*В расчетах использованы средние данные по России на момент написания. В каждой статье есть калькулятор прибыльности торговли, который позволит рассчитать ключевые показатели прибыльности, актуальные на сегодняшний день.
Первая ветеринарная аптека была открыта в Москве в первой половине 18 века и оборудовалась по усмотрению владельца. Аптека обслуживала конезаводы. С тех пор популярность этого бизнеса значительно возросла, и сейчас в России насчитывается более 900 ветеринарных аптек, предлагающих лекарства, корма, витамины для всех видов домашних животных. Государственные требования к этим организациям стали намного строже.
Поэтому, если вы планируете открыть ветеринарную аптеку как ИП, то у вас должно быть высшее или среднее аптечное или ветеринарное образование и опыт работы от 3‑х лет. Также требуется сертификат специалиста. Если вы открываете несколько аптек, к вашим сотрудникам применяются аналогичные требования. Образование не требуется? Не беда: подпишите трудовой договор с нужным человеком.
По поводу сертификата специалиста вы можете обратиться в Союз компаний зообизнеса. Данная организация имеет право выдать справку вам и вашим сотрудникам после обращения по почте или факсу и предоставления заявления, копии первой страницы паспорта, копии диплома и реквизитов. Процедура проста: вам присылают счет и список вопросов, призванных проверить вашу компетентность. Вы оплачиваете счет, отправляете ответы и получаете сертификат.
Помещение, в котором планируется открытие ветеринарной аптеки, должно быть изолировано и иметь отдельный вход. Если вы открываете аптеку, вам нужно только отделить ее территорию.
Выбор места в этом бизнесе, безусловно, играет очень важную роль. Для ветеринарной аптеки следует искать густонаселенный район, легкодоступное место. Желательно без конкурентов. Зоомагазины можно считать таковыми, потому что ассортимент товаров частично перекрывается. Замечательно, если аптека находится среди продуктовых магазинов, куда люди ходят каждый день. Помните, что необходимость пройти еще двести метров часто является причиной того, что покупатель вообще не идет пешком.
Объявления о продаже работающей аптеки можно встретить очень редко. Цена, конечно же, зависит от города, доходности, а также качества и количества оборудования. И вам в любом случае придется сделать какие-то вложения в ремонт или в покупку недостающего оборудования. В небольшом городе вам могут предложить купить действующий бизнес на арендованной площади и за 400 тыс руб. Хорошая аптека в большом городе будет стоить в несколько раз дороже. Хотя в хороших аптеках обычно не продают. Так что, прежде чем поддаться искушению, присмотритесь к продукту.
Ветеринарные аптеки делятся на два вида: реализующие готовую продукцию и имеющие право на производство товаров.
Аптеки, реализующие готовую продукцию, должны иметь площадь не менее 30 квадратных метров и несколько помещений: торговый зал, помещение для хранения товаров, кабинет управляющего, помещение для персонала, гардероб, помещение для уборочного инвентаря, Ванная.
Для аптек второго типа необходимо помещение площадью не менее 46 м2, состоящее из вышеперечисленных помещений плюс производственные помещения (должны быть условия для мытья и стерилизации посуды, для получения дистиллированной воды).
Для помещений аптеки и аптечного киоска достаточно площади 15 квадратных метров и 6 м2 метров соответственно.
Конечно, для каждой комнаты нужно определенное оборудование. Особое внимание следует уделить помещениям для хранения и производства лекарственных средств.
Как правило, специальное оборудование для ветаптек не продается, поэтому для меблировки торгового зала и сопутствующих помещений можно смело обращаться к компаниям, которые обслуживают обычные аптеки.
В аптечном помещении необходимо поддерживать постоянную температуру и влажность в зависимости от видов реализуемой продукции. Недопустимы колебания температуры и влажности, поэтому помещения должны хорошо проветриваться, желательно кондиционирование воздуха.
Цена застекленной витрины зала около 10 000 рублей, полки можно приобрести за 5 000, рабочее место продавца от 5 до 10 тысяч. Раковина, унитаз – 15 тысяч. Большой аптечный холодильник стоит около 35 тысяч. Небольшой размер – 15 000 руб. Не забудьте оборудовать комнату для персонала. Иногда на сайтах с объявлениями можно найти бывшую в употреблении аптечную мебель. Также есть распродажи на определенные товары, если у вас есть время и силы на поиски. В среднем мебель и оборудование для небольшой аптеки, не занимающейся производством лекарств, обойдутся в 150 тысяч рублей.
