*В расчетах использованы средние данные по России на момент написания. В каждой статье есть калькулятор прибыльности торговли, который позволит рассчитать ключевые показатели прибыльности, актуальные на сегодняшний день.
Где начать бизнес? Идея! 90% решений, которые вы ищете, уже существуют. Как сказал Томас Эдисон: «Если вы хотите иметь отличные идеи, знайте, что вы можете заимствовать лучшие.”
Как сказал легендарный изобретатель Томас Эдисон: «Если вы хотите иметь великие идеи, знайте, что вы можете позаимствовать лучшее». Фактически, 90% решений, которые вы ищете, уже существуют. Скорее всего, кто-то до вас уже искал их, а это значит, что вы можете пройти весь путь, чтобы найти решение самостоятельно, или начать собирать информацию о существующем решении. Копируйте чужие идеи, используйте их, применяйте. Стоит использовать все, что может принести пользу вашему бизнесу.
Определите для себя критерии, по которым вы будете отмечать наиболее интересных: личная предрасположенность, размер стартового капитала, быстрая окупаемость, низкий уровень конкуренции и т.д. Главное не пытаться сразу прогнать каждый вариант через систему критериев; в этом случае ни один из них не может выйти в финал. Лучше выбрать один или два (убедитесь, что у вас есть личный интерес и предварительные знания в сфере бизнеса; вам не следует открывать мясной бизнес, если вы вегетарианец); у вас еще будет время удалить сомнительные адреса.
В какой-то момент Национальная федерация независимого бизнеса США провела опрос о том, откуда предприниматели, решившие начать свой бизнес, берут идеи. Результаты оказались такими:
-
Предыдущее место работы – 42%
-
Личный интерес – 18%
-
Случайность – 10%
-
Предложение получено – 8%
-
Друзья или семья – 6%
-
Семейный бизнес – 6%
-
Образование – 6%
-
Прочие факторы – 6%
(Источник: Сирополис Н. «Управление малым бизнесом»)
Но вернемся к выбору опций. Теперь, когда у вас под рукой внушительный список, казалось бы, интересных вариантов, пора приступить к сбору более конкретной информации о каждом из них. И тут Интернет перестает быть таким удобным. Тем не менее, вы все равно можете найти в нем необходимую информацию. На этот раз вам придется сознательно искать такие характеристики, как: прибыльность каждого из выбранных видов бизнеса, средний срок окупаемости, минимальные первоначальные инвестиции, перспективы отрасли, основные конкуренты (в вашем городе). Уже на этапе сбора этого материала будут определены фавориты.
Когда у вас на руках будет только один-два возможных адреса для открытия бизнеса, переходите к последнему этапу сбора предварительной информации.
В первую очередь собирает полную информацию о потенциальных конкурентах. И не только о них, но и об их родственниках и знакомых: вполне возможно, что у них такие серьезные связи в административных органах, что им дороже ввязываться в это дело – замучают проверками. Очень полезно посещать офисы конкурентов и/или их магазины: только разведка на местности даст вам полное представление о противнике. Важно определить для себя свои сильные стороны, но самое главное выявить проколы в работе конкурентов. Чем больше недостатков вы заметите в своей работе, тем больше у вас шансов победить в своем контексте, а значит, привлечь внимание рынка.
С этого и должна начинаться бизнес-аналитика. Если у конкурентов есть магазины, посетите каждый из них, обратите внимание на средние суммы покупок и самые популярные товары. Не торопитесь и посмотрите на вход в магазин; Помимо знания среднего количества чеков, это позволит рассчитать примерный доход компании (но не забывайте, что не все посетители совершают покупки). Очень рекомендую познакомиться с одним из сотрудников – это бесценный кладезь информации о бизнесе. И, конечно же, реклама: обратите внимание, где рекламируются ваши конкуренты, какие позиции они предлагают и какие маркетинговые кампании проводят. Признавайте своих поставщиков, интересуйтесь условиями закупок и минимальными объемами поставок.
