Документооборот в сфере грузовых перевозок представлен различными формами и целями. Одной из форм является коносамент. Этот документ касается регулирования предпринимательской деятельности в сфере водного транспорта. В этой статье мы подробно познакомимся с его нюансами.
1. Что такое коносамент простыми словами
Коносамент — это основная форма титула, так называемая расписка, используемая при перемещении груза, как правило, морем. Это лист бумаги высокой печати формата А4. Организации иногда используют индивидуальные фирменные бланки.
Язык заполнения обычно английский.
Появление документа «коносамент» обусловлено необходимостью официального оформления договоренностей в процессе перевозки. Это документ, который регулирует факт морской перевозки.
Документ отправлен:
- Регулировать обработку груза секундантом;
- Установить список обязательств от первой стороны ко второй.
Создание этой формы декларации и ее регулирование впервые появились в 1924 году.
На самом деле коносамент – это название документа, происходящее от французского словосочетания «le connaissement», что в русском языке можно трактовать как коносамент, используемый в морском направлении. Следовательно, такая бумага необходима при перемещении грузов по воде.
Официальное название в международном формате – Консигнация, Коносамент (BOL). Это документ международного формата, так как любое морское пространство, как правило, принадлежит 2 и более странам.
2. Коносамент как ценная бумага
Коносамент является ценной бумагой, устанавливающей право собственности на официальный товарораспорядительный документ.
Отличительной особенностью такой бумаги является то, что продавать товар или совершать с ним другие коммерческие действия разрешается без вашего физического движения. Коносамент регулирует владение товаром. Это означает, что BOL доступен для покупки, продажи и в качестве залога при условии залога в банке, передачи или перепродажи третьим лицам. Объявленная стоимость – это стоимость материальных благ, указанная в коносаменте.
Коносамент в России
На территории России права и обязанности обеих сторон регулируются Федеральным законом (ФЗ) № 81 Кодекса торгового мореплавания в редакции от 1 марта 2020 года.
3. Судебные разбирательства по коносамент
В случае возникновения спора имеет значение доказательная ценность BOL между грузоотправителем и перевозчиком. В этом случае BOL рассматривается как квитанция, а указанная в ней информация подлежит судебному разбирательству.
В случае возникновения спора владелец имеет право предъявить претензию к перевозчику. При наличии претензий у получателя товара только поставщик имеет право направить их на основании коносамента.
4. Применение коносамента
Документ регулирует перемещение морских грузов. Ранее применялись в этой узкоспециализированной области и не имели аналогов. Однако сегодня его сфера применения расширяется:
- Комбинированные перевозки, включающие часть движения товара по реке;
- Перевозка другими видами транспорта.
В последнем случае документ называется «через». Задание следующее:
- Коносамент служит доказательством взаимоотношений отправителя и перевозчика (грузоотправителя);
- Подтверждение владения грузом, наличие прав на него;
- Указывает количество, объем загрузки;
- Он служит основанием для доставки груза получателю по завершении выгрузки с морского или речного судна в порту назначения.
Значительная часть крупных коммерческих судоходных компаний, в том числе смешанных типов, используют коносамент.
5. Порядок формирования
Правила формирования бумаги, ее организационно-правовая форма утверждаются объединением судовладельцев.
В состав ассоциации входят:
- Балтийский морской совет;
- Международный морской совет (БИМКО).
Документ формируется между 2 хозяйствующими субъектами.
Деловые отношения по коносаменту включают следующие этапы:
- Приемка груза заказчика;
- Перечень данных, необходимых для регистрации товаров;
- Оплата по коносаменту;
- Выдача коносамента заказчику.
Бумага выдается перед отправкой продукции. На основе правил рабочего процесса создается несколько экземпляров. Регламент, по общему правилу, предусматривает 3 основные инстанции:
- Отправителем или его представителем, его представителем;
- Для конечного получателя продукции;
- И перевозчик.
Копии являются оригиналами. Соответственно на листе бумаги ставится этикетка — «оригинал». Документ состоит из нескольких подразделов:
- Информационная часть;
- Юридическая часть.
Информационная часть состоит из отображения индивидуальных данных сторон договора, которые записываются в специальные графы.
