Как развить воображение и фантазию у взрослых и детей: эффективные приемы и упражнения

Как развить воображение и фантазию у взрослых и детей: эффективные приемы и упражнения

Доб­рое утро, доро­гие под­пис­чи­ки и гости блога!

Как вы дума­е­те, вли­я­ет ли вооб­ра­же­ние на успех в жиз­ни? Аль­берт Эйн­штейн ска­зал: «Успеш­ный чело­век все­гда вели­кий худож­ник сво­е­го вооб­ра­же­ния». Имен­но твор­че­ское вооб­ра­же­ние помо­га­ет нам созда­вать что-то новое, нахо­дить нестан­дарт­ные пути реше­ния про­блем. Сего­дня мы пого­во­рим о том, как раз­вить воображение.

Что это такое и чем отличается от фантазии

Вооб­ра­же­ние – это спо­соб­ность чело­ве­ка созда­вать в голо­ве обра­зы, пред­став­ле­ния и пред­став­ле­ния о пред­ме­тах на осно­ве действительности.

Имен­но логи­че­ская обос­но­ван­ность отли­ча­ет вооб­ра­же­ние от фан­та­зии, пред­став­ля­ю­щей собой вымыш­лен­ную ситу­а­цию, создан­ную нашим созна­ни­ем. Фан­та­зия не соот­вет­ству­ет дей­стви­тель­но­сти, не под­чи­ня­ет­ся здра­во­му смыс­лу, а лишь выра­жа­ет жела­ния человека.

Я при­ве­ду про­стой при­мер. Пред­ставь­те кош­ку. Слу­чи­лось? У каж­до­го из вас она раз­но­го цве­та и раз­ме­ра. Кто-то пред­став­лял себе обоб­щён­ный образ с четырь­мя лап­ка­ми и уша­ми, а кто-то вооб­ра­жал питом­ца в мель­чай­ших подроб­но­стях. Так рабо­та­ло ваше вооб­ра­же­ние. Вы не раз виде­ли кота в реаль­ной жиз­ни, и поэто­му вам не соста­ви­ло тру­да вос­со­здать его в сво­ей голове.

А теперь еще один экс­пе­ри­мент. Если его попро­сить при­ду­мать необыч­ное живот­ное, он нач­нет фан­та­зи­ро­вать, то есть сочи­нять. Ваши идеи не будут осно­вы­вать­ся на опы­те, физи­че­ских зако­нах и про­чих зна­ни­ях. Сочи­нить мож­но что угод­но, огра­ни­че­ний нет. Это то, что назы­ва­ет­ся фантастикой.

Узнай­те, какую роль вооб­ра­же­ние игра­ет в памяти. 

Для чего нужно воображение

Мно­гие счи­та­ют, что вооб­ра­же­ние необ­хо­ди­мо в первую оче­редь твор­че­ским людям — худож­ни­кам, ком­по­зи­то­рам, поэтам. Но это дале­ко не так. Вооб­ра­же­ние явля­ет­ся осно­вой твор­че­ско­го мыш­ле­ния. Без него было бы невоз­мож­но меч­тать, стро­ить пла­ны, ста­вить цели, насла­ждать­ся кра­со­той. Вооб­ра­же­ние — это то, что отде­ля­ет нас всех от живот­но­го мира.

Вот еще несколь­ко пре­иму­ществ, гово­ря­щих в поль­зу это­го навыка:

