Коносамент — что это и как он работает

Коносамент: что это такое и как это работает

Доку­мен­то­обо­рот в сфе­ре гру­зо­вых пере­во­зок пред­став­лен раз­лич­ны­ми фор­ма­ми и целя­ми. Одной из форм явля­ет­ся коно­са­мент. Этот доку­мент каса­ет­ся регу­ли­ро­ва­ния пред­при­ни­ма­тель­ской дея­тель­но­сти в сфе­ре вод­но­го транс­пор­та. В этой ста­тье мы подроб­но позна­ко­мим­ся с его нюансами.

1. Что такое коносамент простыми словами

Коно­са­мент — это основ­ная фор­ма титу­ла, так назы­ва­е­мая рас­пис­ка, исполь­зу­е­мая при пере­ме­ще­нии гру­за, как пра­ви­ло, морем. Это лист бума­ги высо­кой печа­ти фор­ма­та А4. Орга­ни­за­ции ино­гда исполь­зу­ют инди­ви­ду­аль­ные фир­мен­ные бланки.

Язык запол­не­ния обыч­но английский.

Появ­ле­ние доку­мен­та «коно­са­мент» обу­слов­ле­но необ­хо­ди­мо­стью офи­ци­аль­но­го оформ­ле­ния дого­во­рен­но­стей в про­цес­се пере­воз­ки. Это доку­мент, кото­рый регу­ли­ру­ет факт мор­ской перевозки.

Доку­мент отправлен:

  • Регу­ли­ро­вать обра­бот­ку гру­за секундантом;
  • Уста­но­вить спи­сок обя­за­тельств от пер­вой сто­ро­ны ко второй.

Созда­ние этой фор­мы декла­ра­ции и ее регу­ли­ро­ва­ние впер­вые появи­лись в 1924 году.

На самом деле коно­са­мент – это назва­ние доку­мен­та, про­ис­хо­дя­щее от фран­цуз­ско­го сло­во­со­че­та­ния «le connaissement», что в рус­ском язы­ке мож­но трак­то­вать как коно­са­мент, исполь­зу­е­мый в мор­ском направ­ле­нии. Сле­до­ва­тель­но, такая бума­га необ­хо­ди­ма при пере­ме­ще­нии гру­зов по воде.

Офи­ци­аль­ное назва­ние в меж­ду­на­род­ном фор­ма­те – Кон­сиг­на­ция, Коно­са­мент (BOL). Это доку­мент меж­ду­на­род­но­го фор­ма­та, так как любое мор­ское про­стран­ство, как пра­ви­ло, при­над­ле­жит 2 и более странам.

2. Коносамент как ценная бумага

Коно­са­мент явля­ет­ся цен­ной бума­гой, уста­нав­ли­ва­ю­щей пра­во соб­ствен­но­сти на офи­ци­аль­ный това­ро­рас­по­ря­ди­тель­ный документ.

Отли­чи­тель­ной осо­бен­но­стью такой бума­ги явля­ет­ся то, что про­да­вать товар или совер­шать с ним дру­гие ком­мер­че­ские дей­ствия раз­ре­ша­ет­ся без ваше­го физи­че­ско­го дви­же­ния. Коно­са­мент регу­ли­ру­ет вла­де­ние това­ром. Это озна­ча­ет, что BOL досту­пен для покуп­ки, про­да­жи и в каче­стве зало­га при усло­вии зало­га в бан­ке, пере­да­чи или пере­про­да­жи тре­тьим лицам. Объ­яв­лен­ная сто­и­мость – это сто­и­мость мате­ри­аль­ных благ, ука­зан­ная в коносаменте.

Коно­са­мент в России

На тер­ри­то­рии Рос­сии пра­ва и обя­зан­но­сти обе­их сто­рон регу­ли­ру­ют­ся Феде­раль­ным зако­ном (ФЗ) № 81 Кодек­са тор­го­во­го море­пла­ва­ния в редак­ции от 1 мар­та 2020 года.

