В Петербурге нет ничего лучше Невского проспекта. Он живет своей особой жизнью: это единственная улица в городе, на которой жители появляются не по необходимости. С самого утра и до позднего вечера проспект наполнен представителями разных сословий и профессий. Утром там можно встретить рабочих, служащих и чиновников, днем он полон гувернерами и гувернантками с детьми, а по вечерам превращается в ярмарку тщеславия дам и господ. Но будьте бдительны, заглядывая под шляпку случайно встреченной красивой дамы: при свете фонарей Невский проспект обманчив, как никогда.
Именно в это время по проспекту прогуливались два приятеля: романтичный художник Пискарев и жизнерадостный поручик Пирогов. Оба были поражены красотой проходящих барышень, и каждый последовал за своей музой. Робкий художник не смел и думать о том, что он может на что-то надеяться, ему просто хотелось увидеть дом, в котором обитает эта темноволосая Бианка, словно сошедшая с полотен Перуджини.
Следуя за девушкой, впечатлительный Пискарев, практически, в нее влюбился, и какого же было его потрясение, когда оказалось, что его нимфа вовсе не чистое создание, а проститутка, совершенно довольная своей жизнью. На предложение руки и сердца художника девушка только хохочет, говоря, что другой жизни она не знает и не хочет. Раздавленный, он впадает в отчаяние, контраст между действительностью и воображением так силен, что Пискарев становится опиоманом, а потом погибает, перерезав себе горло бритвой.
А что же его приятель Пирогов? Он следует за хорошенькой глупой блондинкой, которая оказывается женой сапожника Шиллера. Но семейный статус дамы совершенно не смущает напористого поручика, и он начинает активно ухаживать за женщиной. Он приходит к Шиллеру, чтобы заказать ему шпоры и выясняет, что по воскресеньям сапожник не бывает дома. Кульминацией романа становится сцена соблазнения Луизы, которая обучает Пирогова танцам.
Ножка немки приводит поручика в такой восторг, что тот начинает покрывать ее поцелуями, и именно в этот момент в комнату входит пьяный Шиллер со своим другом Гофманом. Сапожник бьет поручика, называя его русской свиньей, и спускает его с лестницы. Пирогов возмущен: с офицером обошлись как с обычным мужиком! Он продумывает план мести и даже собирается писать жалобу в Главный штаб, но, зайдя по дороге в кондитерскую и съев пирожок, вновь приходит в отличное расположение духа и уже вечером веселится на балу у одного приятеля из Контрольной коллегии.
По жанровой направленности произведение относится к разряду к роману в стиле фэнтези с элементами ужасов и готической литературы, основная тематика которого заключается в преодолении человеческих комплексов.
Давным-давно, когда только-только закончилась война и Красная армия одержала победу над врагами, жил в доме в густом саду Мальчиш-Кибальчиш. Его отец и старший брат работали, сеяли да косили
Жанровая направленность произведения позволяет отнести его к разряду театральной пьесы, основная тематика которой заключается в жестокости и черствости человеческой жизни, обуславливающих трагедии доверчивых и наивных людей.
В Монтальто приезжают комедианты, которыми руководит Каньо. Жители зовут артистов выпить в трактир. Некто в толпе шутит о том