать реаль­ную орга­ни­за­ци­он­ную схе­му достав­ки: какой вид транс­пор­та и в каком коли­че­стве необ­хо­дим, как орга­ни­зо­вать логи­сти­ку. Самое глав­ное здесь – это вре­мя соблю­де­ния заяв­лен­но­го сро­ка достав­ки. Его так­же сле­ду­ет опре­де­лять с осо­бой тща­тель­но­стью: если вы заяви­те слиш­ком корот­кий срок, есть риск не успеть, что при­ве­дет к нега­ти­ву со сто­ро­ны кли­ен­та; если вы заяви­те слиш­ком мно­го, что­бы быть в без­опас­но­сти, никто не будет реа­ги­ро­вать на рекла­му. Необ­хо­ди­мо учи­ты­вать не толь­ко вре­мя нахож­де­ния курье­ра в пути от места дис­ло­ка­ции до ресто­ра­на, а отту­да до заказ­чи­ка, но и (воз­мож­но) вре­мя при­го­тов­ле­ния зака­зан­но­го блю­да. Для сред­не­го област­но­го цен­тра будет умест­но вре­мя достав­ки 1,5 часа. В иде­а­ле курьер­ская служ­ба, при­е­хав за зака­зом, вы долж­ны его полу­чить, не дожи­да­ясь; здесь необ­хо­ди­мо обес­пе­чить гра­мот­ную рабо­ту диспетчера. 

При орга­ни­за­ции логи­сти­ки важ­ную помощь может ока­зать спе­ци­а­ли­зи­ро­ван­ное про­грамм­ное обес­пе­че­ние: CRM-систе­ма, гаран­ти­ру­ю­щая рабо­ту опе­ра­то­ра и курье­ра в еди­ном про­стран­стве. Боль­шим плю­сом в этом слу­чае ста­нет его инте­гра­ция с гео­ин­фор­ма­ци­он­ной систе­мой для постро­е­ния наи­бо­лее эффек­тив­но­го марш­ру­та обме­на сооб­ще­ни­я­ми. Сего­дня похо­жую систе­му пред­ла­га­ет один из участ­ни­ков рын­ка – фран­чай­зер, кото­рый несколь­ко лет назад орга­ни­зо­вал ресто­ран­ный биз­нес по достав­ке еды. Без­услов­но, при­об­ре­те­ние фран­ши­зы — это хоро­ший спо­соб прак­ти­че­ски под­го­то­вить биз­нес и мини­ми­зи­ро­вать рис­ки, свя­зан­ные с выво­дом на рынок новой услу­ги. Одна­ко по раз­ным при­чи­нам не все пред­при­ни­ма­те­ли при­ни­ма­ют реше­ние в свою поль­зу. Аль­тер­на­ти­вой явля­ет­ся исполь­зо­ва­ние уже суще­ству­ю­щих в откры­том досту­пе CRM-систем 

Выбор транс­пор­та для курье­ров опре­де­ля­ет­ся усло­ви­я­ми кон­крет­но­го горо­да дис­ло­ка­ции. В Крас­но­да­ре, напри­мер, доволь­но успеш­но рабо­та­ет достав­ка еды на само­ка­тах. Хотя это один из наи­ме­нее доро­гих видов транс­пор­та — дешев­ле толь­ко обще­ствен­ный транс­порт — вряд ли он подой­дет для горо­да с более суро­вым кли­ма­том. В этом слу­чае тре­бу­ет­ся покуп­ка неболь­ших, новых или подер­жан­ных авто­мо­би­лей, в зави­си­мо­сти от пла­ни­ру­е­мых инве­сти­ций в про­ект. Что каса­ет­ся упо­мя­ну­то­го выше обще­ствен­но­го транс­пор­та, то он так­же может быть актуа­лен в неко­то­рых слу­ча­ях. В Москве, напри­мер, в час пик с неболь­шим зака­зом гораз­до быст­рее добрать­ся на мет­ро; Конеч­но, есть неко­то­рые ого­вор­ки: заказ не дол­жен быть слиш­ком гро­мозд­ким, марш­рут не дол­жен быть слиш­ком слож­ным и длинным. 

