Жанровая направленность произведения относит его к небольшой повести с элементами мистики, ключевая тематика которой заключается в необходимости проявления силы воли в любых жизненных ситуациях. Повесть является составной частью прозаического сборника «Миргород».
Центральным персонажем произведения является Хома Брут, представленный в образе слушателя-философа церковной академии в Киеве.
Сюжетное повествование разворачивается в момент возвращения семинаристов домой для проведения летних каникул. По пути к родным местам семинаристы попутно зарабатывают себе на питание на хуторах посредством духовного песнопения.
В один из дней семинаристы останавливаются на ночлег на одном из украинских хуторов, в доме местной старухи. Хома забирается на печь в пустом хлеве для овец и уже засыпая видит входящую в хлев старуху, которая неожиданно вскакивает молодому человеку на плечи, крепко держа его за шею. Хома начинает понимать, что старуха является ведьмой и принимается быстро произносить молитвы. Наконец, хватка ведьмы ослабевает, Хоме удается освободиться, схватить лежащее рядом полено и ударяет старуху, которая, падая на землю, внезапно становится молодой девицей. Хома, не раздумывая, отправляется назад в город.
По заданию ректора Хома направляется на дальний хутор, где проживает богатый сотник, для чтения молитв по его усопшей дочери, которая перед смертью попросила отца об этом. Подойдя к гробу с умершей девушкой, Хома неожиданно видит перед собой известную ему ведьму. Понимая, что ему предстоит провести ночь с колдовской силой, Хома принимает решение очертить место вокруг себя мелом. С наступлением полночи, ведьма поднимается из гроба и направляется к Хоме, однако не может преодолеть начерченный круг. Она принимается летать в гробу по помещению, однако чтение молитв и круг являются хорошей защитой для Хомы. С первыми криками петухов, все возвращается на свои места, а ведьма снова оказывается в гробу.
Вторую ночь Хоме также приходится провести возле гроба колдуньи, при этом круг также становится для него зашитой, однако на этот раз нечистая сила, собранная ведьмой, принимается выламывать двери помещения. Как только раздается петушиный крик, все успокаивается. Но Хома чувствует себя еле живым.
Наступает третья, последняя ночь. Хома с ужасом наблюдает, как металлическая крышка гроба начинает трещать, с дверей срываются петли, а помещение наполняется страшными чудовищами. Хома не прекращает чтение молитв, с ужасом наблюдая за происходящим. Вдруг он слышит, как ведьма отдает приказ привести Вия, являющегося предводителем нечистой силы. Вошедший Вий требует поднять ему веки и Хома не может оторвать свой взгляд от его глаз, привороживших его. В этот момент все чудовища нападают на молодого человека и слышится петушиный крик. Чудовища не успевают скрыться, поэтому так и застревают в дверных и оконных проемах. С этой поры церковь оказывается заброшенной, а дорогу к ней никто не может найти.
В небольшой российской деревне Дурновке жили два брата Красовы – Тихон и Кузьма. Сначала они занимались мелкой торговлей. Но это продолжалось недолго, так как братья однажды серьёзно поссорились. Каждый решил жить самостоятельно.
Автор вспоминает о том, как когда-то он учил читать и писать четырехлетнюю девочку Ирину, которая оказалась не по годам смышленой. Всего за 10 дней она освоила почти всю азбуку и свободно читала слова типа «мама» и «Саша»
События произведения разворачиваются в преддверии начала Великой Отечественной войны в Ленинграде. После зимних каникул ученики возвращаются в школу. Володька Бессонов