*В расчетах использованы средние данные по России на момент написания. В каждой статье есть калькулятор прибыльности торговли, который позволит рассчитать ключевые показатели прибыльности, актуальные на сегодняшний день.
Конечно, человек может жить без еды. Но не намного.
Как и любое другое живое существо, человек должен восполнять энергию, затрачиваемую в процессе жизнедеятельности. Для этого мы должны есть: есть пищу, богатую жирами, белками и углеводами в разной степени. При этом нам нравится, чтобы эта еда была вкусной, то есть чтобы она не просто соответствовала нашим вкусовым требованиям, а превосходила их. У нас часто не хватает навыков, чтобы приготовить его таким образом. Или мы не хотим тратить время на его подготовку. Или оба вместе. Именно для удовлетворения таких потребностей и появились всевозможные заведения общепита, обеспечивающие нас едой, отвечающей одному или нескольким требованиям одновременно: вкусно, быстро и не затрачивая собственного времени на приготовление пищи. Обычно.
И все же, несмотря на эти удобства, иногда может возникнуть желание (а иногда и потребность) вкусно поесть не в ресторане, а дома. Романтический ужин в приятном месте, встреча с друзьями, просто желание провести вечер в уютном кресле за вкусным ужином – все это может заставить нас отказаться от ресторанного обслуживания. Некоторые заведения предлагают доставку на дом, и в данном случае это выход. Некоторые, но не все. На сегодняшний день не более 10% заведений готовы доставлять еду самостоятельно. Причина этого в том, что создание службы доставки предполагает не только дополнительные финансовые затраты, но и необходимость ее правильной организации. Вот где появляется выгодная возможность для бизнеса.
Организация службы доставки еды — относительно новая ниша бизнеса для России. До сих пор активных и успешных игроков здесь практически нет – в ответ на соответствующий запрос поисковики в среднем городе-миллионнике предложат не более 3–4 вариантов, два из которых будут игроками федерального уровень . С чем именно связано такое положение вещей, сказать сложно. Можно лишь указать на определенные трудности, возникающие при организации такого бизнеса. Но что такое бизнес без трудностей?
В первую очередь необходимо продумать реальную организационную схему доставки: какой вид транспорта и в каком количестве необходим, как организовать логистику. Самое главное здесь – это время соблюдения заявленного срока доставки. Его также следует определять с особой тщательностью: если вы заявите слишком короткий срок, есть риск не успеть, что приведет к негативу со стороны клиента; если вы заявите слишком много, чтобы быть в безопасности, никто не будет реагировать на рекламу. Необходимо учитывать не только время нахождения курьера в пути от места дислокации до ресторана, а оттуда до заказчика, но и (возможно) время приготовления заказанного блюда. Для среднего областного центра будет уместно время доставки 1,5 часа. В идеале курьерская служба, приехав за заказом, вы должны его получить, не дожидаясь; здесь необходимо обеспечить грамотную работу диспетчера.
При организации логистики важную помощь может оказать специализированное программное обеспечение: CRM-система, гарантирующая работу оператора и курьера в едином пространстве. Большим плюсом в этом случае станет его интеграция с геоинформационной системой для построения наиболее эффективного маршрута обмена сообщениями. Сегодня похожую систему предлагает один из участников рынка – франчайзер, который несколько лет назад организовал ресторанный бизнес по доставке еды. Безусловно, приобретение франшизы — это хороший способ практически подготовить бизнес и минимизировать риски, связанные с выводом на рынок новой услуги. Однако по разным причинам не все предприниматели принимают решение в свою пользу. Альтернативой является использование уже существующих в открытом доступе CRM-систем
Выбор транспорта для курьеров определяется условиями конкретного города дислокации. В Краснодаре, например, довольно успешно работает доставка еды на самокатах. Хотя это один из наименее дорогих видов транспорта — дешевле только общественный транспорт — вряд ли он подойдет для города с более суровым климатом. В этом случае требуется покупка небольших, новых или подержанных автомобилей, в зависимости от планируемых инвестиций в проект. Что касается упомянутого выше общественного транспорта, то он также может быть актуален в некоторых случаях. В Москве, например, в час пик с небольшим заказом гораздо быстрее добраться на метро; Конечно, есть некоторые оговорки: заказ не должен быть слишком громоздким, маршрут не должен быть слишком сложным и длинным.
