Как заработать на производстве фильмов, или Наш ответ Голливуду

Как заработать на кино, или Наш ответ Голливуду

*В рас­че­тах исполь­зо­ва­ны сред­ние дан­ные по Рос­сии на момент напи­са­ния. В каж­дой ста­тье есть каль­ку­ля­тор при­быль­но­сти тор­гов­ли, кото­рый поз­во­лит рас­счи­тать клю­че­вые пока­за­те­ли при­быль­но­сти, акту­аль­ные на сего­дняш­ний день.

Аме­ри­кан­ская «фаб­ри­ка грез» — Гол­ли­вуд — доми­ни­ру­ет по коли­че­ству филь­мов, сня­тых не толь­ко в сво­ей стране, но и во всем мире. Но это не зна­чит, что все филь­мы сни­ма­ют­ся толь­ко в США. В опре­де­лен­ной сте­пе­ни, несмот­ря на доми­ни­ро­ва­ние аме­ри­кан­ско­го кине­ма­то­гра­фа, рос­сий­ский кине­ма­то­граф открыт для всех жела­ю­щих попро­бо­вать себя в кино­про­из­вод­стве, даже чуть боль­ше, чем калифорнийский. 

Конеч­но, затра­ты, с кото­ры­ми стал­ки­ва­ет­ся начи­на­ю­щий цве­то­вод, доволь­но зна­чи­тель­ны, но в слу­чае удач­ной сда­чи в арен­ду он полу­чит нема­лую при­быль. Имен­но этот фак­тор при­вле­ка­ет инве­сто­ров в сфе­ру кино вооб­ще и рос­сий­ско­го кино в частности. 

Ищем свой стиль

Преж­де чем при­сту­пить к про­из­вод­ству соб­ствен­но­го филь­ма, необ­хо­ди­мо опре­де­лить­ся, како­вы ваши основ­ные пара­мет­ры. Каким-то обра­зом: жанр, про­дол­жи­тель­ность (напри­мер, фор­мат филь­ма или ТВ), сюжет, исполь­зо­ва­ние спе­ц­эф­фек­тов и/или дру­го­го спе­ци­аль­но­го обо­ру­до­ва­ния и т д. 

Во всех этих делах надо быть пре­дель­но осто­рож­ным; ведь имен­но этот этап, в общем-то, и явля­ет­ся зало­гом буду­ще­го успе­ха. Начать сле­ду­ет, конеч­но же, с пола. 

В дан­ном слу­чае речь пой­дет о филь­ме, то есть о филь­ме для его кино­про­ка­та. Так что от выбо­ра жан­ра зави­сит как мини­мум 50% буду­ще­го успе­ха ваше­го филь­ма. Конеч­но, бес­про­иг­рыш­ный вари­ант, то есть еще нико­му не уда­ва­лось снять фильм, кото­рый одно­знач­но понра­вит­ся всем зри­те­лям. Одна­ко неко­то­рые общие тен­ден­ции, т е при­мер­ное направ­ле­ние зри­тель­ских сим­па­тий, каж­до­му режис­се­ру или про­дю­се­ру при­мер­но известно. 

Не забы­вай­те, что вы хоти­те снять ком­мер­че­ски успеш­ный фильм, то есть такой, кото­рый смо­жет при­влечь наи­боль­шее коли­че­ство зри­те­лей. Поэто­му сто­ит отка­зать­ся от таких жан­ров, как хор­рор (и все его под­ви­ды — хор­рор, слэ­шер и т д.); “взрос­лые филь­мы”, то есть эро­ти­че­ские (ведь лен­те будет при­сво­ен рей­тинг “дети до 18”, то есть дети и под­рост­ки состав­ля­ют боль­шую часть ауди­то­рии – они более актив­ны, чем дру­гие сег­мен­ты насе­ле­ния и, кро­ме того, у них про­сто боль­ше сво­бод­но­го вре­ме­ни на похо­ды в кино) и, конеч­но же, доку­мен­таль­ные (исто­ри­че­ские, био­гра­фи­че­ские и т д.). 

Со вто­рым и послед­ним вро­де бы все ста­но­вит­ся ясно. Но поче­му бы и не фильм ужа­сов? Ответ прост: для самих детей и, кро­ме того, есть еще две при­чи­ны. Во-пер­вых, этот жанр, что назы­ва­ет­ся, «на люби­те­ля», и чис­ло его поклон­ни­ков отно­си­тель­но невелико. 