3. Судебные разбирательства по коносамент

В слу­чае воз­ник­но­ве­ния спо­ра име­ет зна­че­ние дока­за­тель­ная цен­ность BOL меж­ду гру­зо­от­пра­ви­те­лем и пере­воз­чи­ком. В этом слу­чае BOL рас­смат­ри­ва­ет­ся как кви­тан­ция, а ука­зан­ная в ней инфор­ма­ция под­ле­жит судеб­но­му разбирательству.

В слу­чае воз­ник­но­ве­ния спо­ра вла­де­лец име­ет пра­во предъ­явить пре­тен­зию к пере­воз­чи­ку. При нали­чии пре­тен­зий у полу­ча­те­ля това­ра толь­ко постав­щик име­ет пра­во напра­вить их на осно­ва­нии коносамента.

4. Применение коносамента

Доку­мент регу­ли­ру­ет пере­ме­ще­ние мор­ских гру­зов. Ранее при­ме­ня­лись в этой узко­спе­ци­а­ли­зи­ро­ван­ной обла­сти и не име­ли ана­ло­гов. Одна­ко сего­дня его сфе­ра при­ме­не­ния расширяется:

  • Ком­би­ни­ро­ван­ные пере­воз­ки, вклю­ча­ю­щие часть дви­же­ния това­ра по реке;
  • Пере­воз­ка дру­ги­ми вида­ми транспорта.

В послед­нем слу­чае доку­мент назы­ва­ет­ся «через». Зада­ние следующее:

  • Коно­са­мент слу­жит дока­за­тель­ством вза­и­мо­от­но­ше­ний отпра­ви­те­ля и пере­воз­чи­ка (гру­зо­от­пра­ви­те­ля);
  • Под­твер­жде­ние вла­де­ния гру­зом, нали­чие прав на него;
  • Ука­зы­ва­ет коли­че­ство, объ­ем загрузки;
  • Он слу­жит осно­ва­ни­ем для достав­ки гру­за полу­ча­те­лю по завер­ше­нии выгруз­ки с мор­ско­го или реч­но­го суд­на в пор­ту назначения.

Зна­чи­тель­ная часть круп­ных ком­мер­че­ских судо­ход­ных ком­па­ний, в том чис­ле сме­шан­ных типов, исполь­зу­ют коносамент.

5. Порядок формирования

Пра­ви­ла фор­ми­ро­ва­ния бума­ги, ее орга­ни­за­ци­он­но-пра­во­вая фор­ма утвер­жда­ют­ся объ­еди­не­ни­ем судовладельцев.

В состав ассо­ци­а­ции входят:

  1. Бал­тий­ский мор­ской совет;
  2. Меж­ду­на­род­ный мор­ской совет (БИМКО).

Доку­мент фор­ми­ру­ет­ся меж­ду 2 хозяй­ству­ю­щи­ми субъектами.

Дело­вые отно­ше­ния по коно­са­мен­ту вклю­ча­ют сле­ду­ю­щие этапы:

  1. При­ем­ка гру­за заказчика;
  2. Пере­чень дан­ных, необ­хо­ди­мых для реги­стра­ции товаров;
  3. Опла­та по коносаменту;
  4. Выда­ча коно­са­мен­та заказчику.

Бума­га выда­ет­ся перед отправ­кой про­дук­ции. На осно­ве пра­вил рабо­че­го про­цес­са созда­ет­ся несколь­ко экзем­пля­ров. Регла­мент, по обще­му пра­ви­лу, преду­смат­ри­ва­ет 3 основ­ные инстанции:

  • Отпра­ви­те­лем или его пред­ста­ви­те­лем, его представителем;
  • Для конеч­но­го полу­ча­те­ля продукции;
  • И пере­воз­чик.

Копии явля­ют­ся ори­ги­на­ла­ми. Соот­вет­ствен­но на листе бума­ги ста­вит­ся эти­кет­ка — «ори­ги­нал». Доку­мент состо­ит из несколь­ких подразделов:

  • Инфор­ма­ци­он­ная часть;
  • Юри­ди­че­ская часть.

Инфор­ма­ци­он­ная часть состо­ит из отоб­ра­же­ния инди­ви­ду­аль­ных дан­ных сто­рон дого­во­ра, кото­рые запи­сы­ва­ют­ся в спе­ци­аль­ные графы.

