Жанровая направленность произведения представляет собой рассказ в стиле эпитафии эпохи сентиментализма.
Композиционная структура рассказа является необычной, поскольку в ней отсутствует событийная канва, а основная роль отводится воспоминаниям, впечатлениям, философским размышлениям, основанным на пейзажах, портретах, интерьерах, которые играют ключевую роль в рассказе, тесно переплетаясь и взаимодополняясь.
Композиция состоит из четырех глав, повествование в которых осуществляется от лица лирического героя в образе рассказчика. При этом выделение экспозиции, завязки, кульминации и финала представляется затруднительным, поскольку все части отличаются размытостью несюжетных составляющих. Таким образом, систему образов можно определить в виде неразветвленной.
Основными темами рассказа являются изображение деревенской осени, а также вольной жизни помещиков, наполненной романтическим отношением к деревенским просторам. Раскрытие осенней тематики осуществляется путем природных зарисовок, передающих прелестную атмосферу начала ранней осени, вызывающей ностальгические чувства, воспоминания о детстве и ощущения старины.
Все главы рассказа имею тесную взаимосвязь с основной тематикой произведения в виде чередования картин природы, дворянского быта, которые объединяются прошлыми авторскими воспоминаниями.
Главным героем рассказа можно назвать образ лирического героя, представленный автором как человека, имеющего тонкую душевную организацию, мечтательного, восприимчивого, оторванного от реальности, живущего прошлым, скорбящим о нем.
Первая глава рассказа представляется собой описание ранней осени, представленной с использованием пейзажей и народных примет, воссоздающих деревенскую атмосферу, в виде образа антоновки, сбор которой осуществляется крестьянами в садах, располагающихся в помещичьих усадьбах. Повествование первой части начинает постепенное описание мещанского быта с изображением колоритных крестьянских образов, которые представляются в виде мудрых, почтительных, ловких и хозяйственных людей. Окончание первой главы знаменует изображение осенней ночи.
Вторая глава также имеет описание природных пейзажей и народных примет, однако ее основу составляет изображение жизни стариков-долгожителей в виде описания интерьеров домой помещиков, при этом обращая внимание на запахи, в особенности яблочный аромат.
В повествовании присутствуют авторские воспоминания о посещении деревенского дома тетки писателя, Анна Герасимовны, усадьба которой располагается в окружении фруктовых садов.
В третьей главе рассказа повествуется об охотничьем сезоне, поддерживающим угасающий постепенно помещичий дух. Отличительной особенностью данной части является подробное изображение автором сборов на охоту, самого процесса охоты, а также вечернего застолья. В повествовательном содержании данной главы автор вводит нового героя в лице помещика Арсения Семеновича, удивляющего своей приятной внешностью и веселым характером.
Заключительная глава произведения содержит рассказ о кончине старых помещиков, вместе с которыми исчезает старинный дух, а остаются только ностальгические воспоминания о мелкопоместной жизни.
Художественными особенностями рассказа являются, в первую очередь, его сюжет, представляющий собой форму монолога-воспоминания, во-вторых, отсутствие традиционной сюжетной линии, а также близость к поэтическому повествованию.
Своеобразием произведения является применение автором символов в образе сада, который символизирует гармонию, а также образа антоновских яблок, отождествляемых с продолжением жизни, человеческого рода, любовью и счастьем.
Также отличительной особенностью рассказа является включение в повествование лирической составляющей, максимально приближая читательскую аудиторию к личности рассказчика с возможностью совместного наблюдения красоты окружающей природы, а также сопереживания авторских чувств и эмоций.
В рассказе автор концентрируется на проблематике, касающейся постепенного исчезновения помещичьего духа, поэтому стремиться призвать читателя на сохранность наследия потомков.
Художественными средствами выразительности в рассказе представляются фольклорные народные мотивы, применение эпитетов и сравнений, а также многочисленные метафоры. При этом рассказ насыщен мастерским изображением штрихов, описаний, зарисовок.