На момент стар­та про­ек­та будет доста­точ­но двух одно­вре­мен­но рабо­та­ю­щих курье­ров; это поз­во­лит обслу­жи­вать до 5 кли­ен­тов в час. Со вре­ме­нем коли­че­ство курье­ров будет уве­ли­чи­вать­ся, а рас­хо­ды на их содер­жа­ние будут покры­вать­ся за счет посто­ян­но рас­ту­щей кли­ент­ской базы. Так­же вам пона­до­бит­ся неболь­шой офис, обо­ру­до­ван­ный мини­маль­ной орг­тех­ни­кой, а так­же смарт­фо­ны или план­ше­ты для мес­сен­дже­ров с уста­нов­лен­ной CRM-систе­мой. Итак, пер­во­на­чаль­ная стоимость: 

– раз­ра­бот­ка и про­дви­же­ние интер­нет-сай­та – не менее 150–200 тысяч руб­лей, в слу­чае пере­во­да на дого­вор; если поз­во­ля­ют зна­ния и навы­ки, мож­но раз­ра­бо­тать само­сто­я­тель­но, но на рекла­му все рав­но при­дет­ся потра­тить не менее 50–70 тысяч; 

– CRM-систе­ма – в сред­нем 40 000 руб­лей за рабо­чее место “коро­боч­ной” вер­сии, но есть облач­ные сер­ви­сы, поз­во­ля­ю­щие совер­шен­но бес­плат­но исполь­зо­вать вер­сии с огра­ни­чен­ным функ­ци­о­на­лом для мало­го биз­не­са; если вам нуж­на пол­ная вер­сия, то ее арен­да будет сто­ить от 1000 до 10000 руб­лей в зави­си­мо­сти от функ­ци­о­на­ла и коли­че­ства под­клю­чен­ных пользователей; 

– транс­порт для курье­ров: от 30 000 руб­лей за новый ску­тер с гаран­ти­ей или вдвое дешев­ле за б/у ску­тер; новая мало­лит­раж­ка – ино­мар­ка будет сто­ить в десять раз доро­же – 300 000 руб­лей, а подер­жан­ная оте­че­ствен­ная в хоро­шем состо­я­нии – 80–100 тысяч, поэто­му выбор будет опре­де­лять­ся раз­ме­ром бюд­же­та предпринимателя; 

– ком­пью­тер­ная и мобиль­ная тех­ни­ка – до 50 000 руб; 

– обо­рот­ные сред­ства на несколь­ко меся­цев – на опла­ту зар­плат курье­рам, опла­ту арен­ду­е­мо­го офи­са, рекла­мы и т.д.

В ито­ге в самом бюд­жет­ном вари­ан­те полу­ча­ем сум­му стар­то­во­го капи­та­ла 300–350 тысяч руб­лей. Одна­ко потре­бу­ет­ся мно­го тер­пе­ния, уси­лий и, глав­ное, уда­чи, что­бы добить­ся впе­чат­ля­ю­щих резуль­та­тов с таки­ми вло­же­ни­я­ми. Опти­маль­ной сум­мой стар­то­во­го капи­та­ла мож­но счи­тать сум­му 600–800 тысяч рублей. 

Одна­ко начи­нать созда­ние тако­го биз­не­са сто­ит не с опто­вых заку­пок транс­пор­та и обо­ру­до­ва­ния, а с дого­во­ров с мест­ны­ми пред­при­я­ти­я­ми обще­пи­та. Преж­де чем при­нять окон­ча­тель­ное реше­ние о сво­бод­ных капи­таль­ных вло­же­ни­ях в про­ект, вам необ­хо­ди­мо полу­чить согла­сие кафе и ресто­ра­нов на рабо­ту с вашей служ­бой достав­ки. Как пока­зы­ва­ет прак­ти­ка, есть два основ­ных вари­ан­та сотруд­ни­че­ства: в пер­вом мини­маль­ный объ­ем зака­за не огра­ни­чен, заказ­чик опла­чи­ва­ет фик­си­ро­ван­ную сто­и­мость достав­ки; во вто­ром достав­ка для кли­ен­та бес­плат­на, мини­маль­ная сум­ма зака­за огра­ни­че­на, а достав­щик полу­ча­ет про­цент от сум­мы сче­та, опла­чен­но­го ресто­ра­ном. Пер­вый вари­ант боль­ше при­ме­ним к фор­ма­ту фаст-фуда, вто­рой, в кафе и ресто­ра­ны с широ­ким ассор­ти­мен­том блюд. Воз­мож­ность опла­ты про­цен­тов за заказ появ­ля­ет­ся в заве­де­нии за счет при­об­ре­те­ния допол­ни­тель­ных кли­ен­тов служ­бы достав­ки, а так­же того, что в сум­му чека не вклю­че­ны рас­хо­ды на арен­ду и содер­жа­ние зала и зара­бот­ная пла­та офи­ци­ан­ты. ; по раз­ным оцен­кам курьер может полу­чить 20–25% от сум­мы зака­за. Цена для кли­ен­та так­же может быть раз­ной: сто­и­мость блю­да дома может быть рав­на его сто­и­мо­сти в заве­де­нии, а так­же могут быть преду­смот­ре­ны раз­лич­ные скид­ки или над­бав­ки; все зави­сит от гра­мот­ной мар­ке­тин­го­вой логи­ки цено­вой поли­ти­ки а так­же то, что в сум­му чека не вклю­че­ны рас­хо­ды на арен­ду и содер­жа­ние зала и зар­пла­ты офи­ци­ан­тов. ; по раз­ным оцен­кам курьер может полу­чить 20–25% от сум­мы зака­за. Цена для кли­ен­та так­же может быть раз­ной: сто­и­мость блю­да дома может быть рав­на его сто­и­мо­сти в заве­де­нии, а так­же могут быть преду­смот­ре­ны раз­лич­ные скид­ки или над­бав­ки; все зави­сит от гра­мот­ной мар­ке­тин­го­вой логи­ки цено­вой поли­ти­ки а так­же то, что в сум­му чека не вклю­че­ны рас­хо­ды на арен­ду и содер­жа­ние зала и зар­пла­ты офи­ци­ан­тов. ; по раз­ным оцен­кам курьер может полу­чить 20–25% от сум­мы зака­за. Цена для кли­ен­та так­же может быть раз­ной: сто­и­мость блю­да дома может быть рав­на его сто­и­мо­сти в заве­де­нии, а так­же могут быть преду­смот­ре­ны раз­лич­ные скид­ки или над­бав­ки; все зави­сит от гра­мот­ной мар­ке­тин­го­вой логи­ки цено­вой поли­ти­ки и могут быть предо­став­ле­ны раз­лич­ные скид­ки или над­бав­ки; все зави­сит от гра­мот­ной мар­ке­тин­го­вой логи­ки цено­вой поли­ти­ки и могут быть предо­став­ле­ны раз­лич­ные скид­ки или над­бав­ки; все зави­сит от гра­мот­ной мар­ке­тин­го­вой логи­ки цено­вой политики. 