  • Рас­ширь­те гра­ни­цы воз­мож­но­го. Если вы буде­те ста­вить цели толь­ко на осно­ве уже полу­чен­но­го опы­та, то вам не удаст­ся достичь новых высот и пределов.
  • Дари­те миру изоб­ре­те­ния. Люди меч­та­ли летать как пти­цы и изоб­ре­ли само­лет. Они меч­та­ли о том, что одна­жды смо­гут пого­во­рить со сво­и­ми близ­ки­ми, кото­рые нахо­дят­ся дале­ко, и созда­ли теле­фон. Все вещи вокруг нас, кото­рые кажут­ся нам зна­ко­мы­ми, когда-то были созда­ны чьим-то воображением.
  • Помо­ги­те решить про­бле­мы нестан­дарт­но. Вме­сто того, что­бы дей­ство­вать как обыч­но, мы можем акти­ви­зи­ро­вать твор­че­ство и най­ти новый необыч­ный выход из ситу­а­ции. Ино­гда полу­ча­ет­ся гени­аль­но и силь­но упро­ща­ет жизнь.
  • При­во­дит к откры­тию. Напри­мер, Аль­берт Эйн­штейн меч­тал о месте, где мож­но было бы оста­нав­ли­вать вре­мя и запе­чат­ле­вать луч­шие момен­ты сво­ей жиз­ни. Его раз­мыш­ле­ния при­ве­ли к созда­нию общей тео­рии отно­си­тель­но­сти, без кото­рой чело­ве­че­ство до сих пор счи­та­ло бы вре­мя константой.
  • Он поз­во­ля­ет созда­вать. Имен­но вооб­ра­же­ние спо­соб­ство­ва­ло созда­нию все­лен­ной Marvel, зна­ме­ни­тых музы­каль­ных ком­по­зи­ций, вели­че­ствен­ных небо­скре­бов, дизай­нер­ской одеж­ды и т.д. Без чьей-то фан­та­зии в нашем дет­стве не было бы даже ска­зок и игр.
  • Это дает вам воз­мож­ность любо­вать­ся кра­со­той мира. Вы когда-нибудь слы­ша­ли фра­зу «Уди­ви­тель­но»? Так гово­рят о глу­бо­ком звезд­ном небе, бес­край­них гор­ных пей­за­жах, вол­ни­стой гла­ди моря. Чело­век, не наде­лен­ный твор­че­ским вооб­ра­же­ни­ем, не будет дол­го смот­реть, как горит огонь или течет водо­пад, пото­му что с прак­ти­че­ской точ­ки зре­ния это не име­ет смысла.

Уче­ные утвер­жда­ют, что вооб­ра­же­ние помо­га­ет созда­вать новые ней­рон­ные свя­зи в моз­гу. Бла­го­да­ря это­му чело­век может вли­ять не толь­ко на соб­ствен­ные при­выч­ки и поступ­ки, но и созда­вать вокруг себя жела­е­мую реаль­ность. Подроб­нее об этой осо­бен­но­сти вооб­ра­же­ния читай­те в ста­тье о том, что такое визуализация.

Каким оно бывает

Суще­ству­ет несколь­ко клас­си­фи­ка­ций. Я при­ве­ду самые распространенные.

В зави­си­мо­сти от сте­пе­ни интен­ци­о­наль­но­сти раз­ли­ча­ют сле­ду­ю­щие виды вооб­ра­же­ния: актив­ное и пассивное.

Актив сти­му­ли­ру­ет чело­ве­ка к твор­че­ству, поз­во­ля­ет ему созда­вать что-то новое в про­фес­си­о­наль­ной и твор­че­ской дея­тель­но­сти. Он делит­ся на:

  • Репро­дук­тив­ный. Это вос­со­зда­ние реаль­ных обра­зов, осно­ван­ных на жиз­нен­ном опыте.
  • Про­дук­тив­ный (или твор­че­ский). Изоб­ра­же­ния созда­ют­ся по соб­ствен­но­му замыс­лу, прак­ти­че­ски не при­бе­гая к опыту.

У пас­си­ва нет цели реа­ли­зо­вать при­ду­ман­ные идеи. Он быва­ет двух видов:

  • Непро­из­воль­ный. Это непред­на­ме­рен­ное вооб­ра­же­ние, кото­рое труд­но или невоз­мож­но кон­тро­ли­ро­вать. Сюда вхо­дят слу­чай­ные мыс­ли, сны, галлюцинации.
  • Про­из­воль­ный. Он под­да­ет­ся кон­тро­лю и в основ­ном свя­зан с мало­ве­ро­ят­ны­ми или мало­ве­ро­ят­ны­ми про­гно­за­ми на буду­щее. Это наши надеж­ды и мечты.

