Тяжело однозначно ответить на вопрос: Кого можно назвать обывателем? В древности это слово имело одно значение, в современном мире совсем иное. И если раньше не было ничего постыдного в том, чтобы тебя назвали обывателем, ведь тогда это значило что ты живешь в одной и той же местности, то сейчас - это скверное слово, в котором содержится презрение и неодобрение. Лишь мелочных людей с узким кругозором, которые зациклены лишь на своем эго, могут так назвать.
Я думаю, что находиться рядом с обывателем неприятно и даже чревато последствиями. Безнравственные люди, которые руководствуются лишь своими желаниями, жаждой денег и власти, без колебаний могут предать или навредить. В русской литературе встречается не мало персонажей, которые являются ярким примером.
Адольф Берг - герой романа “Война и мир”, автором которого является великий писатель Л.Н. Толстой, мещанин, которых еще поискать нужно. Педант, который любит деньги, расчетливый и эгоистичный Берг был полной противоположностью Ростовых. Можно подобрать много слов для описания этого персонажа, но лучше всего его характер раскроет одна ситуация. Когда все узнали о наступлении Наполеона на Москву, бежали оставив свои дома и пожитки. Никто ничего не взял, ведь каждый знал, что ценнее жизни ничего нет. Адольф же разгуливал по городу выискивая ценные вещи, оставленные беглыми жителями. И когда находит дорогую шифоньерочку, не стыдится подарить её своей жене, да ещё и хвастать этим. Пример истинного обывателя.
Повесть И. Гончарова “Обломов” показывает нам совсем иного персонажа, раскрывая обывателя с другой стороны. Главный герой живёт в особняке, который достался от родителей. И пусть денег у него не так много, он не желает контактировать с внешним миром и зарабатывать. Обломова не интересует абсолютно ничего, он ленивый, вялый, черствый, пустил свою жизнь на самотек и не желает ничего менять. Ему достаточно и того, что уже есть. В том, что он стал таким человеком, виновны родители, которые чрезмерно любили и опекали его. Но это не оправдание, ведь взрослый мужчина должен иметь цели и стремиться к их выполнению, а поесть и полежать это для детей маленьких. В этом случае мы видим, что быть обывателем это не только иметь низкие или эгоистичные цели, а и не иметь их вообще.
Русская литература имеет большое количество подобных примеров, ознакомившись с некоторыми из них я могу сделать вывод о том, кто же такой обыватель. Это человек, который не способен думать об окружающих, не имеющий достойной жизненной цели и позиции, его равнодушие проявляется не только по отношению к другим людям, но и к самому себе, за большим эго нет ни острого ума, ни сострадания, только лишь напыщенность. Каждому из нас стоит проанализировать своё поведение, чтобы не слыть среди знакомых обывателем.
Мне кажется, слово обыватель более всего синонимично слову мещанин, а мещанами называли представителей городских жителей, которые обладали весьма узким спектром интересов и в основном были сосредоточены на том, чтобы получать различные блага цивилизации и пользоваться этими благами, следовать имеющимся рамкам.
Наиболее антонимичным к слову обыватель является, пожалуй, слово гений или творец, талант. Обыватель является прямо противоположным всем этим вариантам, но нужно понять почему. Ведь, примеру антитезой гению нередко ставят злобных людей или завистников, противоположностью творцам могут быть разрушители или вредители, но относительно обывателя дело обстоит немного иным образом.
Наиболее характерным свойством и особенностью обывателя является его следование всем правилам и нормам, он сам хочет, чтобы всегда все было нормально. Эти люди действительно часто руководствуются принципом «как бы чего не вышло». При этом на самом деле они не заботятся об общем благе, но заботятся только о собственном комфорте.
Может быть для того чтобы понять такую обывательскую логику, следует рассмотреть какой-то яркий пример. Предположим коммунизм в России или фашизм в Германии. Обыватель представляет массу и, соответственно, более всего представителями этих идеологий были именно обыватели.
Не сказать, чтобы они действительно и глубоко рассматривали идеи, которым следовали, но они следовали заведенному порядку. Когда эпоха коммунизма завершилась, и стало популярно ходить в церковь, они стали православными людьми. В любом варианте, они думали «как бы чего не вышло», но в действительности вышло многое и не самым лучшим образом, тем не менее обыватели, которых какие-то невзгоды не коснулись, считали и продолжат считать свое поведение верным.
В каком-то смысле обыватели представляют собой костяк общества, они подобны массам рабочих муравьев, которые выполняют некоторую общую задачу, тем не менее, и такое сравнение, которое поверхностно кажется верным, в действительности, далеко от подлинного положения дел. Каждый рабочий муравей, не смотря на некоторую ограниченность собственных интеллектуальных способностей и нравственных суждений, в действительности предан идее своего муравейника и поменять такую преданность не способно ничего. При этом обыватель предан идеям собственного комфорта, каких-то иллюзорных достижений, статусности и престижа, самосохранения, обретения.
Понятное дело, эти идеи являются зыбкими сами по себе. Поэтому и сам обыватель представляет собой довольно зыбкую и расплывчатую субстанцию, в нем отсутствует твердое безумие фанатика или надрывный свет гениальности. В нем присутствует печальный взгляд животного на скотобойне, животного, которое четко соблюдает правила внутреннего распорядка скотобойни.
Вера – одна из героинь повести Лермонтова «Княжна Мери» и самая большая любовь Григория Печорина.
Рассказ повествует о любви, которая была между парнем двадцати пяти лет и семнадцатилетней девушкой из провинции. Почти сразу было понятно, что данная любовь будет несчастной.
Михаил Александрович Шолохов в произведении «Поднятая целина» демонстрирует сомнительность дела коллективизации. На первый взгляд, писатель заостряет внимание на способности к сосуществованию коллективной
Повесть «Тарас Бульба» всходит в список классической литературы России и является одной из самых знаменитый произведений, написанных писателем Николаем Васильевичем Гоголем
Есть множество писателей, которые описывают множество различных проблем. Некоторые используют символизм, чтобы передать оттенок своего произведения, другие имажинизм