*В расчетах использованы средние данные по России на момент написания. В каждой статье есть калькулятор прибыльности торговли, который позволит рассчитать ключевые показатели прибыльности, актуальные на сегодняшний день.
Издавна население требовало хлеба и зрелищ. За многовековую историю человечества ничего не изменилось, людям нужен отдых и приятное времяпрепровождение. Театр – одно из древнейших изобретений, призванное разнообразить досуг человека, со временем он превратился в полноценную отрасль искусства, в которой работают, учатся и живут многие люди.
В современном мире ходить в театр принято считать уделом интеллигенции старой закалки, которой плевать на сегодняшние развлечения: компьютерные игры, кино и прочие подобные отражения действительности 21 века. Казалось бы, чтение книг, театры, музеи стали неинтересны современной молодежи, но книгоиздатели по-прежнему живут (хотя и не получают такой прибыли, как хотелось бы), музеи имеют своих посетителей, а театры даже процветают и не испытывают Сложность привлечения посетителей – Аншлаги раскупаются задолго до премьеры, билеты сегодня не редкость для театрального заведения.
Однако все это касается только крупных театров в крупных городах, имеющих известное имя и хороший актерский состав, который игрой привлекает зрителей и действительно доставляет удовольствие от просмотра постановки. В провинции положение театров очень печальное; те заведения, которые еще несколько лет назад не закрылись, сейчас доживают свои не лучшие дни – посетителей почти нет, и это просто школьники из ближайшей школы, которых учитель литературы затащил в спектакль только потому, что он изучается по школьная программа, а директору приходится делать вид, что он занимается общественной работой. Актеров нанимают местные любители, которые выполняют свою основную работу только в свободное время за символическую плату.
Действительно, человек, который интересуется искусством и однажды побывал в театре, где спектакль поставил настоящий, знающий и творческий режиссер, навсегда влюбляется в театр. Вам это покажется удивительным, но на самом деле театр может быть интереснее кино и даже посещать интернет-пространства. Каждому свое, как известно, а любители театра ходили, ходят и ходят в театр.
Зная такое положение театра в современном мире, можно легко понять, что театральные учреждения тоже хорошо зарабатывают, потому что есть заказчик. Многие хотят заниматься театральным искусством, только одни предпочитают оставаться зрителями, а другие мечтают работать в актерской группе, выступать в залах именитых театров. Чтобы удовлетворить потребности обоих, существуют театральные агентства, которые приведут зрителей в театр и помогут актерам выйти на сцену.
Часто театральное агентство занимается только продвижением начинающих и не только талантов, ищет театральные заведения или просто мероприятия, где требуются их услуги. Стоит сразу отметить, что дело это достаточно хлопотное, но посредническая деятельность всегда была очень прибыльным предприятием, требующим небольших затрат.
Для организации своей компании, предлагающей агентские услуги по продвижению актеров театра, а также организации культурно-массовых мероприятий, Вам потребуется типовая регистрация субъекта хозяйствования с указанием кода (ОКПД 2) 90.02 Услуги по поддержке сценического искусства и (ОКПД 2) 93.29 Услуги в других сферах развлечений и отдыха.
Уважающее себя агентство должно иметь представительство в виде офиса, поэтому стоит подумать об аренде помещения, если оно вам не принадлежит. Вряд ли у вас получится работать только через интернет, хотя необходимо создать свой сайт, это станет хорошей площадкой для привлечения клиентов и публикации собственной информации. Для аренды офиса потребуется от 20 тысяч рублей, лучше всего располагаться в центральных районах города для удобства будущих клиентов. Можно арендовать небольшое помещение в бизнес-центре, если это экономически целесообразно.
Для компании не потребуются большие площади, ведь аксессуары не нужно будет хранить; эта забота останется в ведении субъектов, с которыми будет происходить сотрудничество, но небольшой склад все же будет выделен в виде отдельного помещения, т.к в последующей работе при организации мероприятий часть оборудования может храниться в само агентство, что накладывает обязательства по их содержанию и не вмешиваться в рабочий процесс сотрудников. Ведь эти люди будут постоянно заняты делами, им придется искать представителей с одной стороны – полноценных режиссеров, актеров или компаний или творческих групп, музыкантов, художников и других людей, готовых действовать за деньги, а другие – - театры, концертные залы, клубы.