Кро­ме того, люби­те­лей ужа­сов часто вклю­ча­ют в ауди­то­рию филь­мов род­ствен­ных жан­ров: трил­ле­ров, кри­ми­наль­ных рома­нов и т д. 

Вто­рой фак­тор: в нашей стране обыч­но слож­но най­ти под­хо­дя­ще­го режис­се­ра (здесь речь не идет об ино­стран­ных режис­се­рах, они слиш­ком доро­гие, и пре­одо­леть язы­ко­вой барьер будет сложно). 

Итак, про­дол­жим с выбо­ром пола. Выше­упо­мя­ну­тый саспенс и детек­тив вряд ли нас устро­ят: пер­вый во мно­гом обу­слов­лен оди­на­ко­вым воз­раст­ным рей­тин­гом, вто­рой слиш­ком спе­ци­фи­чен и немно­го уста­рел для пока­за на боль­ших экранах. 

Одна­ко в погоне за моло­дым поко­ле­ни­ем не сле­ду­ет упус­кать из виду стар­шее поко­ле­ние. Поэто­му и жан­ры «ани­ме», и «дет­ский фильм», и «муль­ти­ки» нам тоже не подходят. 

Кро­ме того, для про­из­вод­ства тако­го типа изоб­ра­же­ний потре­бу­ет­ся нали­чие ани­ма­то­ров, спе­ци­а­ли­стов по мод­ным сего­дня ком­пью­тер­ным мульт­филь­мам и т.д. Толь­ко круп­ная сту­дия может поз­во­лить себе нанять такое коли­че­ство узко­спе­ци­а­ли­зи­ро­ван­ных и про­фес­си­о­наль­ных работников. 

Оста­лось не так мно­го жан­ров, кото­рые мы крат­ко рас­смот­рим, что­бы не повто­рять­ся. Напри­мер, бое­вик, поли­ция, фильм-нуар, вестерн или фильм на воен­ную тема­ти­ку не подой­дут из-за спе­ци­фи­ки каж­до­го из них. 

Бое­ви­ки, кри­ми­наль­ные филь­мы и филь­мы о войне — все они свя­за­ны с наси­ли­ем, что озна­ча­ет более высо­кие рей­тин­ги. То же самое отно­сит­ся и к вестер­нам, хотя глав­ной при­чи­ной оста­ет­ся их архаичность. 

Фильм-нуар, конеч­но, может и не ассо­ци­и­ро­вать­ся с наси­ли­ем (хотя это несколь­ко про­ти­во­ре­чит зако­нам жан­ра), но он очень спе­ци­фи­чен и в Рос­сии вряд ли най­дут­ся адек­ват­ные режиссеры. 

Затем идут при­клю­че­ния, науч­ная фан­та­сти­ка и фэн­те­зи. Ком­мер­че­ски они очень успеш­ны, но и очень доро­ги: мас­штаб­ные баталь­ные сце­ны, ком­пью­тер­ная гра­фи­ка, мон­стры и тон­ны гри­ма обхо­дят­ся созда­те­лям в нема­лые день­ги. Нам он не под­хо­дит имен­но из-за дороговизны. 

О дра­ме и мюзик­ле не может быть и речи в силу их спе­ци­фи­ки: на пер­вое под­рост­ки не пой­дут, вто­рое тре­бу­ет мас­штаб­ных затрат на напи­са­ние музы­ки и сти­хов, что, конеч­но, доро­же про­за­и­че­ско­го сценария. 

Так назы­ва­е­мый. «Спор­тив­ные филь­мы» или «спор­тив­ные филь­мы» так­же могут быть успеш­ны­ми, но они так­же тре­бу­ют чрез­мер­но­го рек­ви­зи­та, арен­ды, напри­мер, реаль­но­го ста­ди­о­на и (или) спорт­за­ла и напол­не­ния их допол­ни­тель­ны­ми «фана­та­ми.

Таким обра­зом мето­дом исклю­че­ния обна­ру­жи­ва­ем, что опти­маль­ным вари­ан­том будут: коме­дия, мело­дра­ма и семей­ный фильм. На самом деле, эти жан­ры в опре­де­лен­ной сте­пе­ни смеж­ны, поэто­му их мож­но сво­бод­но ком­би­ни­ро­вать по соб­ствен­но­му вку­су и вея­нию зри­тель­ских ожиданий. 