Коно­са­мент вклю­ча­ет сле­ду­ю­щую тек­сто­вую инфор­ма­цию в графах:

  • Инди­ви­ду­аль­ный номер, фор­ми­ру­е­мый при нача­ле дело­вых отно­ше­ний меж­ду сторонами;
  • Пере­чень обя­за­тельств сторон;
  • Коли­че­ство форм, создан­ных для каж­дой из сторон;
  • Офи­ци­аль­ные ини­ци­а­лы сторон;
  • Дата созда­ния формы.

Экзем­пля­ры пред­став­ля­ют собой пол­ный пакет доку­мен­та­ции BOL. Юри­ди­че­ская часть содер­жит инфор­ма­цию об обя­за­тель­ствах испол­ни­те­ля по постав­ке пере­дан­но­го товара:

  • В ука­зан­ное место;
  • Кон­крет­ный получатель;
  • И в назна­чен­ное время.

Испол­ни­тель несет ответ­ствен­ность за целост­ность и сохран­ность мате­ри­аль­ных цен­но­стей, а так­же соблю­де­ние усло­вий пере­воз­ки в пери­од дви­же­ния продукции.

Коно­са­мент дей­стви­те­лен в тече­ние вре­мен­но­го интер­ва­ла, соот­вет­ству­ю­ще­го про­цес­су дви­же­ния гру­за. Пре­тен­зии, исполь­зу­ю­щие коно­са­мент как осно­ва­ние для раз­ре­ше­ния спо­ра меж­ду сто­ро­на­ми, при­ни­ма­ют­ся в судеб­ном порядке.

6. Порядок оформления коносамент

Пра­во­от­но­ше­ния воз­ни­ка­ют при вза­и­мо­дей­ствии отпра­ви­те­ля и транс­порт­ной ком­па­нии. Коно­са­мент выдается:

  • По фак­ту воз­ник­но­ве­ния ком­мер­че­ских отношений;
  • По фак­ту: пере­воз­чик – при­ем­ка гру­за, отпра­ви­тель – передача;
  • Как пере­да­ча ответ­ствен­но­сти за товар от поку­па­те­ля экспедитору.

Это некая рас­пис­ка, ее ана­лог. Судо­вла­де­лец обя­зан офор­мить его до нача­ла рабо­ты с гру­зом. Ответ­ствен­ность за товар с момен­та выда­чи кви­тан­ции юри­ди­че­ски берет на себя экспедитор.

В коно­са­мен­те опи­сы­ва­ют­ся отли­чи­тель­ные пара­мет­ры груза:

  • Назва­ние транс­порт­ной компании;
  • Реги­стра­ци­он­ные дан­ные транс­порт­ной компании;
  • Имя зна­че­ний;
  • Коли­че­ство;
  • Ваш ста­тус на момент загруз­ки (этот абзац может быть исключен);
  • Объ­ем;
  • Вес;
  • Цвет;
  • Назва­ние судна;
  • Номер рей­са;
  • Вре­мя отправ­ле­ния, прибытия;
  • Коли­че­ство кон­тей­не­ров, если груз раз­ме­ща­ет­ся более чем в одном.

Дан­ная кви­тан­ция выда­ет­ся в момент опи­са­ния мате­ри­аль­ных благ.

7. Обратная сторона документа

На обо­рот­ной сто­роне коно­са­мен­та про­пи­сы­ва­ют­ся поло­же­ния усло­вий отгрузки.

Дубликаты

На копии коно­са­мен­та ста­вит­ся штамп «копия». Дуб­ли­ка­ты име­ют дру­гой цвет бума­ги, чем ори­ги­на­лы. Их коли­че­ство не име­ет зна­че­ния и поэто­му не указывается.

Дуб­ли­ка­ты пред­на­зна­че­ны для про­вер­ки инфор­ма­ции капи­та­ном суд­на или тре­тьи­ми лицами.