Приемы для развития воображения у взрослых

У всех есть вооб­ра­же­ние. В том, что у одних она хоро­шо раз­ви­та, а у дру­гих, по логи­ке вещей, ото­дви­ну­та на вто­рой план, и ее необ­хо­ди­мо «рас­ше­ве­лить”.

Рас­смот­рим, что нуж­но сде­лать, что­бы сти­му­ли­ро­вать раз­ви­тие воображения:

  1. Заме­ни­те про­смотр теле­ви­зо­ра под­хо­дя­щим хоб­би. Сери­а­лы и про­грам­мы – это вид пас­сив­но­го отды­ха, не пред­по­ла­га­ю­щий умствен­ных и твор­че­ских уси­лий. Но любое твор­че­ское заня­тие отлич­но раз­ви­ва­ет вооб­ра­же­ние и в то же вре­мя дела­ет вас счаст­ли­вее. Вам не нуж­но быть экс­пер­том в рисо­ва­нии, леп­ке или напи­са­нии сти­хов, тво­ри­те для себя. А вот о том, как раз­ви­вать твор­че­ские спо­соб­но­сти, вы може­те про­чи­тать в нашем отдель­ном посте.
  2. Слу­шай­те музы­ку без слов. Гото­вые тек­сты песен вдох­нов­ля­ют нас мыс­ля­ми дру­гих людей. Даже когда мы слу­ша­ем пес­ни на незна­ко­мом нам язы­ке, это все рав­но огра­ни­чи­ва­ет рам­ки раз­мыш­ле­ний. Под­бе­ри­те под­бор­ку из мно­же­ства мело­дий и попро­буй­те подо­брать к ним свои сло­ва или обра­зы. Луч­ше все­го для это­го исполь­зо­вать блюз, джаз или клас­си­ку. Но тут, как гово­рит­ся, дело вку­са. Кста­ти, филь­мы без зву­ка тоже мож­но попро­бо­вать посмот­реть, пыта­ясь понять, о чем идет речь.
  3. Читай­те кни­ги раз­ных жан­ров. Худо­же­ствен­ная лите­ра­ту­ра и фэн­те­зи осо­бен­но полез­ны для воображения.
  4. Дер­жи жур­нал. Вы може­те запи­сы­вать туда любые инте­рес­ные мыс­ли, при­ду­мы­вать исто­рии или про­сто рас­ска­зы­вать, как про­шел ваш день. Пись­мо — это отлич­ный сти­мул для вооб­ра­же­ния и поле­та мысли.
  5. Полу­чи­те новые впе­чат­ле­ния. Ходи­те на выстав­ки, посе­щай­те музеи, общай­тесь с инте­рес­ны­ми людь­ми, заме­няй­те при­выч­ные марш­ру­ты новы­ми, учи­тесь, путешествуйте.
  6. Не стес­няй­тесь меч­тать. Меч­ты — это не толь­ко пре­ро­га­ти­ва малень­ких детей. Взрос­лым так­же полез­но меч­тать о луч­шем буду­щем. Он раз­ве­ет ску­ку и разо­вьет воображение.

И вот неко­то­рые проблемы.

Зада­ние №1. Пред­ставь­те в уме тре­уголь­ник, каж­дая сто­ро­на кото­ро­го рав­на 2 мет­рам. Теперь от осно­ва­ния это­го тре­уголь­ни­ка мыс­лен­но про­ве­ди­те линию впра­во еще на 2 мет­ра. Затем про­ве­ди­те точ­но такие же линии спра­ва от вер­ши­ны парал­лель­но пер­вой и соеди­ни­те их кон­цы. Какая циф­ра у вас полу­чи­лась? Толь­ко ника­ких блок­но­тов! Исполь­зуй­те толь­ко свое воображение.