Все при­ве­ден­ные дан­ные лег­ко про­ве­рить ста­ти­сти­че­ски: доста­точ­но посмот­реть, какие филь­мы были пока­за­ны в кино­те­ат­рах нашей стра­ны в пер­вом полу­го­дии. Сле­ду­ю­щая таб­ли­ца иллю­стри­ру­ет ста­ти­сти­ку за пер­вые шесть меся­цев 2011 года 

Жанр фильма  Количество 
Коме­дия, семей­ный, мелодрама  73 
Драма  29 
Саспенс, ужас  24 
Фан­та­зия, фантазия  пятнадцать 
Бое­вик, воен­ный, криминал  девять 
Другой  девять 
При­клю­че­ния, вестерн  восемь 
Мультфильм 

Как види­те, из 174 выпу­щен­ных филь­мов 73 (или 42%) отно­сят­ся к иско­мо­му нами жанру. 

Кро­ме того, семей­ная «дра­ме­дия», как ее назы­ва­ют в Гол­ли­ву­де, не тре­бу­ет сверх­спо­соб­но­го режис­се­ра и талант­ли­вых акте­ров – фильм исклю­чи­тель­но раз­вле­ка­тель­ный, роли про­стые и плав­ные, а пото­му сту­ден­ты послед­них актер­ских кур­сов могут спра­вить­ся с такой рабо­той. Что нема­ло­важ­но, это каса­ет­ся и детей, без уча­стия кото­рых про­сто немыс­лим семей­ный фильм. 

Сценарий

Итак, мы опре­де­ли­лись с жан­ром. При­шло вре­мя сце­на­рия. Конеч­но, в нашей стране нет тако­го широ­ко­го рын­ка сце­на­ри­ев, как в Гол­ли­ву­де, но выход из этой ситу­а­ции есть. 

В интер­не­те есть мно­же­ство стра­ниц, где пред­ла­га­ет­ся купить гото­вый скрипт. Конеч­но, цена будет дого­вор­ная, но не менее 5000 дол­ла­ров, что в руб­ле­вом экви­ва­лен­те состав­ля­ет око­ло 150 000. 

Хотя за хоро­ший сце­на­рий мож­но запла­тить и боль­ше. Есть и дру­гой вари­ант: если вас не устра­и­ва­ет ни один из пред­ло­жен­ных сце­на­ри­ев, вы може­те про­сто запро­сить новый у опыт­но­го автора-составителя. 

В прин­ци­пе, это будет сто­ить столь­ко же, но зай­мет неко­то­рое вре­мя. В целом нор­мой счи­та­ет­ся циф­ра в 15 000 дол­ла­ров США, но не более 15% от бюд­же­та филь­ма [5].

Набор актеров и техперсонала

Наста­ло вре­мя пого­во­рить о най­ме акте­ров и съе­моч­ной груп­пы, а так­же о поис­ке режис­се­ра. Слож­нее все­го будет, конеч­но, с актерами. 

Если брать толь­ко непро­фес­си­о­наль­ных и неиз­вест­ных акте­ров, это будет сто­ить дешев­ле, но это может ска­зать­ся на каче­стве филь­ма и, конеч­но, на его попу­ляр­но­сти: люди склон­ны пред­по­чи­тать видеть на экра­нах уже зна­ко­мые лица. 

Но наобо­рот, т.е нани­мать авто­ри­тет­ных спе­ци­а­ли­стов было бы слиш­ком доро­го. Конеч­но же, это сра­зу отра­зит­ся на попу­ляр­но­сти образа. 

Из край­них вари­ан­тов, как все­гда, сле­ду­ет выби­рать что-то сред­нее. Напри­мер, на цен­траль­ные роли (то есть хотя бы первую и вто­рую) мож­но взять «звезд» сери­а­ла, лица кото­рых уже будут зна­ко­мы зри­те­лю, а осталь­ные пози­ции могут быть запол­не­ны зри­те­ля­ми y мест­ные жите­ли или сту­ден­ты соот­вет­ству­ю­щих учеб­ных заведений. 

Обыч­ная сум­ма опла­ты для вто­ро­сте­пен­ных акте­ров колеб­лет­ся от 20 до 100 дол­ла­ров за съе­моч­ный день. 

Сред­ний гоно­рар для доста­точ­но извест­ных акте­ров уров­ня вто­рых-тре­тьих ролей в теле­се­ри­а­лах состав­ля­ет от 400 до 1000 долларов. 

В Рос­сии уже извест­но от 2 до 10 тысяч «звезд». Исхо­дя из этих цифр, сле­ду­ет рас­счи­ты­вать бюд­жет с уче­том того, что в сред­нем съем­ки длят­ся 1–2 месяца. 