На момент старта проекта будет достаточно двух одновременно работающих курьеров; это позволит обслуживать до 5 клиентов в час. Со временем количество курьеров будет увеличиваться, а расходы на их содержание будут покрываться за счет постоянно растущей клиентской базы. Также вам понадобится небольшой офис, оборудованный минимальной оргтехникой, а также смартфоны или планшеты для мессенджеров с установленной CRM-системой. Итак, первоначальная стоимость:
– разработка и продвижение интернет-сайта – не менее 150–200 тысяч рублей, в случае перевода на договор; если позволяют знания и навыки, можно разработать самостоятельно, но на рекламу все равно придется потратить не менее 50–70 тысяч;
– CRM-система – в среднем 40 000 рублей за рабочее место “коробочной” версии, но есть облачные сервисы, позволяющие совершенно бесплатно использовать версии с ограниченным функционалом для малого бизнеса; если вам нужна полная версия, то ее аренда будет стоить от 1000 до 10000 рублей в зависимости от функционала и количества подключенных пользователей;
– транспорт для курьеров: от 30 000 рублей за новый скутер с гарантией или вдвое дешевле за б/у скутер; новая малолитражка – иномарка будет стоить в десять раз дороже – 300 000 рублей, а подержанная отечественная в хорошем состоянии – 80–100 тысяч, поэтому выбор будет определяться размером бюджета предпринимателя;
– компьютерная и мобильная техника – до 50 000 руб;
– оборотные средства на несколько месяцев – на оплату зарплат курьерам, оплату арендуемого офиса, рекламы и т.д.
В итоге в самом бюджетном варианте получаем сумму стартового капитала 300–350 тысяч рублей. Однако потребуется много терпения, усилий и, главное, удачи, чтобы добиться впечатляющих результатов с такими вложениями. Оптимальной суммой стартового капитала можно считать сумму 600–800 тысяч рублей.
Однако начинать создание такого бизнеса стоит не с оптовых закупок транспорта и оборудования, а с договоров с местными предприятиями общепита. Прежде чем принять окончательное решение о свободных капитальных вложениях в проект, вам необходимо получить согласие кафе и ресторанов на работу с вашей службой доставки. Как показывает практика, есть два основных варианта сотрудничества: в первом минимальный объем заказа не ограничен, заказчик оплачивает фиксированную стоимость доставки; во втором доставка для клиента бесплатна, минимальная сумма заказа ограничена, а доставщик получает процент от суммы счета, оплаченного рестораном. Первый вариант больше применим к формату фаст-фуда, второй, в кафе и рестораны с широким ассортиментом блюд. Возможность оплаты процентов за заказ появляется в заведении за счет приобретения дополнительных клиентов службы доставки, а также того, что в сумму чека не включены расходы на аренду и содержание зала и заработная плата официанты. ; по разным оценкам курьер может получить 20–25% от суммы заказа. Цена для клиента также может быть разной: стоимость блюда дома может быть равна его стоимости в заведении, а также могут быть предусмотрены различные скидки или надбавки; все зависит от грамотной маркетинговой логики ценовой политики а также то, что в сумму чека не включены расходы на аренду и содержание зала и зарплаты официантов. ; по разным оценкам курьер может получить 20–25% от суммы заказа. Цена для клиента также может быть разной: стоимость блюда дома может быть равна его стоимости в заведении, а также могут быть предусмотрены различные скидки или надбавки; все зависит от грамотной маркетинговой логики ценовой политики а также то, что в сумму чека не включены расходы на аренду и содержание зала и зарплаты официантов. ; по разным оценкам курьер может получить 20–25% от суммы заказа. Цена для клиента также может быть разной: стоимость блюда дома может быть равна его стоимости в заведении, а также могут быть предусмотрены различные скидки или надбавки; все зависит от грамотной маркетинговой логики ценовой политики и могут быть предоставлены различные скидки или надбавки; все зависит от грамотной маркетинговой логики ценовой политики и могут быть предоставлены различные скидки или надбавки; все зависит от грамотной маркетинговой логики ценовой политики.
