*В расчетах использованы средние данные по России на момент написания. В каждой статье есть калькулятор прибыльности торговли, который позволит рассчитать ключевые показатели доходности, актуальные на сегодняшний день.
Бизнес, связанный с производством и продажей одноразовых детских подгузников, является высокодоходным и приносит хорошую прибыль. Этот рынок развивается быстрыми темпами. По приблизительным оценкам, темпы его роста превышают 10% в год. Основными факторами, непосредственно влияющими на развитие этого рынка, являются рост рождаемости, увеличение доходов населения и внедрение культуры потребления товаров для детей.
Специфика рынка такова, что все детские товары требуют постоянного обновления, поэтому спрос на них будет постоянно высоким. Но особенно это касается одноразовых детских подгузников, продажи которых не так зависят от уровня доходов семьи или розничных цен, как другие детские товары.
Эксперты выделяют три основных сегмента на рынке подгузников: премиальный (в этом сегменте представлены дорогие открытые подгузники), среднеценовой (так называемые подгузники-трусики) и недорогой (дешевые открытые подгузники). Категория трусиков-подгузников является наиболее перспективной для российского рынка, так как они доступны по цене, хорошего качества и удобны в использовании.
Активными покупателями данной продукции являются родители детей до года (75%) и от года до трех лет (25%). Средняя продолжительность использования этих средств гигиены ребенком составляет 24 месяца (то есть около 4000 подгузников за два года, что в сумме составляет около 1500 долларов). Многие родители используют подгузники для детей старше года только во время прогулок и на ночь. Согласно исследованиям, подгузники чаще всего покупают в гипермаркетах и супермаркетах. Кроме того, 97% покупателей отдают предпочтение товарам западных производителей.
Доля брендовой продукции на рынке детских товаров, как правило, не превышает 40%. Но при выборе средств гигиены для малыша родители ориентируются, в первую очередь, на известных производителей и марки, которые «известны». Это означает, что новому производителю (особенно отечественному) будет достаточно сложно выйти на этот рынок и завоевать доверие потребителей. Добавьте к этому большой стартовый капитал, который необходим для организации собственного производства и продвижения нашей продукции.
Это объясняет, почему крупнейшими игроками на российском рынке подгузников считаются только три западные компании: Procter & Gamble (бренд Pampers), Kimberly-Clark (бренд Huggies) и SCA (бренд Libero). По данным исследовательских фирм, Procter & Gamble занимает первое место в Европе и России по объему продаж своих подгузников, второе место занимает Kimberly-Clark, а третье — SCA. Однако в последнее время у «большой тройки» появился серьезный конкурент: подгузники японского производства (Merris, Moony, Goon, Genki и др.) набирают все большую популярность среди покупателей. Несмотря на относительно высокую цену, они отличаются лучшим качеством.
По мнению аналитиков, сегмент одноразовых детских подгузников имеет большой потенциал, так как внутренний рынок насыщен только на 17%. 98% подгузников, продаваемых в нашей стране, поступают из-за рубежа. Часто крупные российские компании (например, Калина) пытаются наладить производство такой продукции, но, к сожалению, дальше планов дело пока не пошло. Но западные производители успешно открывают заводы в нашей стране.
Так, в мае 2008 года была запущена первая очередь завода Procter & Gamble в Новомосковске. Проектная мощность двух его линий достигает 1 млн подгузников в сутки. В 2010 году Кимберли-Кларк открыла завод по производству средств детской гигиены в Ступинском районе Московской области. Перенос производства в Россию позволяет глобальным корпорациям значительно (на 20–25%) снизить стоимость доставки готовой продукции.
У отечественных производителей дела обстоят не так хорошо. Мало кто осмеливается инвестировать в это направление. И в большинстве случаев безуспешно. Однако этот сегмент настолько привлекателен, что в ближайшее время ситуация может существенно измениться. В Японии, например, правительство страны выделяет дополнительные субсидии фабрикам, производящим детские подгузники. Многие российские производители надеются, что скоро и наши власти обратят внимание на этот сегмент.
Производство одноразовых детских подгузников требует специального высокотехнологичного оборудования. Линии делятся по скорости работы и производительности (200–500 штук в минуту, 1000 штук в минуту и т д.), они бывают автоматические, полуавтоматические и неавтоматические.