Обязательно нанесите расположение всех конкурентов на карту города; вполне возможно, что вам откроются обнаруженные территории, что позволит выбрать наиболее выгодное место для открытия магазина (офиса).
Как известно, одной из важнейших статей расходов любого бизнеса, как правило, является аренда, а значит, стоит рассчитывать ее стоимость в разных районах города. Главный совет: прежде чем начать бизнес, будьте готовы заплатить арендную плату сразу за шесть месяцев вперед: начинающие предприниматели часто попадают в ловушку нехватки наличных денег. Чтобы этого избежать, позаботьтесь о том, чтобы хотя бы эти текущие расходы были оплачены. Особенно важно своевременно выполнять свои обязательства, если у вашего основного конкурента обширные связи и рычаги влияния.
Если бизнес, который вы планируете начать, достаточно специфичен или сильно зависит от человеческого фактора (обычно это сфера услуг), подумайте, где вы будете нанимать квалифицированный персонал. Узнайте о средних зарплатах нужных вам специалистов.
И конечно, работа с самими покупателями. Составьте список интересующих вас вопросов и, занимая позицию наблюдателя в магазине конкурента, опрашивайте уходящих от вас покупателей под видом социального работника (главное, не делайте этого у дверей магазина, рискуете нарваться на проблемы с охраной). Спросите, почему этот покупатель выбрал именно этот магазин (компанию), что ему нравится в сервисе, что бы он изменил, что добавил бы.
Постарайтесь с помощью респондентов создать образ идеальной компании, выявить все их потребности и ожидания в выбранной сфере.
Теперь, когда вы знаете о предлагаемом бизнесе все или почти все, пора приступить к систематизации этих знаний. Для каждого из приведенных ниже факторов оцените примерную вероятность его появления, как это повлияет на ваш бизнес и сможете ли вы справиться с новой ситуацией.
Начнем с изучения влияния внешней среды:
-
Влияет ли государственная политика на ваш бизнес? Если да, ожидается ли, что какой-либо закон изменит то, как вы работаете на выбранном вами рынке?
-
Существуют ли социальные тренды (мода на здоровый образ жизни, например), влияющие на ситуацию в выбранной сфере.
-
Может ли быть на вас давление со стороны инфлюенсеров, если вы действительно конкурируете с другими компаниями (кейс родственников конкурентов во влиятельных структурах)?
Влияние рыночных факторов:
-
Общая емкость рынка в выбранной вами области (ищите эту информацию в Интернете). Если вы можете найти информацию о вместимости только в Москве (как это чаще всего и бывает), умножьте эту цифру на соотношение населения вашего города к столице и на коэффициент их покупательной способности (не во всех городах уровень заработной платы, а следовательно, и возможности проживания, высокие).
-
Прибыльность этого вида бизнеса
-
Темпы роста отрасли
-
Сезонность
-
Зависимость от поставщиков и их количества
-
Чувствительность рынка к цене, качеству обслуживания и влиянию внешних факторов
Влияние финансовых факторов:
-
Барьеры входа на рынок
-
Потенциальная выгода
-
Загрузка мощностей и стоимость приобретения оборудования
-
Период восстановления
-
Стоимость получения кредита
-
Влияние эффекта масштаба (крупные компании могут требовать от поставщиков эксклюзивных скидок, а значит, имеют возможность продавать продукцию по самым низким ценам).
Соревнование:
-
Какие конкуренты существуют на рынке, их количество и доля рынка
-
Сильные стороны каждого конкурента
-
Слабые стороны каждого конкурента
-
Степень концентрации конкурентов на рынке
-
Склонность конкурентов объединяться для совместных проектов
-
Список непрямых конкурентов на рынке, их участие и возможное влияние на ваш бизнес
-
Вероятность появления замещающих товаров или услуг
-
Вероятность появления новых конкурентов (например, приход московских сетей в регионы)
Только ответив на все вопросы, вы можете быть уверены, что наконец-то имеете представление о выбранной сфере и готовы начать бизнес. И хотя, конечно, просчитать все сценарии развития событий не получится, ответ на поставленные вопросы поможет избежать большинства подводных камней бизнеса.