Толь­ко после прин­ци­пи­аль­но­го согла­со­ва­ния (в иде­аль­ном слу­чае – под­пи­са­ния дого­во­ра) от 10 до 15 заве­де­ний, с мень­шим коли­че­ством рабо­тать про­сто нет смыс­ла, мож­но при­сту­пать к закуп­ке обо­ру­до­ва­ния и орга­ни­за­ции офи­са. Для про­дви­же­ния про­ек­та мож­но исполь­зо­вать такие кана­лы, как Интер­нет, вклю­чая соб­ствен­ный сайт, рекла­му в лиф­тах, листов­ки в кафе и ресто­ра­нах. Вы може­те пози­ци­о­ни­ро­вать свою ком­па­нию по-раз­но­му. Есть при­ме­ры, когда служ­ба достав­ки достав­ля­ет толь­ко пиц­цу, либо толь­ко суши и рол­лы. Одна­ко такая спе­ци­а­ли­за­ция, с одной сто­ро­ны, облег­чая логи­сти­ку и отно­ше­ния с постав­щи­ка­ми, может зна­чи­тель­но сокра­тить кли­ент­скую базу — рус­ский чело­век любит широ­кий ассортимент. 

Гра­фик рабо­ты для тако­го биз­не­са под­хо­дит толь­ко посмен­но, а 24 часа или огра­ни­чен­ное вре­мя, поз­во­лит опре­де­лить иссле­до­ва­ние рын­ка реги­о­на или непо­сред­ствен­ный прак­ти­че­ский опыт. Зар­пла­та курье­ров может быть фик­си­ро­ван­ной или с пере­мен­ной частью, в зави­си­мо­сти от коли­че­ства выпол­нен­ных доста­вок. Из рас­че­та 5 доста­вок в час дву­мя курье­ра­ми при 12-часо­вом рабо­чем дне мы обслу­жи­ва­ем 60 кли­ен­тов за сме­ну. При мини­маль­ной фик­си­ро­ван­ной сто­и­мо­сти достав­ки, ска­жем, 200 руб­лей, это соста­вит 12 000 руб­лей за сме­ну. В слу­чае достав­ки ком­плекс­но­го меню из ресто­ра­на (скром­ный ужин на дво­их сей­час сто­ит не мень­ше двух тысяч) курьер полу­чит за заказ уже 400–500 руб­лей; поэто­му мак­си­маль­ный днев­ной доход может дости­гать более 20 тысяч руб­лей. При смен­ном гра­фи­ке без выход­ных еже­ме­сяч­ный доход соста­вит 360 000 руб­лей. 12-часо­вой гра­фик пред­по­ла­га­ет нали­чие двух смен: двух курье­ров и дис­пет­че­ра на пер­вом эта­пе раз­ра­бот­ки про­ек­та. Еще одну сдель­ную курьер­скую служ­бу мож­но под­клю­чить в часы пик или в самое вос­тре­бо­ван­ное вре­мя: вечер пят­ни­цы и субботы. 