Коносамент включает следующую текстовую информацию в графах:
- Индивидуальный номер, формируемый при начале деловых отношений между сторонами;
- Перечень обязательств сторон;
- Количество форм, созданных для каждой из сторон;
- Официальные инициалы сторон;
- Дата создания формы.
Экземпляры представляют собой полный пакет документации BOL. Юридическая часть содержит информацию об обязательствах исполнителя по поставке переданного товара:
- В указанное место;
- Конкретный получатель;
- И в назначенное время.
Исполнитель несет ответственность за целостность и сохранность материальных ценностей, а также соблюдение условий перевозки в период движения продукции.
Коносамент действителен в течение временного интервала, соответствующего процессу движения груза. Претензии, использующие коносамент как основание для разрешения спора между сторонами, принимаются в судебном порядке.
6. Порядок оформления коносамент
Правоотношения возникают при взаимодействии отправителя и транспортной компании. Коносамент выдается:
- По факту возникновения коммерческих отношений;
- По факту: перевозчик – приемка груза, отправитель – передача;
- Как передача ответственности за товар от покупателя экспедитору.
Это некая расписка, ее аналог. Судовладелец обязан оформить его до начала работы с грузом. Ответственность за товар с момента выдачи квитанции юридически берет на себя экспедитор.
В коносаменте описываются отличительные параметры груза:
- Название транспортной компании;
- Регистрационные данные транспортной компании;
- Имя значений;
- Количество;
- Ваш статус на момент загрузки (этот абзац может быть исключен);
- Объем;
- Вес;
- Цвет;
- Название судна;
- Номер рейса;
- Время отправления, прибытия;
- Количество контейнеров, если груз размещается более чем в одном.
Данная квитанция выдается в момент описания материальных благ.
7. Обратная сторона документа
На оборотной стороне коносамента прописываются положения условий отгрузки.
Дубликаты
На копии коносамента ставится штамп «копия». Дубликаты имеют другой цвет бумаги, чем оригиналы. Их количество не имеет значения и поэтому не указывается.
Дубликаты предназначены для проверки информации капитаном судна или третьими лицами.
8. Виды коносамент
Существует несколько юридических видов рассматриваемой ценной бумаги:
- К перевозчику. Международное название – B/L перевозчик. Не требует отображения официальных данных получателя. Товар имеет право получить тот, кто предъявит оригинал;
- Ордер – данный вид бумаги означает, что материальные блага передаются указанному отправителем получателю по прибытии или во время поездки. Суть этого вида сделки заключается в возможности получателя оплатить товар только после его доставки в порт или после фактического отправления. Поскольку материальные блага принадлежат отправителю с момента передачи перевозчику до фактической оплаты получателем, допускается их продажа третьим лицам или залог ценностей. Второе наименование вида ордерного документа, в силу особенностей последовательности движения денег для данного вида операции, называется оборотным;
- Именной: выдается, если материальные ценности получены физическим или юридическим лицом. Полное имя владельца отображается в соответствующей графе документа. Основным условием возникновения юридической силы данного вида документа является факт оплаты морской перевозки груза, переданного экспедитору либо предъявление отправителем гарантии оплаты;
- Линейный: выдается морской линией непосредственно перевозчику;
- Чартер: используется, когда регистрируется нерегулярная перевозка бродячим (малым) судном. Термин фрахтователь появляется в этом типе документа. Вы можете заключать договоры с третьей стороной и арендовать лодку. Банки не признают чартерный коносамент;
- Главная – правила заполнения в этом виде документа линейные. Но при этом допустимо размещение в одной таре материальных ценностей нескольких претендентов на перевозку. Это сборный морской груз. Но грузополучателем в порту прибытия назначается только одно лицо: агент. Он же и отправитель. Подбирает товары к отгрузке в контейнер, описывает и упаковывает их. Именно он также распределяет товары по разным получателям по прибытии и выдает их. Грузовладелец должен быть внимательным при заполнении информации о грузе. Ошибка в документах задержит отправление контейнера в пункт отправления до полного выяснения обстоятельств;
- Через – выпускается со смешанным типом перевода ценных бумаг. То есть помимо перемещения грузов по морю используется и наземный.