Все оборудование, которое будет использоваться, должно быть надлежащим образом задокументировано и своевременно отремонтировано.
Также необходимо позаботиться о специальной одежде для аптечных работников.
Часто пространство нуждается хотя бы в небольшом косметическом ремонте, так что учитывайте это и в своем бюджете.
Не забывайте оплачивать счета за коммунальные услуги и арендную плату, если вы не являетесь собственником. Поскольку вы будете арендовать в оживленном районе, ставки будут довольно высокими.
Еще один важный момент – наружная реклама. Не обязательно делать дорогую вывеску на весь фасад с кричащими лозунгами. Достаточно, если ваша аптека просто хорошо видна. Вывеска должна сказать покупателю, что он найдет здесь то, что ищет, и что он ищет лекарство для больного питомца.
Если все готово, можно обращаться в СЭС за санитарно-эпидемиологическим заключением. Нужный вам называется «Заключение о ведении фармацевтической деятельности в сфере реализации лекарственных средств для животных». Данная процедура должна быть проведена СЭС бесплатно, если вы укажете, что необходимо получить лицензию. Для подготовки к визиту СЭС убедитесь, что ваше помещение соответствует требованиям СанПиН 2.1.2.2645–10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях», если вы занимаете часть жилого дома. Если ваша аптека занимает отдельно стоящее здание, обратитесь к следующим документам: СанПиН 2.2.1/2.1.1 Л278–03 «Гигиенические требования к естественному освещению, искусственных и совмещенных общественных и жилых зданий», СанПиН 2.2.4. 548–96 «Гигиенические требования к микроклимату производственных помещений», СанПиН 2.1.4.1074–01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества», СанПиН 2.2.4/2.1.8.562–96 «Шум на рабочих местах, в жилых помещениях, общественных зданиях и жилых помещениях».
Когда заключение СЭС получено, вы можете отправлять документы в Россельхознадзор и ждать комиссию, которая проверит ваше помещение. Вы можете получить первую лицензию на пять лет, затем вам придется снова обращаться за лицензией. Вторая лицензия бессрочная.
Для наполнения полок, шкафов и холодильников ищем оптовых поставщиков товара. Будь осторожен. Не гонитесь за дешевизной, если не уверены в качестве продаваемой продукции. Убедитесь, что все препараты легальны в России, имеют сертификаты, достаточно времени до истечения срока годности и нет плохих отзывов о компании, с которой вы собираетесь сотрудничать. Дешевле всего, конечно, покупать продукцию у производителей. Если вы открываете бизнес в столице, то проблем с этим не будет, а если ваша аптека находится в провинции, то без посредников не обойтись.
Заказывая лекарства, изучайте спрос. Почитайте на форумах о питомцах, какие средства предпочитают использовать их владельцы. Лучшая реклама – это отзывы клиентов. Таким образом, потратив некоторое время на изучение отзывов потенциальных клиентов, вы заранее будете знать, о каких продуктах будут спрашивать чаще всего.
Обычно владельцы больного питомца сначала обращаются не в клинику, а в ветаптеку, ведь здесь специалист может бесплатно поставить диагноз и сразу же продать препарат. Если человек за вашим прилавком правильно определит проблему в большинстве случаев по симптомам, популярность аптеки быстро возрастет, поэтому не скупитесь на оплату хорошего специалиста, если вы сами им не являетесь.
Конечно, если вы начинаете новый бизнес, реклама не помешает. Плохой рекламы, как говорится, не бывает, но все же лучше, если ваша реклама будет хорошей. Все зависит от вашей фантазии и бюджета: вы закажете рекламный ролик на местном телевидении или радио, сделаете объявление в газете, повесите баннер на зоофоруме или просто начнете раздавать прохожим листовки.
Окупаемость инвестиций ветеринарной аптеки может составлять от 13 месяцев до двух лет. Все зависит от таких факторов, как первоначальные инвестиции, местоположение и спрос. В крупных городах ветеринарные аптеки, как правило, обслуживают тот район, в котором они расположены. В небольших городах такие аптеки встречаются редко, поэтому покупателями могут стать и жители отдаленных районов. Однако главная составляющая успеха, наверное, любовь к животным и умение ладить с людьми.
Интересная подборка бизнес-идей на тему: 20 бизнес-идей для любителей животных
Наталья Меркулова
(с) www.openbusiness.ru