Зар­пла­та курье­ра долж­на быть не менее 20–22 тысяч руб­лей в месяц в зави­си­мо­сти от рын­ка тру­да реги­о­на или 100–120 тысяч брут­то руб­лей в месяц для ком­па­нии. Два дис­пет­че­ра – еще 40–50 тысяч руб­лей в месяц в сум­ме. Арен­да офи­са обой­дет­ся в 10–15 тысяч, арен­да CRM – в сред­нем 5000 руб­лей; сто­и­мость свя­зи оди­на­ко­ва. ГСМ для авто­мо­би­лей и их тех­ни­че­ское обслу­жи­ва­ние – 50 000 руб­лей (ску­те­ры соот­вет­ствен­но дешев­ле). Общие еже­ме­сяч­ные рас­хо­ды – 225 000 руб. Вало­вая при­быль в этом слу­чае соста­вит не менее 135 000 руб. Очень хоро­ший пока­за­тель для мало­го биз­не­са. Основ­ны­ми фак­то­ра­ми успе­ха про­ек­та явля­ют­ся гра­мот­ное про­дви­же­ние услу­ги для обес­пе­че­ния запла­ни­ро­ван­но­го коли­че­ства зака­зов и соблю­де­ние сро­ков ее выполнения. 

Пока не будут достиг­ну­ты пла­но­вые пока­за­те­ли про­даж, допол­ни­тель­ный объ­ем зака­зов может быть при­вле­чен постав­кой дру­гих това­ров. В част­но­сти, рос­сий­ский фран­чай­зер в сфе­ре достав­ки еды так­же пред­ла­га­ет услу­ги по выку­пу зака­зов и достав­ке любых това­ров, от под­гуз­ни­ков до авто­зап­ча­стей; это так­же может быть про­сто транс­пор­ти­ров­ка чего-либо из одно­го места в дру­гое. Одна­ко тут уже при­хо­дит­ся при­бе­гать к бро­ни­ро­ва­нию, ина­че ско­ро при­дет­ся при­ни­мать зака­зы на пере­езд с транс­пор­том пиа­ни­но и про­чих инте­рес­ных вещей. Самы­ми попу­ляр­ны­ми и про­сты­ми в транс­пор­ти­ров­ке явля­ют­ся цве­ты, авто­зап­ча­сти, про­дук­ты пита­ния и лекарства. 

В эпо­ху бур­но­го раз­ви­тия инфор­ма­ци­он­ных тех­но­ло­гий мобиль­ное пред­ло­же­ние может стать неза­ме­ни­мым инстру­мен­том ком­му­ни­ка­ции с кли­ен­та­ми, с помо­щью кото­ро­го кли­ент может офор­мить заказ и отсле­жи­вать его ста­тус. Раз­ра­бот­ка тако­го при­ло­же­ния будет сто­ить не менее 80 000 руб­лей, а его про­дви­же­ние — не менее 50 000. 

Как мы уже гово­ри­ли ранее, око­ло 10% всех заве­де­ний обще­пи­та име­ют соб­ствен­ную служ­бу достав­ки. Вам по-преж­не­му нуж­но стро­ить с ними парт­нер­ские отно­ше­ния, они часто сосре­до­та­чи­ва­ют­ся на рекла­ме соб­ствен­но­го брен­да, ори­ен­ти­ро­ва­нии на посе­ти­те­лей мага­зи­на, а достав­ка отхо­дит на вто­рой план. Таким обра­зом, выде­ля­ет­ся опре­де­лен­ная целе­вая груп­па: люди, кото­рые хотят полу­чить блю­до из опре­де­лен­но­го ресто­ра­на, но не могут туда пой­ти. В этом слу­чае аль­янс будет заклю­чать­ся в раз­ме­ще­нии меню ресто­ра­на на сай­те достав­щи­ка и в мобиль­ном при­ло­же­нии, достав­ка будет осу­ществ­лять­ся самим ресто­ра­ном, а достав­щик будет полу­чать неболь­шой про­цент за предо­став­лен­ные реклам­ные возможности. 

Начав с мало­го и отра­бо­тав схе­му рабо­ты в одном горо­де, через какое-то вре­мя мож­но орга­ни­зо­вать фили­а­лы в дру­гих горо­дах стра­ны. Сле­ду­ю­щим шагом может стать созда­ние фран­ши­зы и ее про­да­жа, либо созда­ние феде­раль­ной сети достав­ки. Как все­гда в биз­не­се, воз­мож­но­сти раз­ви­тия огра­ни­че­ны толь­ко вашим желанием. 

Денис Мирош­ни­чен­ко
© www.openbusiness.ru – пор­тал биз­нес-пла­нов и руко­водств по откры­тию мало­го бизнеса 

Оцените статью
( Пока оценок нет )
Добавить комментарий

3 × 3 =