8. Виды коносамент

Суще­ству­ет несколь­ко юри­ди­че­ских видов рас­смат­ри­ва­е­мой цен­ной бумаги:

  1. К пере­воз­чи­ку. Меж­ду­на­род­ное назва­ние – B/L пере­воз­чик. Не тре­бу­ет отоб­ра­же­ния офи­ци­аль­ных дан­ных полу­ча­те­ля. Товар име­ет пра­во полу­чить тот, кто предъ­явит оригинал;
  2. Ордер – дан­ный вид бума­ги озна­ча­ет, что мате­ри­аль­ные бла­га пере­да­ют­ся ука­зан­но­му отпра­ви­те­лем полу­ча­те­лю по при­бы­тии или во вре­мя поезд­ки. Суть это­го вида сдел­ки заклю­ча­ет­ся в воз­мож­но­сти полу­ча­те­ля опла­тить товар толь­ко после его достав­ки в порт или после фак­ти­че­ско­го отправ­ле­ния. Посколь­ку мате­ри­аль­ные бла­га при­над­ле­жат отпра­ви­те­лю с момен­та пере­да­чи пере­воз­чи­ку до фак­ти­че­ской опла­ты полу­ча­те­лем, допус­ка­ет­ся их про­да­жа тре­тьим лицам или залог цен­но­стей. Вто­рое наиме­но­ва­ние вида ордер­но­го доку­мен­та, в силу осо­бен­но­стей после­до­ва­тель­но­сти дви­же­ния денег для дан­но­го вида опе­ра­ции, назы­ва­ет­ся оборотным;
  3. Имен­ной: выда­ет­ся, если мате­ри­аль­ные цен­но­сти полу­че­ны физи­че­ским или юри­ди­че­ским лицом. Пол­ное имя вла­дель­ца отоб­ра­жа­ет­ся в соот­вет­ству­ю­щей гра­фе доку­мен­та. Основ­ным усло­ви­ем воз­ник­но­ве­ния юри­ди­че­ской силы дан­но­го вида доку­мен­та явля­ет­ся факт опла­ты мор­ской пере­воз­ки гру­за, пере­дан­но­го экс­пе­ди­то­ру либо предъ­яв­ле­ние отпра­ви­те­лем гаран­тии оплаты;
  4. Линей­ный: выда­ет­ся мор­ской лини­ей непо­сред­ствен­но перевозчику;
  5. Чар­тер: исполь­зу­ет­ся, когда реги­стри­ру­ет­ся нере­гу­ляр­ная пере­воз­ка бро­дя­чим (малым) суд­ном. Тер­мин фрах­то­ва­тель появ­ля­ет­ся в этом типе доку­мен­та. Вы може­те заклю­чать дого­во­ры с тре­тьей сто­ро­ной и арен­до­вать лод­ку. Бан­ки не при­зна­ют чар­тер­ный коносамент;
  6. Глав­ная – пра­ви­ла запол­не­ния в этом виде доку­мен­та линей­ные. Но при этом допу­сти­мо раз­ме­ще­ние в одной таре мате­ри­аль­ных цен­но­стей несколь­ких пре­тен­ден­тов на пере­воз­ку. Это сбор­ный мор­ской груз. Но гру­зо­по­лу­ча­те­лем в пор­ту при­бы­тия назна­ча­ет­ся толь­ко одно лицо: агент. Он же и отпра­ви­тель. Под­би­ра­ет това­ры к отгруз­ке в кон­тей­нер, опи­сы­ва­ет и упа­ко­вы­ва­ет их. Имен­но он так­же рас­пре­де­ля­ет това­ры по раз­ным полу­ча­те­лям по при­бы­тии и выда­ет их. Гру­зо­вла­де­лец дол­жен быть вни­ма­тель­ным при запол­не­нии инфор­ма­ции о гру­зе. Ошиб­ка в доку­мен­тах задер­жит отправ­ле­ние кон­тей­не­ра в пункт отправ­ле­ния до пол­но­го выяс­не­ния обстоятельств;
  7. Через – выпус­ка­ет­ся со сме­шан­ным типом пере­во­да цен­ных бумаг. То есть поми­мо пере­ме­ще­ния гру­зов по морю исполь­зу­ет­ся и наземный.
Оцените статью
( Пока оценок нет )
Добавить комментарий

девять + пятнадцать =