Персонал должен быть обучен работе с людьми, иметь хорошие коммуникативные навыки, желателен управленческий опыт. Сотрудники, набранные с улицы, не смогут эффективно выполнять свои обязанности, если не будут предварительно обучены (а это дополнительные расходы); Изначально необходимо рассчитывать на то, что команда должна оставаться сплоченной и сплоченной; тогда работа будет намного продуктивнее. На эту роль хорошо подходят молодые специалисты, полные желания работать. В зависимости от размера охватываемого города или географического района и, соответственно, количества договоров о сотрудничестве, штат может состоять из трех человек, которым потребуется руководитель. Предприниматель может самостоятельно занять руководящую должность.
Когда офис арендован, все сотрудники наняты, закуплена оргтехника (которая будет стоить от 70 тысяч рублей), можно приступать к поиску первых клиентов. Для этого, как было сказано выше, вам понадобится собственный сайт и выход в интернет из офиса для всех сотрудников. Для создания своей страницы в интернете (регистрация домена, хостинг, разработка сайта) необходимо вложить от 20 тысяч рублей, чем больше функционал сайта, тем больше потребуется сумма.
Большинство агентств работают «по человечески», то есть находят команду начинающих актеров и начинают ее продвигать. Это похоже на продюсирование, только здесь агентство не вкладывает собственные средства, а получает комиссию от суммы, уплаченной компании. Лучше всего начинать искать среди молодых творческих коллективов, не пренебрегая работой с выходцами из провинции, ведь для проявления таланта не важно происхождение человека. Непритязательные провинциальные артисты возьмутся за менее интересную, менее оплачиваемую работу, а потому зачастую их будет легко организовать, а уровень их будет на том же уровне, что и у городских исполнителей-любителей.
Когда клиент приходит в агентство, его данные заносятся в базу данных, по которой затем осуществляется поиск. С посетителем обсуждаются все возможные условия сотрудничества, чем он может заниматься и в каких жанрах может выступать. После этого ваши контактные данные принимаются и вы ждете соответствующих вариантов. В это время сотрудники начинают пытаться найти актеру подходящий театр и место, часто внештатных артистов принимают только в качестве статистов в какой-то спектакль или на второстепенные роли. Если это совсем никому не известный актер, то обычно сотрудничество с ним заканчивается после того, как он находит первый театр, в который его возьмут на официальном приеме, и он теряет интерес к проходным и уникальным спектаклям, предпочитая работу, хотя в глубине души , а теперь навсегда.
Иная ситуация с актерами или компаниями, которые уже сделали себе имя. Сотрудничество с ними – это организация туров, которые сначала будут проходить по крупному городу и его окрестностям, потом начнутся в городах, а там недалеко будет уровень всей страны. Агентство возьмет на себя поиск места для выступлений, рекламную кампанию в каждой локации и другие организационные вопросы. Вообще надо уметь оценить творческий потенциал пришедшего клиента, ведь есть большой процент людей без таланта, которые стремятся посвятить себя тому искусству, которое им не дано. Работать с ними – проигрышное дело, в котором время и усилия будут только напрасными. Можно работать «от организации», находя нужных людей в театры на различные мероприятия.
Если вы ориентированы на продвижение художника или творческого коллектива, то вы можете, заработав ему имя, быть его полноправным представителем, который решает все проблемы его работы и получает за свою работу хорошее агентское вознаграждение. Однако пробиться сегодня в сфере творчества особенно сложно, поэтому, если вы не найдете талантливого самородка, придется довольствоваться суммой в виде процента от и без того небольшого гонорара. Но компаний, готовых работать, которые готовы дать работу, всегда больше, поэтому вы можете договориться с учреждениями культуры о предоставлении им необходимого персонала, договоры с организациями позволят вам получать тот же процент, но доход будет более стабильным.
Ивент-агентствам всегда нужны творческие люди, им часто нужны люди с незаурядными способностями, но они нужны им спонтанно, они их не поддерживают и не развивают, поэтому театральное агентство, наладившее отношения со многими артистами, будет для компаний планировщиков отдыха незаменимым помощником хороший партнер, который знает нужных людей. Главное понимать, что можно развить и помочь прославиться не только начинающим театральным актерам, но и музыкантам, художникам и поэтам, которые также могут предложить себя соответствующим учреждениям.