Только после принципиального согласования (в идеальном случае – подписания договора) от 10 до 15 заведений, с меньшим количеством работать просто нет смысла, можно приступать к закупке оборудования и организации офиса. Для продвижения проекта можно использовать такие каналы, как Интернет, включая собственный сайт, рекламу в лифтах, листовки в кафе и ресторанах. Вы можете позиционировать свою компанию по-разному. Есть примеры, когда служба доставки доставляет только пиццу, либо только суши и роллы. Однако такая специализация, с одной стороны, облегчая логистику и отношения с поставщиками, может значительно сократить клиентскую базу — русский человек любит широкий ассортимент.
График работы для такого бизнеса подходит только посменно, а 24 часа или ограниченное время, позволит определить исследование рынка региона или непосредственный практический опыт. Зарплата курьеров может быть фиксированной или с переменной частью, в зависимости от количества выполненных доставок. Из расчета 5 доставок в час двумя курьерами при 12-часовом рабочем дне мы обслуживаем 60 клиентов за смену. При минимальной фиксированной стоимости доставки, скажем, 200 рублей, это составит 12 000 рублей за смену. В случае доставки комплексного меню из ресторана (скромный ужин на двоих сейчас стоит не меньше двух тысяч) курьер получит за заказ уже 400–500 рублей; поэтому максимальный дневной доход может достигать более 20 тысяч рублей. При сменном графике без выходных ежемесячный доход составит 360 000 рублей. 12-часовой график предполагает наличие двух смен: двух курьеров и диспетчера на первом этапе разработки проекта. Еще одну сдельную курьерскую службу можно подключить в часы пик или в самое востребованное время: вечер пятницы и субботы.
Зарплата курьера должна быть не менее 20–22 тысяч рублей в месяц в зависимости от рынка труда региона или 100–120 тысяч брутто рублей в месяц для компании. Два диспетчера – еще 40–50 тысяч рублей в месяц в сумме. Аренда офиса обойдется в 10–15 тысяч, аренда CRM – в среднем 5000 рублей; стоимость связи одинакова. ГСМ для автомобилей и их техническое обслуживание – 50 000 рублей (скутеры соответственно дешевле). Общие ежемесячные расходы – 225 000 руб. Валовая прибыль в этом случае составит не менее 135 000 руб. Очень хороший показатель для малого бизнеса. Основными факторами успеха проекта являются грамотное продвижение услуги для обеспечения запланированного количества заказов и соблюдение сроков ее выполнения.
Пока не будут достигнуты плановые показатели продаж, дополнительный объем заказов может быть привлечен поставкой других товаров. В частности, российский франчайзер в сфере доставки еды также предлагает услуги по выкупу заказов и доставке любых товаров, от подгузников до автозапчастей; это также может быть просто транспортировка чего-либо из одного места в другое. Однако тут уже приходится прибегать к бронированию, иначе скоро придется принимать заказы на переезд с транспортом пианино и прочих интересных вещей. Самыми популярными и простыми в транспортировке являются цветы, автозапчасти, продукты питания и лекарства.
В эпоху бурного развития информационных технологий мобильное предложение может стать незаменимым инструментом коммуникации с клиентами, с помощью которого клиент может оформить заказ и отслеживать его статус. Разработка такого приложения будет стоить не менее 80 000 рублей, а его продвижение — не менее 50 000.
Как мы уже говорили ранее, около 10% всех заведений общепита имеют собственную службу доставки. Вам по-прежнему нужно строить с ними партнерские отношения, они часто сосредотачиваются на рекламе собственного бренда, ориентировании на посетителей магазина, а доставка отходит на второй план. Таким образом, выделяется определенная целевая группа: люди, которые хотят получить блюдо из определенного ресторана, но не могут туда пойти. В этом случае альянс будет заключаться в размещении меню ресторана на сайте доставщика и в мобильном приложении, доставка будет осуществляться самим рестораном, а доставщик будет получать небольшой процент за предоставленные рекламные возможности.
Начав с малого и отработав схему работы в одном городе, через какое-то время можно организовать филиалы в других городах страны. Следующим шагом может стать создание франшизы и ее продажа, либо создание федеральной сети доставки. Как всегда в бизнесе, возможности развития ограничены только вашим желанием.
Денис Мирошниченко
© www.openbusiness.ru – портал бизнес-планов и руководств по открытию малого бизнеса