ШКиД – это школа социально-трудового воспитания имени Достоевского. Так окрестили её ученики. Она была создана в тяжелые для СССР годы, в 1920 году в Ленинграде. Директором был Виктор Николаевич Сорокин. Ученики прозвали его «Викниксор». А его жену «Эланлюм», полностью Элла Андреевна Люмберг.
В те годы было модно всё сокращать, возникало много странных аббревиатур. Воспитанники – это бывшие беспризорники, от которых отказались другие школы. У многих за плечами были тюрьмы, и не одна. А Викниксор и его жена не побоялись брать их в свою школу.
Они решили применить другой метод воспитания и создать в школе республику со своим гербом и гимном. На гербе был изображен подсолнух, который всегда поворачивается за солнышком. Ребята сами и гимн сочинили. Они, в принципе, умные, но только заброшенные дети.
Есть умники, знающие немецкий язык, обладающие организаторскими способностями, как, например, Цыган. Вот он и окрестил мальчишку, владеющего немецким языком, Японцем, который и примет участие в написании гимна. Есть ещё один парнишка – Янкель, умный и начитанный, но сбившийся с пути.
Учителей окрестили «халдеями». Но мало, кто идёт работать с трудными подростками. Они «бузят» по поводу учителей. И директор вводит самоуправление. В каждом классе выбирается староста, и дежурные на кухне в гардеробе, в классах. Старостой кухни выбирают Янкеля. Те, кто будут продолжать бузить, «отдохнут» в изоляторе.
С появлением нового парня Слаёнова в школе начинает процветать ростовщичество. Он спекулирует с самым ценным, что тогда было, с хлебом. И быстро все попадают к нему в кабалу, кроме Янкеля. Но потом и он сдаётся. Его заменяют другим мальчиком, Савушкой. Но он слабохарактерный, и начинает делать приписки в журнале выдачи хлеба.
За это его сажают в изолятор. В школе поднимается восстание против Слаёнова. И он вынужден покинуть школу. Весной школа едет на дачу. Но один из преподавателей, бывший граф, не гнушается воровать картошку. Ребята начинают издеваться над ним. Выпускают про него стенгазету «Бузовик».
Чтобы направить энергию ребят в мирное русло, директор предлагает Янкелю и Япошке выпускать школьную стенгазету. Но бывшим ворам трудно бросить свои привычки – они «обчищают» огороды местных жителей. Чтобы как-то приструнить их, директор предлагает создать школьную «Летопись», и туда записывать все провинности воспитанников.
Приходит в школу парень – Леонид Пантелеев, который впоследствии и опишет бурную школьную жизнь в своей повести «Республика ШКиД». А пока ребята учатся жить вместе, издают множество газет, создают государство в государстве – Улиганию. По весне её «трясет» от любви и футбола.
Они взрослеют, умнеют. И в один прекрасный момент озадачивают директора вопросом, почему у них нет комсомольской ячейки. Создаётся Юнком со своей газетой. Как же любят ребята издавать газеты!
Стоит только директору уехать по делам в Москву, как в школе начинается бунт. С ним никто не может справиться. По приезду директор добивается перевода главных зачинщиков в сельхоз техникум. Среди них Цыган. Но, оказалось, ему сельская жизнь понравилась. Он стал агрономом.
Янкель и Пантелеев становятся журналистами. Сказалась страсть делать газеты. Японец выучился на артиста. Парень по кличке «Купец» становится офицером. Ещё два парня из школы работают в типографии. Все стали комсомольцами. И все благодарны, что в их жизни была «республика ШКиД».
По жанровой направленности произведение является сборником восьми прозаических новелл, основная тематика которых заключается в изображении противодействия зла и добра.
Рассказчик с мужиком по имени Ермолай отправился на охоту. Прежде, чем начать охотиться, они сидели на лужайке и прислушивались к звукам природы.
Алексей Пешков был способным и с юных лет тянулся к знаниям. Это заметил гимназист Евреинов и посоветовал ехать в Казань, чтобы поступать в университет. Предлагал приютить его в своём доме.
Комсомолке Натке Шегаловой 18 лет. Она мечтает стать летчицей или капитаном на судне. Девушку направляют на работу вожатой в пионерский лагерь «Артек»