Однако для занятия такой деятельностью необходимо всего два человека (при развитии такого бизнеса клиентов и договоров будет немного, а со всем объемом работы справятся два сотрудника). Ваш коллега пойдет немного в другом направлении, а именно предложит театральные услуги населению. Это не значит, что он будет проводить в городе маркетинговые акции, повышая интерес людей к театру как к искусству. Из-за того, что действительно достойные учреждения культуры часто встречаются только в крупных городах, у большого количества людей нет возможности увидеть хороший спектакль, сходить на музыкальный концерт или посетить художественную галерею. Это касается в основном жителей провинции.
Сотрудничая с театрами и другими учреждениями культуры, вы всегда можете быть в курсе предстоящих выпусков и актуального расписания спектаклей, давая возможность заранее бронировать билеты, а затем предлагать их жителям близлежащих небольших городов по несколько более высокой цене. Основная деятельность в связи с этим будет направлена на школы и другие образовательные учреждения, расположенные на окраине крупного города, администрация школы, скорее всего, согласует организованный выезд параллельных классов для учащихся на культурное мероприятие. Выгода со всех сторон – для населения спектакль, для театра – продажа большого количества билетов, для агентства – выгода посредничества. Главный риск — не продать большую часть билетов.
Не стоит добровольно посещать дорогие мероприятия; стоимость спектакля в крупном театре может достигать полторы тысячи рублей на человека, сюда же добавляется вознаграждение агентству (которое делит его в соотношении 70%/30% на собственника и агента соответственно), а также такие как транспортные расходы, так общая сумма поездки на одного человека может превышать первоначальную стоимость билета почти в два раза, что не всем слоям населения по карману. Так что лучше найти хорошие спектакли, но в бюджетных театрах, которые предлагают более низкую цену за счет менее известного актерского состава.
Для обеспечения переезда потребуется обращаться в транспортные компании, но дополнительным заработком может стать перевозка на ранее купленной собственной микроавтобусе. Однако для перевозки больших групп людей одного транспортного средства может быть недостаточно, поэтому автопарк может составлять три машины. Для экономии рекомендуется покупать ГАЗели, стоимость каждой около 500 тысяч рублей. Кузова автомобилей могут быть украшены логотипами вашей компании – дополнительная пассивная реклама в городе. А вот водителям придется платить, поэтому такие вложения окупятся не скоро и рекомендуются только при налаженных отношениях с администрацией школы и постоянных запросах на культурные поездки.
Помимо организации поездок жителей провинций в крупные города для участия в художественных мероприятиях, они также могут обеспечить переселение жителей относительно крупных городов в мегаполисы, где могут гастролировать всемирно известные коллективы. Эти коллективы редко посещают более двух крупнейших городов страны, но поклонники со всей страны готовы ехать куда угодно ради концерта любимых звезд. Поскольку такие мероприятия относительно редки, желающие будут готовы на все, чтобы попасть на мероприятие, заплатив приличные суммы за билеты и проезд до места проведения.
Для открытия театрального агентства потребуется около 150 тысяч рублей, при этом сотрудники будут получать не фиксированную зарплату, а процент от комиссии агентства за свои брокерские услуги; то есть каждый сотрудник получает деньги, которые он заработал на переговорах с театрами, актерами или школами. Если предполагается покупка автомобилей, стартовый капитал увеличивается на полтора миллиона рублей, а к ежемесячному расходу добавляется зарплата водителей, которые точно не согласятся работать за процент.
Доход подсчитать достаточно сложно, все зависит от того, сколько талантливых людей получит агентство, какие условия и вакансии будут в театрах и других учреждениях культуры, насколько школьники будут заинтересованы в путешествиях, но с налаженными связями и уже в в долгосрочной перспективе можно организовать в среднем четыре выезда на мероприятия в месяц; при этом ежемесячные расходы на заработную плату водителей, коммунальные услуги и аренду офиса составят около 90 тыс руб. С каждого ученика вы можете получить до тысячи рублей за весь спектр услуг (вся поездка обойдется вам примерно в 2 тысячи рублей), после четырех поездок по 40 учеников в каждой (это всего 2 занятия) вы получите доход в размере 160 тысяч рублей. И это только часть работы, которую делает один человек.
Такое предприятие может стать делом всей жизни, особенно если появится уникальный талант, развитие и продвижение которого будет приносить владельцу агентства неплохую прибыль.
Матиас Лауданум (с) www.openbusiness.ru – портал бизнес-планов и руководств по открытию малого бизнеса