Смысловая нагрузка рассказа заключается в изображении угасания русской помещичьей деревни и авторской грусти о прошедших счастливых детских годах, с уходом которых исчезает и аромат антоновских яблок, тем самым демонстрируется авторская ностальгия в виде погружения ушедшего, безмятежного благоденствия.
Ностальгический рассказ Бунина описывает быт русской деревни глазами помещика. В определенной степени именно усадьбы, подобные таким, которые описываются в рассказе и являлись своеобразными хранителями традиций русской культуры. Именно в усадьбе формировался уклад существования, если угодно усадьба была «системообразующим предприятием» только для русской культуры.
Поэтому так тоскует автор, тоскует он не по запаху антоновских яблок, но по тому спектру ощущений, которые с ними связан, по тому укладу, который был характерен для былых времен. Рассказчик не ищет счастья, но покоя и воли, он трезво оценивает смену времен и эпох, хладнокровно воспринимает перемены, но ничего не приукрашает. В более новые времена он отмечает как измельчали помещики, как канули в Лету времена, когда он мог много дней охотится, оставаться в доме у нового знакомого и часами просиживать в уютной библиотеке.
Этого более не существует, флер былого времени испарился как былые времена, осталось только ностальгия, однако, герой носит в себе ту самую культуру и ощущение времени. Когда-то и его не будет и исчезнет этот образ, как исчез прежний мир. Весь рассказ пронизан таким ощущением эфемерности и призрачности существования.
Более того автор даже исподволь задается вопросом о том чем вообще является подлинное существование: грезами, переживаниям или воспоминаниями. Литературный прием, который он использует, в дальнейшем с удовольствием подхватят и другие творцы, а основной мотив был опробован писателями-современниками Бунина.
Тут трудно не вспомнить В поисках утраченного времени Пруста, который является фактически ровесником Антоновских яблок (рассказ написан в 1900, а Пруст начал идею романа в 1896, а опубликовал в 1909), где основа сюжет практически идентична.
Герой кушает печенье и погружается в грезы и воспоминания. Герой Бунина тоже вспоминает на основе ощущения вкуса и запаха утраченные времена.
Возможно для того времени в целом была характерна какая-то атмосфера ностальгии, ощущение зыбкости всего мира и понимание не только тотальной смены эпох, но и его полной иллюзорности.
Известный рассказ Бунина «Антоновские яблоки» был написал в кротчайшие сроки, но не полностью закончен. Долгое время автор постоянно возвращался к данному рассказу, именно поэтому каждое последующее издание имеет какие-то корректировки. На протяжении всего произведения автор скучает по прошлому, постоянно вспоминая его.
В рассказе действия происходят осенью, а именно, ранней. Ведь тогда начинают собираться урожай и яблоки. Яблоки очень вкусные и имеют приятный запах. Читатель сам уже сгорает от желания попробовать эти яблоки, ведь так аппетитно все описано. Запах фруктов смешался с запахом осени, в итоге раздается дивный и приятный аромат. Именно этот запах и Бунин чувствует всю жизнь. Когда автор описывает природу, то употребляет множество метафор и эпитетов Он хочет как можно точнее все описать. Для того, чтобы читатель сам окунулся в атмосферу, которая передается на протяжении всего произведения.
В рассказе « Антоновские яблоки» главным героем является барчук. Бунин не хотел раскрывать историю главного героя, он просто описал его жизнь. Автор не отдается полностью описанию природы, он не забывает описывать обычные бытовые вещи. К примеру, рассказывает о старушке, которая собирается умирать. Вспоминает о тетке, которую страху так обожала. Дальше Бунин переключается на помещика, который любил всем сердцем заниматься охотой. Он наслаждается процессом охоты. У этого помещика постоянно собирались охотники, вместе они любили посидеть и выпить. Для того, чтобы чувство тоски было больше, Бунин описывает позднюю осень. Хоть непогода и окончились, но солнышко уже не греет. А всем не хватает тепла и игривости. От этого и находит грусть и тоска на всех.
