*В расчетах использованы средние данные по России на момент написания. В каждой статье есть калькулятор прибыльности торговли, который позволит рассчитать ключевые показатели доходности, актуальные на сегодняшний день.
До недавнего времени профессиональное управление коммерческой недвижимостью вызывало недоумение у собственников. Они не собирались отдавать свое детище под чужой надзор и не могли понять, как кто-то может решиться на такое…
В таких условиях начинали свой бизнес так называемые «первые напитки». И выстояли, ударив, как ледокол, по жесткому менталитету отечественного потребителя, не спешащего выражать любовь к цивилизованным услугам.
В настоящий момент, когда эта ниша еще относительно пуста, но не угрожающе пустынна, пора осваивать сектор, где эксперты прогнозируют бурный рост в ближайшем будущем. Итак, подробности.
Первое, о чем стоит сказать, это то, что начинать работать на этом рынке должны те, кто уже имеет опыт работы в следующих областях:
- рынок недвижимости (агенты по недвижимости и застройщики);
- оценка, брокеридж, консалтинг;
- любая специальность в банковском деле, финансах, инвестициях.
Человек, который собирается связать свою жизнь с управлением коммерческой недвижимостью, должен пройти курс менеджмента. Предупреждение: не стоит набирать команду из тех, кто имеет только теоретические представления об управлении; и вы, и ваши сотрудники должны иметь личный опыт работы с недвижимостью. Полезно работать в западной компании, которая работает на российском рынке.
К слову о западных компаниях. Они разобрали управление зданиями класса А, и нам придется начать с класса В и даже класса С, который реставрируется и ремонтируется.Спектр услуг, предоставляемых управляющими, традиционно делится на 4 класса. Вот они, в порядке возрастания сложности:
-
так называемая уборка и прочие мелочи, которые к ней прилагаются;
-
техническое обслуживание для оптимизации затрат;
-
работа с арендаторами: их поиск, подбор и решение текущих проблем;
-
стратегическое (долгосрочное) управление активами. Как правило, она начинается сразу после составления проекта будущего здания.
Надо сказать, что до последнего уровня сложности мало кто добирается, чаще всего его просто заявляют.
Ваша цель как управляющего — заставить здание приносить максимальный доход, повысить (и постоянно повышать) его финансовую и инвестиционную привлекательность для арендаторов и не только, а также освободить время владельца коммерческой недвижимости для других дел.
До недавнего времени этим занимались девелоперы, промоутеры и агентства недвижимости непосредственно в регионах. Но это не мировая практика, это произошло из-за отсутствия четких представлений о нише и ее уникальности. Как будто в небольшом коммерческом магазине продавали хлеб, продукты, мыло и резиновые сапоги… Застройщики распоряжались домами, которые построили сами, а не от нашей хорошей жизни, так что эта практика скоро прекратится даже в регионах.
Сколько нужно вложить денег и на что
Сначала в общих чертах, потом в деталях.
Вообще нанять команду специалистов, которые могли бы соответствовать следующим должностям: генеральный директор, заместитель генерального директора, директор по связям с общественностью, маркетолог, финансовый директор, главный бухгалтер, юрист, начальник технико-эксплуатационного отдела (главный инженер) и подрядный персонал, именуемый с лёгкостью руками современных писателей — «офисный планктон».
Этим специалистам придется платить зарплату — около двадцати тысяч долларов в месяц — на начальном этапе, пока они не достигнут плавающего процента от прибыли коммерческого здания, которым вы управляете. Специалисты советуют, как решить проблему временного отрезка: когда команда уже собрана, а здание для управления еще не найдено. Есть «длинные» услуги (это именно то, что вы собираетесь делать) и «короткие» услуги: это то, что могут сделать ваши сотрудники, опыт, который они принесли с собой. К таким краткосрочным услугам относятся оценка, брокерские услуги, консультации.
Отход номер два — аренда офиса. Это будет стоить, по оценкам экспертов, 25 тысяч долларов в год. Какой тип офиса будет уместен в этой рыночной нише? Здесь все единодушны: ваш офис – визитная карточка и должен иметь «позолоченные бордюры». Те хотя бы 50 квадратных метров в элитном сегменте. Дело в том, что не все сотрудники будут сидеть в центральном офисе; некоторые из них, в силу специфики своей работы, будут постоянно находиться, что называется, «в помещении». Особенно это актуально для тех компаний, которые не ограничиваются управлением одной коммерческой установкой, а «управляют» несколькими клиентами одновременно.
Вашей второй визитной карточкой должен быть профессиональный сайт, который приносит тысячу долларов (минимум).
Далее вам предстоит заняться рекламой (как говорят профессионалы, от пяти тысяч условных единиц в месяц). Те же специалисты не советуют вкладываться в «прямую» рекламу; наоборот, он должен быть точно рассчитан и сообщен только тем, кто в принципе в этом нуждается.
В итоге получается, что для открытия бизнеса придется потратить 30–50 тысяч долларов. Вы будете получать невысокий (по всем остальным меркам), но стабильный доход. Но, как говорится, других нет, а те далеко, и хотя нефти в нашей стране много, но на всех желающих нефти не хватает.
Самое сложное — найти свое первое здание, чтобы вы могли управлять им. Проблем больше не будет вообще. Как решить эту проблему? И так же, как ее решают молодые парикмахеры, обучать знакомых. Самые серьезные директора российских управляющих компаний говорят, что ищут первый дом знакомств.
Окупаемость вашего бизнеса исходя из имеющегося опыта составит 1–2 года. Его процент составляет от трех до десяти от потока прибыли, который приводит в управление коммерческую недвижимость.
Средняя рентабельность бизнеса составляет 15–20 процентов. Никаких лицензий или сертификатов не требуется.
Вам стоит подумать об открытии собственного бизнеса в этой новой и быстрорастущей нише, если у вас есть опыт работы в сфере недвижимости и вы не любите жесткую конкуренцию.
Елена Назаренко
(с) www.openbusiness.ru