Одна линия позволяет выпускать изделия в трех-четырех размерах в зависимости от веса ребенка. Наиболее используемые марки: S (3–5 кг), M (5–10 кг) и L (10–18 кг). Б/у мини-линия производительностью 150–200 подгузников в минуту будет стоить 5–6 миллионов рублей. Также есть предложения по продаже готового бизнеса под ключ, включая торговую марку, сырье и сбыт, за 10 млн руб. (максимальная производительность предлагаемого оборудования до 250 шт готовой продукции в минуту). Также можно купить китайскую или европейскую производственную линию (чаще всего предлагают к продаже итальянское оборудование).
Современные одноразовые подгузники производятся по аналогичной технологии. Основное отличие заключается в форме, наполнении и пропитках. Подгузник состоит из нескольких слоев. Верхний слой, непосредственно контактирующий с кожей ребенка, выполнен из деликатного нетканого материала (спанбонд S/SS или термобонд).
Внутренний слой состоит из целлюлозы и суперабсорбента и содержит гелеобразующий абсорбирующий материал. В большинстве случаев это полиакрилат натрия (синтетический полимер, содержащий множество полярных химических групп, которые прочно удерживают вместе молекулы воды). Нижний слой представляет собой полиэтиленовую пленку или нетканое полотно, ламинированное полиэтиленовой пленкой. Иногда может применяться и композит, так называемый «спанбонд-мельтблаун-спанбонд» (СМС), ламинированный влагостойкой пленкой. Некоторые производители также используют проводящий распределительный слой.
Например, все представленные на рынке подгузники западного производства имеют специальный токопроводящий слой между верхним слоем и впитывающей сердцевиной. Назначение этого слоя — провести жидкость, равномерно распределить ее по горизонтальной плоскости, а затем обеспечить ее окончательный переход к ядру.
Количество слоев может варьироваться, но принцип тот же. Для повышения привлекательности изделия используются отбеливатели, отдушки, лосьоны и другие специальные пропитки.
В нашей стране на такую продукцию существует отдельный стандарт – ГОСТ Р 52557–2006 «Памперсы бумажные детские. Общие технические условия». Безусловно, продукция, выпускаемая под российским брендом, не должна уступать по качеству подгузникам зарубежных брендов. Это означает, что необходимо использовать только качественное сырье, изначально разрабатывать широкий ассортимент продукции и тщательно контролировать качество на всех этапах производства.Практически все производители используют импортное сырье, которое более качественное, чем российские аналоги.Это, в свою очередь, увеличивает себестоимость готовой продукции за счет таможенных пошлин и затрат на логистику предполагается, что производитель предлагает минимум две линейки подгузников в 3–4 весовых категориях.
Однако даже новейшее итальянское оборудование, импортное сырье, которое используют некоторые отечественные производители подгузников, и огромный ассортимент вовсе не гарантируют высокого качества и востребованности их продукции. Основные претензии потребителей к подгузникам российского производства – ненадежность (быстро протекают), низкая впитываемость наполнителя (не сохраняет запах, образует комки), высокий процент брака (отсутствие застежек, порванный верхний слой и т.д.). Поэтому строгий контроль качества на каждом этапе производства должен быть главным приоритетом.
Особого внимания заслуживает вопрос цен. С одной стороны, доверие потребителей к такой продукции российского производства низкое, поэтому при стоимости упаковки, сравнимой с ценами на западную продукцию известных брендов, вряд ли можно рассчитывать на высокий уровень продаж. С другой стороны, высокая стоимость оборудования и стоимость доставки сырья не позволяют российским компаниям устанавливать низкие цены на свою продукцию.
Отличительной чертой рынка товаров детской гигиены является большое разнообразие каналов сбыта. Детские подгузники продаются в специализированных детских магазинах, в супермаркетах и гипермаркетах, в аптеках, в косметических магазинах, в неспециализированных магазинах. Запуск нового бренда потребует больших затрат на рекламу. Если производительность вашего оборудования не превышает 150 единиц в минуту, то нет смысла выходить на общероссийский рынок с такими объемами. Попробуйте продавать подгузники с вашим брендом в регионе, где расположено производство. Это позволит нам оценить спрос, получить обратную связь от потребителей и учесть их пожелания.
Общий объем инвестиций, необходимых для организации собственного производства одноразовых детских подгузников, составляет 15 млн рублей. Срок окупаемости такого производства составляет пять лет. Строительство высокопроизводительного завода потребует около 1 миллиона долларов.
Лилия сысоева