Великий поэт и писатель - это всегда просветитель, творчество которого бессмертно. Русская литература не исключение. Пушкин, Гоголь и Кольцов – эта та поэтическая триада, чье творчество всегда актуально и современно, сколько бы лет не прошло. В периоды политического безвременья, научного прогресса и в эпоху отрицания важность истинной поэзии и литературы возрастает как никогда. В наши дни вся образованная Россия не только чтит духовную память наших литературных гениев, но и ждет появления новых талантов. В начале нынешнего 1859 года появилось много достойных новинок, и ни одна из них не отошла на второй план. Небольшим романом Тургенева «Дворянское гнездо» зачитывались до исступления, но вот появился «Обломов», и уже трудно измерить его успех. Первая часть произведения нам показалась самой слабой из всех, но наперекор всему роман Гончарова захватил все умы – все кинулись к «Обломову». Постараемся же разъяснить причины этого успеха.
Автор «Обыкновенной истории» и «Обломова» - независимый художник, художник по призванию и по чести. Реализм его согрет поэзией, а по своей наблюдательности он достоин быть представителем натуральной школы. Слова Обломов и обломовщина не просто стали оборотами нашей речи, они очертили нам круг проблем, еще недавно нами не вполне осознаваемых. Напрасно некоторые свысока смотрят на Илью Ильича, потому что обвинить Обломова за его обломовские качества, это все равно что сердиться на недостаток снега в картинах Рюйздаля. Да, над Обломовым можно смеяться, но теперь это будет смех сквозь слезы.
Новый роман Гончарова состоит из двух неравных частей. Почти 10 лет отделяют одну от другой. Во всех главах первой части, до самого «Сна», герой предстает перед нами как уродливое явление русской действительности. «Сон Обломова» становится объяснением истоков обломовщины. Написанный превосходным лаконичным языком, он прекрасен сам по себе как отдельное художественное произведение. Но писателю мало было и «Сна», чтобы объяснить образ Ильи Ильича, и тогда он создал Ольгу Ильинскую. Она – причина все обломовской драмы, разглядевшая в герое всю чистоту его души, рыцарство и русскую незлобливость. Задача ее образ так велика, что остальные персонажи кажутся иногда не нужной роскошью. Даже образ Штольца не так ярок и убедителен рядом с ней.
Отчего же образ Обломова для нас стал так притягателен? Не от того ли, что обломовщина – не только главная черта русского характера, но и особое качество, присущее исключительно России. Но когда роман будет переведен на другие языки, станет понятно, что братья и сестры Обломова рассыпаны по всему миру.