К сожалению, со всем этим теплом пропал и запах, который так любил автор. Аромат антоновских яблок. Давно все закончилось, детство тоже. К сожалению, осталась только печаль и грусть по тому, что уже ушло. Вот уже и началась зима. Все замело снегом. Этим Бунин хочет показать то, что дороги назад уже нет.
Бунин очень точно подобрал время года, которое описывал в произведении. Вот она – ранняя осень. Время, когда собирают урожай. В это время детство продолжается. Все хорошо. Поздняя осень – прощание старушки с жизнью, а потом зима. Прошлое осталось только в мыслях и сердце. Жизнь, как ни странно, продолжается. Рассказ можно назвать даже грустным, но не смотря на это, Бунин вложил в него всю свою душу.
Иван Бунин великий автор, который смог покорить своими произведениями сердца не одного поколения читателей. Каждый школьник знает произведение «Белый пудель», а его рассказы о любви предпочитают читать подростки и взрослые люди. «Антоновские яблоки» стали конечным произведением раннего творчества Бунина и этим оно ничуть не утратило свою глубину и ценность.
Впервые рассказ вышел в свет в 1900 году. Как рассказывал сам Бунин, что толчком на написание произведения стал сад его брата, где всегда пахло антоновскими яблоками. При редактировании автор опустил много страниц с описанием быта дворян. Делал он это для значительного сокращения рассказа.
Произведение относится к жанру рассказа, состоит из четырех законченных по смыслу, глав. Автор с великим мастерством создал в каждой главе особенный и интересный читателю мир. Таким образом первая часть раскрывает смысл единства с природой, благоухания в саду. Вторая – Деревенские хлопоты в осенний период. Третья – вместе с приходом зимы и угасанием осеннего цвета угасает и души помещиков, которые покидают прекрасные места.
В произведении идет время, сменяются времена года, но одно остается прежним и неизменным – это запах антоновских яблок. Как в других произведениях Бунина или других авторов здесь нет сложного сюжета. Автор изображает цикл жизни природы и человека, которые имеют между собой связь. По мере того, как меняется состояние природы меняется состояние души людей. Мир в рассказе сужен до одной усадьбы, и кажется, кроме нее ничего не существует на белом свете.
В произведении заложена глубокая мысль о России, как и в других произведениях Ивана Бунина. Существует метафора природы, как родины, которая в свое время пахла и цвела, а вместе с увяданием запаха антоновских яблок пропадает былая красота усадьбы, дворянского рода и всего сада в целом. Так и Россия перестала благоухать и вместе с тем пропала величественность людей, живущих в ней и красота страны, созданная человеческой рукой.
Главный герой рассказа не имеет имени, данный прием используется для того, чтобы не акцентировать внимание на данном человеке, а лишь на его образе, которой свойственен любому жителю России, который вместе со временем года меняет свой возраст. Когда было лето герой был мальчиком, далее юношей, взрослым человеком и стариком. Подобно саду он рос, расцвел и увял.
Произведение «Антоновские яблоки» имеет глубочайший смысл, который можно раскрывать для себя снова и снова, подобно герою рассказа.
11 класс
В романе Ивана Сергеевича Тургенева «Отцы и дети» раскрыта проблема отношений между поколениями. Разные взгляды на жизнь, разные принципы и жизненная позиция. У них у всех разные интересы и между главными героями завязывается спор
Рассказ затрагивает множество тем, связанных с войной и силой духа героев. Произведение не имеет описания кровавых сражений, массивных воинских орудий или героизма на поле боя со знаменем в руках.
В 1891 году, выдающийся русский художник А. С. Степанов презентовал свою картину «Журавли летят». Эта картина является самой знаменитой из всех работ Степанова. Многие люди были и будут очарованы
Весна - одно из самых красивых и долгожданных времен года. После долгой, холодной зимы весна приносит новую жизнь и чувство обновления. Есть много причин, почему я люблю весну, и вот некоторые из них.
С чего начинается Родина? Родина начинается с первого вздоха, с первого слова человека. С первой улыбки матери, с семьи, с уютного дома, с друзей. У каждого есть своя маленькая Родина, место, в которое всегда хочется вернуться