Глядя на полотно «Празднество свадебного договора» окунаешься в период давно ушедшего времени. На полотне изображена довольно обеспеченная крестьянская семья, которая выдает свою дочку замуж. Поэтому каждый зритель понимает насколько это важный и величественный момент в жизни.
На картине зритель видит у стола две группировки участников этих событий. Одна из этих группировок представляет жениха, а вторая – невесту. Пока они держатся порознь, но скоро они объединятся и станут одной семьей.
Центральное место на полотне художник с большой любовью посвятил фигурам виновникам этого торжества, жениху и невесте. На картине видно как жениха частично от зрителя загораживает стол. Поэтому большую часть своего внимания автор уделил невесте и дал зрителю полюбоваться ее шикарным нарядом. Она одета в дорогой праздничный наряд – это белая рубаха и длинный сарафан с яркой шикарной вышивкой. Голова невесты украшена широкой расшитой лентой, поверх которой накинуто легкое длинное расшитое покрывало символизирующее фату. На ее шее покоятся красивые бусы. Тонкий, сложенный в ее руке платок, словно завершающий штрих к царственному образу невесты.
Жених заботливо и ласково своей рукой держит руку своей возлюбленной. Он с большой любовью и волнением глядит на нее. Одет он тоже празднично. Но его костюм более сдержанный: розовая косоворотка, фисташковый жупан опоясанный опояском, сверху темно-зеленый зипун, а на его ногах обуты черные сапоги.
На всю величественность этого события также заостряет внимание зрителя наряды прочих персонажей на полотне. Женщины и девушки одеты в нарядные головные уборы, красивые вышитые туники и сарафаны. На мужчинах – нарядные рубашки и зипуны. С восторгом сжала руки уже не молодая женщина в платке. Можно предположить, что это бабушка невесты. Позади молодой стоит женщина, скорее всего это ее мать, она подвела свою любимую дочь к ее суженому. Девушка, как было заведено в те времена, скромно опустила глаза. На ее лице зритель видит боязливую радость в сочетании с грустью. О чем-то задумался мужчина с бутылкой и кружкой в руках. Видимо это отец жениха, и в данный момент он вспомнил свои молодые годы, и свою свадьбу. Сидящий на стуле спиной к зрителю мужчина в красном зипуне, дает последние напутствие молодым, видимо это отец девушки.
Вся праздничность и величие картины в большей степени приобретается за счет контраста цветовых гамм. Это яркая одежда и потускневшие стены дома. Главные цвета этого полотна – черный, коричневый, красный и много оттенков зеленого цвета. Стены и мебель изображены в коричневых тонах, также в коричневых тонах изображен отец жениха. Красные цветовые гаммы присущи невесте и ее родственникам. В одежде жениха присутствуют все оттенки зеленого.
Это полотно, словно живое, оно передает все переживаемые чувства его героев. Их радость, волнение, переживания, грусть и торжественность. А самое главное любовь… Любовь молодых, родительскую любовь, а также любовь близких людей. Автору удалось передать то великолепие и традиции прошлой эпохи.
Картина Михаила Шибанова "Празднество свадебного договора" была написана в конце 17-го столетия. Зрителя может удивить, что на полотне изображены не знатные особы, а крестьяне, "чернь", как их было принято называть в то время.
Я думаю, это объясняется тем, что и сам автор шедевра является выходцем из бедной крестьянской семьи. Лишь благодаря своему уникальному таланту, Михаил Шибанов смог выбраться в свет.
На картине изображается помоловка, сговор перед свадьбой, важнейшее событие в жизни молодых людей. Празднование происходит в крестьянской избе, явно маленького размера. Дом полон, но не может вместить всех желающих присутствовать. На заднем плане виден юноша, выглядывающий из- за занавески, а в правом углу прям на полу уснул ребёнок.
В избе бревенчатые стены, и явно мало окон, картина написана в сумрачных тонах. Над столом можно заметить "красный угол" - небольшой домашний иконостас - важный атрибут крестьянского быта. Не смотря на важность события, стол явно не ломится от яств. На нем мы замечаем хлеб, рыбу и что-то ещё. Бросается в глаза и бутылка, явно со спиртным, в руках одного из присутствующих мужчин. Количества угощений будет явно маловато для всех собравшихся гостей.
Центральным персонажем на полотне является невеста, именно к ней обращены все взоры. Художник не стал изображать крестьянку красивой. У неё усталое, слегла напряжённое и растерянное выражение лица. Возможно, это потому, что сговаривались о свадьбе родственники и родители, а молодых ставили в известность потом. Руку невесты держит её будущий супруг, но она отвела от него взгляд, толи от смущения, толи от того, что он ей не люб. А вот взор мужчины счастливый, он явно рад предстоящим событиям.
Позади девушки художник изобразил пожилую женщину. Она молитвенно сложила руки и явно волнуется, однако рада предстоящему браку дочери. Рядом стоят и сватья, весёлые и одетые празднично. Одна из подруг явно подбадривает невесту, приобнимая её за плечи.
Заметно, что девушка старалась одеться красиво, на ней явно лучший наряд из всех имеющихся. В те времена, зачастую, праздничный наряд был один на несколько семей или даже всю деревню. На невесте блестящий сарафан, украшенный красивыми пуговицами, поверх которого надета красная душегрея. Образ дополняют несколько ниток красных бус и головной убор на подобии фаты.
Одежда крестьянской невесты резко контрастирует с образом светской дамы. От глаза внимательного зрителя не ускользнет, что рукава праздничной рубахи девушке явно коротки, а головной убор выполнен из грубоватой ткани. Ещё одна важная деталь - в руках девушка держит кусок материи, вероятно, она только что закончила какое-то шитье или другую работу.
Я считаю, картина Михаила Шибанова "Празднество свадебного договора" была своего рода сенсацией в те времена. Она очень чётко осветила тяжёлый крестьянский быт, заставила высшее общество другим взглядом посмотреть на крепостных, понять, что они не рабы, а такие же люди. Тема быта в деревне была как ничто другое близка художнику, мне кажется, ему хотелось привлечь внимание света.
Для 7 класса.
Это настоящая сказочная иллюстрация! И тут столько героев… Просто чувствуется, что пир-то на весь мир. Тут палаты, точно, царские! Терем какой-то с красивыми арками, потолками и окнами
Это очень приятная картина, семейная и светлая. Кажется, что я видел её уже где-то… На какой-то пачке чая, по-моему. Здесь всё так естественно. Она совсем не похожа на старые фамильные портреты
С первого взгляда картина кажется очень темной и серой. Но самом деле это не так, просто нужно проникнуться в каждые детали и внимательно рассмотреть ее
Борис Михайлович Кустодиев (1878-1927) - известный русский художник и график. Родился в Астрахани в семье преподавателя духовной гимназии. Впервые проявил интерес к живописи в пятилетнем возрасте.
Я вижу перед собой очень красочную картину, здесь много разных персонажей, всё очень красиво. Понятно, что это лето. Довольно много зелени – ветки деревьев. Кроме того, героини не сильно одеты.