В станице Филипповка осенней ночью подолгу не спится деду Гавриле. Он просыпается, кашляет и всё ходит по двору, около дома. Он думает о пропавшем без вести во время войны сыне Петре. Это единственный их сын, и оттого потеря еще тяжелее. Дед Гаврила вспоминает, как покупал сыну на службу обмундирование, коня, как гордился им, какие наставления давал, провожая его в армию.
Через месяц после его ухода в село пришли красные. Поскольку сын его воевал в Белой армии и даже за хорошую службу получил звание урядника, дед Гаврила не желает подчиняться новой власти: демонстративно носит свои награды, полученные в прежнее время при царской власти. Председатель Совета станицы говорит, чтобы дед их снял, что теперь они никому не нужны. Гаврила спорит, но медали все же больше не носит, хотя в душе осталась обида. Лошадей у деда забрали красные, потом совсем никудышних взяли махновцы. Все, что было нажито за жизнь, пошло прахом, оказалось разворовано. И все же по старой привычке весной дед Гаврила так же выходил пахать и сеять. Он знал, как тоскует мать по пропавшему сыну, слышал, как она плачет ночами.
И все-таки хотят верить старики, что сын живой, что он еще вернется. Отказывая во многом себе, они отдают овчины скорняку, чтобы сшили на сына полушубок, режут ягненка, чтобы сшить ему папаху, готовят сапоги. Повесили это всё в доме – и кажется, что сын где-то здесь, лишь ненадолго вышел. Гаврила застает жену, когда она баюкает, как ребенка, новую папаху, сшитую для Петра.
Однажды соседский парень рассказал старикам, что из Турции вернулся Прохор Лиховидов, который служил в одном полку с их сыном. Гаврила торопливо идет к нему, но не застает дома. Затем Прохор приходит сам в их дом. Старики замечают, как он постарел, как не по-казацки одет. Он рассказывает, что сам видел, как назначенный в разъезд Петр погиб в стычке с красными под Новороссийском. Мать кричит и воет от горя. Гаврила вдруг говорит, что не верит, не хочет верить этим сообщениям. Выйдя ночью из дома он в темноту зовет Петра.
В станице говорят о продразверстке. Однажды в воскресенье председатель и с ним еще трое начальников с винтовками приходят во двор к Гавриле и требуют отдать излишки хлеба. Дед Гаврила пытается воспротивиться, кричит, что его грабят, однако власть говорит, что может забрать хлеб и силой и грозит деду оружием.
В этот момент за забором показался всадник, который начал стрелять в продотрядников. Затем подъезжают еще несколько человек. В результате короткой перестрелки те, кто пришли изымать хлеб, убиты. Конные требуют у старика овес для коней, но он не успевает им что-либо ответить, как раздается команда, и они спешно покидают станицу.
Вечером, выйдя на двор, Гаврила видит лежащие трупы, но, случайно прикоснувшись к одному из них рукой, ощущает живое тепло и притаскивает совсем молодого человека в дом. Они с женой обмывают его от крови, укладывают на постель. Затем в течение нескольких месяцев его выхаживают: поят отварами трав, заботятся о нем. Постепенно он всё больше и больше оживает. К весне сумел уже встать с постели и выйти на улицу. Старики отдали ему вещи, приготовленные для сына.
Когда он смог разговаривать, они узнали, что зовут его Николай, что он с Урала. У Николая совсем нет родных: отец погиб, мать где-то бродит. Он работал там на чугунолитейном заводе, потом партия послала его на продразверстку. Старики говорят, что называть его будут Петром, как погибшего сына. Николаю не удалось полностью восстановиться после ранения: плохо действовала правая рука. Тем не менее весной и летом он помогал Гавриле в поле, они вместе выполняли всю работу.
Николай получает письмо от рабочих со своего завода, они зовут его вернуться. Да и сам он тоскует и хочет на Урал. Гаврила его уговаривает остаться, быть для них сыном, но Николаю очень дорог завод и его товарищи. В один из дней осенью он уезжает. Гаврила провожает его, рассказывает о станице и окрестностях.
Это начало поэмы Пушкина « Руслан и Людмила». Оно задаёт тон всему произведению. Пушкин как будто разглядывает карту и делает обзор волшебной страны. Кто и чем занят на данный момент.
Час быка - фантастический роман о далёком будущем. Является классикой советской утопической и литературы. Он рассказывает о том, как жители планеты Земля развивались в дальнейшем и стали путешествовать в другие миры
Жанровая направленность произведения позволяет отнести его к разряду исторического романа, основная тематика которого заключается в преодолении всех возникающих в жизни препятствий на пути к своей мечте.
Еще со школьной скамьи нам знакомы такие произведения, как «Уроки французского» и «Прощание с Матёрой». Однако немногие знают о том, что скрывается за инициалами «Распутин В. Г.» на обложках этих книг.