Как оценить работу компании? Для этого существует несколько коэффициентов. В этом обзоре мы рассмотрим один из ключевых показателей рентабельности продаж (ROS).
1. Что такое ROS простыми словами
Рентабельность продаж (ROS) — это коэффициент, показывающий, какой процент чистой прибыли составляет общий доход.
В двух словах: ROS показывает, сколько прибыли получает компания с каждого рубля выручки.
Есть несколько вариантов расчета. В каждом есть свои маленькие нюансы.
Вариант 1. Формула АФК:
ROS = [Чистая прибыль] / [Доход] × 100%
Этот параметр является классическим показателем эффективности продаж. В большинстве случаев расчет ведется по этой формуле.
Есть несколько других способов расчета ROS.
Вариант 2. Формула ROS для валовой прибыли:
ROS = [Валовая прибыль] / [Выручка] × 100%
При этом исключается влияние на результат доли заемного капитала и налоговых ставок.
Вариант 3. Формула ROS для результата учета:
ROS = [EBITDA] / [Выручка] × 100%
EBITDA (от английского «Прибыль до вычета процентов, налогов, износа и амортизации”).
Как показания ROS считаются нормальными:
- до 5% – низкий;
- от 5% до 20% – средний;
- более 20% – высокая;
В зависимости от сферы бизнеса нормальные показания будут отличаться. Например, для продуктовых магазинов ROS вряд ли превысит 10%.
2. Как использовать ROS
Сравнивать ROS имеет смысл только в рамках одних и тех же отраслей. Рентабельность отражает эффективность конкретного бизнеса.
Например, если у одного 5%, а у другого 10%, то КПД второго на голову выше первого. Однако нельзя сказать, что стоит инвестировать во вторую компанию. Это может быть чрезвычайно дорого с точки зрения мультипликаторов P/E.
- Как рассчитать справедливую цену акции;
Примеры использования ROS:
- Возможность контроля цен и затрат;
- Анализ работы и оценка эффективности бизнеса;
- Анализ биллинга;
- Поиск самых прибыльных продуктов;
Анализ времени также важен. Например, если АФК падает из года в год, это будет тревожным сигналом. Возможно, компании стоит сократить некоторые расходы, иначе она рискует потерять чистую прибыль.
Другие показатели рентабельности:
- ROE (Return on Equity) — формула и примеры;
- ROA (Return on Assets) — подробное описание;
Преимущества:
- Удобный инструмент для сравнения компаний одной отрасли;
- Возможность оценить работу компании за годы работы;
- Возможность быстро оценить, сколько прибыли получают акционеры на каждый заработанный компанией рубль;
Минусы:
- Несколько вариантов расчета могут создать трудности для понимания и сравнения;
- Подходит для сравнения только нескольких отраслей;