Зада­ние №2. В этом упраж­не­нии вам пона­до­бит­ся само­оцен­ка. Далее я буду назы­вать сло­ва, а вы долж­ны пред­ста­вить их в сво­ей голо­ве. Каж­до­му изоб­ра­же­нию необ­хо­ди­мо при­сво­ить оценку:

  • если нет изоб­ра­же­ния – 0;
  • если сла­бый – 1;
  • хоро­шее изоб­ра­же­ние – 2;
  • очень ярко и отчет­ли­во – 3.

Итак, сло­ва будут раз­де­ле­ны на несколь­ко категорий:

  1. Зри­тель­ные обра­зы: маши­на, воро­бей, вишен­ка, супермаркет.
  2. Слу­хо­вой – лай соба­ки, школь­ный зво­нок на урок, гром.
  3. При­кос­но­ве­ние: коша­чья шерсть, ветер, божья коров­ка пол­зет по руке.
  4. Обо­ня­тель­ные – клуб­ни­ка, све­же­ско­шен­ная тра­ва, чес­нок, огонь.

Вы може­те доба­вить любое изоб­ра­же­ние в ука­зан­ные категории.

Перед выпол­не­ни­ем сле­ду­ю­ще­го упраж­не­ния сове­тую про­чи­тать о том, что такое ассоциации.

Зада­ние №3. Вам нуж­но сопо­ста­вить ассо­ци­а­ции пред­ме­тов с раз­ны­ми цве­та­ми. Напри­мер, когда вы слы­ши­те сло­во «фио­ле­то­вый», что вам при­хо­дит на ум? Может быть, это бакла­жан, маши­на тако­го цве­та, оттен­ка раду­ги и т д. Или оран­же­вый, серый, бор­до­вый? Собе­ри­те как мож­но боль­ше пред­ме­тов или явлений.

Зада­ние №4. Друд­лы нам помо­гут. Это гра­фи­че­ские ребу­сы, пред­став­ля­ю­щие собой услов­ные изоб­ра­же­ния, кото­рые необ­хо­ди­мо выпол­нить, что­бы полу­чить осмыс­лен­ный пред­мет. Это мож­но делать как в оди­ноч­ку, так и в компании.

Как может быть осу­ществ­лен процесс:

  • Каж­дый игрок по оче­ре­ди пред­ла­га­ет свою вер­сию того, что изоб­ра­же­но на кар­тин­ке. У кого нет вер­сии, выле­та­ет из игры. Дей­ствие про­дол­жа­ет­ся до тех пор, пока не оста­нет­ся победитель.
  • Веду­щий игрок рису­ет пустой гра­фик и пред­ла­га­ет осталь­ным участ­ни­кам поду­мать над про­дол­же­ни­ем. Побеж­да­ет тот, у кого боль­ше идей.

Ниже я при­вел при­мер того, как выгля­дят друдлы.

Как развить воображение и фантазию у взрослых и детей: эффективные приемы и упражнения

Методы и упражнения для детей

Малень­кие дети в основ­ном копи­ру­ют пове­де­ние взрос­лых. Поэто­му, если вы хоти­те раз­вить в ребен­ке вооб­ра­же­ние и фан­та­зию, вос­пи­ты­вай­те в себе эти спо­соб­но­сти. Вот несколь­ко рекомендаций:

