Рассказ увидел свет в 1898 году, по традиции его включают в маленькую трилогию, в ней Чехов в резкой форме выступил против «футлярной жизни». По мнению писателя, она мешает стать человеку свободным и счастливым.
Помещик Павел Константинович Алехин рассказывает гостям историю своей любви, которая не получила счастливого завершения. Он – человек долга, потому мы видим его постоянно живущим в Софьине, имении, на котором много долгов, деньги были потрачены на его учебу в университете, теперь он их отрабатывает. Белоручка и кабинетный работник, так называет себя сам помещик, вдруг оказался в обстановке, которая не предполагает чтения книг, кофе по утрам и вечерам. Работа, каторжная работа, особенно летом. Внимательный читатель чувствует, что Алехин условно разделил свою жизнь на две части: та, которой он живет сейчас, и та, которой он заживет после выплаты всех долгов. Рамки, в которые он поставил себя, обременительны, но он готов их терпеть.
Знакомство с семьей Лугановича и вспыхнувшее чувство к его жене Анне Алексеевне, предполагает выход за эти рамки, выход из того футляра, в который герой сам себя если не загнал, то спрятал. Но Павел Константинович оказался не готов к такому повороту событий, он берет на себя ответственность ни моральную, ни материальную за судьбу близкого человека. Читатель видит, как герой расширяет круг причин, которыми он оправдывает свое безволие.
Сначала - это приятная семья, с членами которой он сдружился и в которой его даже полюбили. Разорвать эти отношения ему не позволяет его воспитание. Затем появляются дети. Они становятся следующей причиной, мешающей сделать решительный шаг. Его не последовало, и все продолжается по –старому. И, наконец, последняя причина – это бесконечные рассуждения героя о том, куда он приведет Анну Алексеевну. И читатель понимает, что нерешительность стала главной чертой характера героя. Перед ним, рядом с ним была молодая, прекрасная, интеллигентная женщина, но не стала женой.
Анна Алексеевна в момент знакомства с Алехиным была очень молода, ей было всего двадцать два года. Умная и обаятельная, она сразу привлекла внимание Алехина. Чем ближе становились герои, тем интереснее они казались друг другу. Но Анна Алексеевна оказалась на распутье. С одной стороны, муж, с которым они ведут мирную и спокойную жизнь, с материальной гарантией. А рядом молодой и симпатичный мужчина, с которым ей интересно и с которым она чувствует себя женщиной. Они бывают в театре, много гуляют. Чувство, которое их объединило, герои тщательно скрывают. Но как долго может это непонятное состояние продолжаться, насколько хватит у них сил, прежде всего, у неё?
Анна Алексеевна не выдерживает первой, ее характер становится раздражительным, а настроение дурным. Все чаще она испытывает против героя раздражение. Понимает ли Алехин сигналы, которые она посылает ему? Видимо, нет. Да, он мучается, он страдает, но у него нет силы воли, чтобы сделать решительный шаг, осчастливить себя и Анну Алексеевну. Мешают искусственные преграды, которые он создал себе, чтобы оправдать свое безволие.
Можно ли представить себе ситуацию, когда этот решительный шаг сделает героиня? Вряд ли. Не то воспитание, не то представление о роли женщины в семье. Она ведомая, готовая подчиниться воле мужчины. В конце рассказа она вместе с мужем уезжает в западную губернию.
Сравнительная характеристика
Война – страшное событие, которое никого не оставила незамеченным. В это ужасное время каждая семья пережила потерю, причем не одну. В жестоких боях пало множество воинов. К сожалению, многие солдаты и офицеры
Данное произведение описывает мысли, ожидания автора и реакцию на то, что на самом деле породила революция. Алексей Максимович Горький ожидает того момента, когда народ наконец-то сможет творить историю самостоятельно
В поэме Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» присутствует очень точный и трогательный образ попа, которого встречают главные герои. Они спрашивают у него, как ему живётся на Руси, а поп и начинает свой рассказ.
Повесть «Тарас Бульба» всходит в список классической литературы России и является одной из самых знаменитый произведений, написанных писателем Николаем Васильевичем Гоголем
К дому Фамусова начинают съезжаться кареты, а слуга объявляет гостей. Чацкий тут же – общается почти со всеми, смотрит, действительно со стороны. Он-то видит, какие они лицемерные и глупые все.