Сто­и­мость допол­ни­тель­ных услуг от 50 (без костю­ма) до 500 (с костю­мом) руб­лей за 1 день. 

Как уже было ска­за­но, фильм тако­го жан­ра не тре­бу­ет про­фес­си­о­наль­но­го режис­се­ра, но, конеч­но, и в этом вопро­се нуж­но быть осто­рож­ным — совер­шен­но неком­пе­тент­ный чело­век погу­бит все ваши старания. 

Гоно­рар режис­се­ра варьи­ру­ет­ся от 25 000 до 40 000 дол­ла­ров за фильм выбран­но­го нами формата. 

Опе­ра­тор обыч­но под­би­ра­ет­ся вме­сте с режис­се­ром, его зар­пла­та состав­ля­ет око­ло 70–75% режис­сер­ско­го гоно­ра­ра, т.е. 17 500–30 000 дол­ла­ров США. 

Кро­ме того, вам так­же пона­до­бят­ся худож­ник-поста­нов­щик, ком­по­зи­тор, помощ­ник (или помощ­ни­ки) режис­се­ра, вто­рой опе­ра­тор, зву­ко­ре­жис­сер и еще несколь­ко кон­крет­ных сотрудников. 

Сум­мар­но его гоно­рар соста­вит при­мер­но $100–120 тысяч за весь пери­од съемок. 

Поми­мо все­го выше­пе­ре­чис­лен­но­го, вам потре­бу­ет­ся опре­де­лен­ное коли­че­ство тех­ни­че­ских работ­ни­ков: гри­ме­ров, деко­ра­то­ров, режис­се­ров, рек­ви­зи­то­ра, осве­ти­те­лей и про­че­го вспо­мо­га­тель­но­го пер­со­на­ла (води­те­ли, убор­щи­цы и т.д.).

Вме­сте с арен­дой съе­моч­но­го пави­льо­на и обо­ру­до­ва­ния (каме­ры, рам­пы, деко­ра­ции, рек­ви­зит и т д.) ваша зар­пла­та соста­вит при­мер­но 150 000–200 000 дол­ла­ров за весь пери­од съемок. 

Как уже было ска­за­но, непо­сред­ствен­ная рабо­та с акте­ра­ми про­длит­ся от 1 до 2 меся­цев. Потом неко­то­рое вре­мя (обыч­но тоже 1–2 меся­ца) потре­бу­ет­ся на мон­таж, съем­ку, оциф­ров­ку и про­чие тех­ни­че­ские процедуры. 

В насто­я­щее вре­мя опла­чи­ва­ют­ся толь­ко тех­ни­че­ские спе­ци­а­ли­сты: зву­ко­ре­жис­се­ры, про­грам­ми­сты и т.д.

На этот раз это назы­ва­ет­ся пост­про­дакшн. В иде­а­ле реклам­ная кам­па­ния для пред­сто­я­ще­го филь­ма в насто­я­щее вре­мя нахо­дит­ся в ста­дии реа­ли­за­ции. Рас­хо­ды на кам­па­нию долж­ны соот­вет­ство­вать ожи­да­е­мо­му дохо­ду от аренды. 

Так­же, в слу­чае ком­мер­че­ско­го успе­ха, фильм может быть выпу­щен и на дис­ко­вых носи­те­лях: DVD и BD. Это потре­бу­ет неко­то­рых затрат, кото­рые, одна­ко, быст­ро и выгод­но окупятся. 

Как види­те, точ­но рас­счи­тать общую сто­и­мость зара­нее невоз­мож­но. В основ­ном это зави­сит от уров­ня акте­ров, режис­се­ра и дру­гих авто­ров филь­ма и про­дол­жи­тель­но­сти съе­моч­но­го процесса. 

В целом мини­маль­ная сум­ма для про­из­вод­ства филь­ма доста­точ­но высо­ко­го каче­ства, пред­по­ла­га­ю­ще­го хотя бы сред­ний уро­вень рен­та­бель­но­сти, состав­ля­ет око­ло 400 000 дол­ла­ров, или 11,5 млн руб­лей, не счи­тая рекламы. 

Еле­на Андре­а­но­ва
© www.openbusiness.ru – пор­тал биз­нес-пла­нов и руко­водств по откры­тию мало­го бизнеса 

* Това­ру более 8 лет. Может содер­жать уста­рев­шую информацию 

Оцените статью
( Пока оценок нет )
Добавить комментарий

четырнадцать − 9 =