  1. Читай­те с ребен­ком кни­ги с фан­та­сти­че­ским сюже­том, а потом обсуж­дай­те дета­ли, спра­ши­вай­те, как бы выгля­де­ли герои, если бы ребе­нок нари­со­вал их сам. Под­рост­кам мож­но пред­ло­жить про­чи­тать про­из­ве­де­ния Жюля Вер­на, бра­тьев Стругацких.
  2. Зада­вай­те необыч­ные вопро­сы. Напри­мер, спро­си­те, какой сверхъ­есте­ствен­ной спо­соб­но­стью хотел бы наде­лить ребе­нок или какое живот­ное, по его мне­нию, отсут­ству­ет в при­ро­де. Что будет, если элек­три­че­ство исчез­нет навсе­гда или если люди будут жить под водой, а рыбы на суше?
  3. Спро­си­те, как изме­ни­лась бы жизнь ребен­ка, если бы он вдруг стал раз­ме­ром с каран­даш или, наобо­рот, стал раз­ме­ром с вели­ка­на. Пусть пофан­та­зи­ру­ет и рас­ска­жет, как может прой­ти его обыч­ный день.
  4. Пред­ло­жи­те ребен­ку пред­ста­вить себя рас­те­ни­ем, кам­нем, пти­цей, дино­зав­ром, аку­лой, насе­ко­мым и т д. Зада­вай­те ему вопро­сы о том, что он чув­ству­ет, чего хочет, чего или кого боит­ся и т д.
  5. Вклю­чи­те мульт­фильм, кото­рый ребе­нок еще не видел, и попро­си­те его про­из­воль­но его озву­чить. Кста­ти, вы може­те взять на себя роли раз­ных геро­ев и тре­ни­ро­вать­ся вместе.

Полезные материалы по теме

Напо­сле­док дам неболь­шую под­бор­ку лите­ра­ту­ры для жела­ю­щих углу­бить­ся в тему воображения:

  • Май­кл Микал­ко «Рисо­вый шторм и еще 21 спо­соб мыс­лить нестандартно”
  • Миха­ил Микаль­ко «Creative Hacking. Как уви­деть то, что не видят другие
  • Дэн Ромем «Визу­аль­ное мышление”
  • Асос­ко­ва Ю., Киня­ки­на О., Заха­ро­ва Т. «100% Мозг. Интел­лект. Объ­ем памя­ти. Твор­че­ский. Интуиция”
  • Кри­стоф Ниманн «Вос­крес­ные зарисовки”
  • Ста­ни­слав Бахрах «Гиб­кий ум”
  • Марк Леви «Гений в команде”
  • Эдвард де Боно «Шесть мыс­ля­щих шляп”
  • Остин Кле­он вору­ет как худож­ник. 10 уро­ков твор­че­ско­го самовыражения”
  • Мари­на Моск­ви­на «Учим­ся видеть. Уро­ки твор­че­ских взлетов”
  • Джо­на Лерер «Пред­ставь­те. Как рабо­та­ет творчество”

Так­же реко­мен­дую Курс по раз­ви­тию кре­а­тив­но­го мыш­ле­ния от плат­фор­мы Вики­ум. Он помо­жет не толь­ко раз­вить вооб­ра­же­ние и вни­ма­тель­ность, но и научить­ся созда­вать и реа­ли­зо­вы­вать свои идеи, нахо­дить нестан­дарт­ные реше­ния. Про­грам­ма состо­ит из 16 уро­ков с видео, гра­фи­че­ски­ми схе­ма­ми и зада­ни­я­ми. Сто­и­мость уча­стия 1490 рублей.

Заключение

Мы узна­ли, насколь­ко важ­но вооб­ра­же­ние для чело­ве­ка и каки­ми мето­да­ми мож­но раз­вить этот полез­ный навык. Сле­дуй­те этим инструк­ци­ям, и пусть ваша жизнь будет более твор­че­ской и творческой.

Какие упраж­не­ния вам понра­ви­лись боль­ше все­го? Что вы возь­ме­те на заметку?

Не забы­вай­те под­пи­сы­вать­ся на обнов­ле­ния бло­га. Мы при­го­то­ви­ли для вас мно­го интересного.

Уда­чи!

Оцените статью
( Пока оценок нет )
Добавить комментарий

десять + девять =