Одна из основных смысловых оппозиций, представленных в пьесе Чехова «Вишневый сад», основана на противопоставлении патриархального, уходящего времени и нового времени, где нет места ни социальным, ни моральным, ни культурологическим рефлексиям.
Старый восьмидесятисемилетний слуга в доме Гаева и Раневской, Фирс Николаевич, или, как все его называют, Фирс, - герой из прошлого. Из того прошлого, где сад плодоносил, а вишню возили возами, где не было социальных катаклизмов в виде отмены крепостного права и где любовь и преданность слуги своему господину была нормой и принималась как таковая.
В новой жизни, где хозяин – купец Лопахин, Фирсу с его представлениями о жизни, нет места, а потому его просто оставляют, забывают в запертом старом доме, таком же старом, как и он сам. Там, за дверями этого дома, Фирс в жизни бурной, наступательной, там, где выгода и расчет определяют все, никому не нужен с его сложившимися и укоренившимися представлениями о правде жизни.
Фирс был крепостным, но воля не была ему нужна не потому, что он раб по крови, а потому, что дом, в котором он служит, есть его настоящее и единственное пристанище, уходить из которого он не видит смысла.
Его белые перчатки, белый жилет – это не только детали его форменного туалета или дань традиции: так были всегда одеты слуги в доме помещиков Гаевых. Белый цвет в данном случае как символ чистоты мыслей Фирса, верности делу.
В пьесе Фирс ходит по сцене, опираясь на палочку - но дело не только в немощности старого слуги. Он не может понять, почему так стремительно меняется жизнь, почему то, что считалось незыблемо существующим (дом, сад), теперь никому не нужно. Поэтому и нуждается он в опоре, в палке, без которой уже не может удерживать равновесие самостоятельно. Всем кажется, что Фирс глухой, его слова воспринимают как бормотание. Таким образом, в Фирсе подчеркивается несоотнесенность с теми, кто забудет о нем совсем скоро и оставит умирать бессильного («Силушки нет», - говорит Фирс) в пустом доме.
«Недотёпой» называет Фирс сам себя в финале пьесы. Но в этом его определении не самоуничижение, не приговор самому себе. Время Фирса в прошлом, здесь и сейчас он только в ожидании как носитель воспоминаний о прекрасном прошлом вишневого сада, который он не может защитить, не может сам распорядиться его управлением, ведь он просто слуга, недотёпа. Но он умирает в запертом доме, оставаясь его вечным хранителем и преданным защитником.
В пьесе Чехова «Вишневый сад» Фирс является надежным слугой. Ему уже 80 лет, он почти лишен слуха. Мужчина считает свою работу важным делом, так как продолжает соблюдать порядок в поместье. Старик искренне заботится о Гаеве, подавая ему одежду и следит, чтобы тот надевал теплую одежду в плохую погоду.
Фирс в пьесе обозначает старые порядки. Автор повествует, что мужчина не ссорится с людьми. Опираясь на опыт, он стремится научить молодежь старинным истинам, но не все люди довольны такими нравоучениями. Он считает, что раз он дожил до сих пор, то Бог сохраняет его от несчастий.
Фирс похож на старого пса, бродившего по роскошной усадьбе. Он переживает за здоровье хозяев. Он содержит быт, проявляя заботу о людях.
Чехов противопоставляет Фирса другим слугам. По сравнению с Яшей он не ищет выгоды для жизни, не пытается отобрать деньги. Старик старается качественно выполнить все поручения. Он посвящает делу всю жизнь. В результате его в одиночестве оставляют в усадьбе, а мужчина начинает ждать, что за ним придут любимые люди. Он верит, что он нужен хозяевам. Смерть приходит к нему в том месте, где мужчина прожил тяжелую и счастливую жизнь.
Образ Фирса обозначает в повести простую жизнь. Он остается востребованным человеком. Гаев был для слуги в качестве сына, нуждающимся в заботе. Гаеву эта забота была удобна, но хозяину было 50 лет.
Фирс является не просто слугой, его считают свидетелем разных эпох. Он привык к крепостной жизни, поэтому не примет серьезных изменений в обществе. Для него данные условия жизни является правильным решением. Если он останется слугой, то окажется для семейства ценным человеком.
У заботливого старика единственными родственниками являются хозяева. Фактически он является одиноким и немощным стариком, заботящийся о разных членах семьи и благополучии в поместье.
Его волнует мысль, что сад с усадьбой продали другим людям. В результате Чехов пожалел мужчину. Он подарил ему замечательную смерть, так как он его сердце не сможет выдержать происходящих перемен. Мужчина закончил жизнь в родной усадьбе. В доме, где он был самым главным человеком, решавший все трудности хозяев. В его родном поместье начиналось и заканчивалась его счастливая жизнь.
Он честно выполнял свои обязанности, а теперь после продажи усадьбы он становится обузой для хозяев, но он остался верным человеком, соблюдавшим порядок в поместье.
В пьесе А.П. Чехова “Вишнёвый сад” присутствует огромное количество персонажей, разных по характеру и мировоззрению. Автор создавал это произведение во времена кардинальных изменений, происходивших после отмены крепостного права. Писатель хотел показать различия между приверженцами старых порядков и новым классом людей, которые смогли приспособиться к новому укладу жизни. Одним из ключевых персонажей произведения является Фирс. Он не только дополняет общую картину “Вишнёвого сада”, но и наглядно демонстрирует весь конфликт пьесы.
Фирс – мудрый старик, всю жизнь проработавший лакеем у помещицы Раневской. Ему уже давно исполнилось 87 лет, но уходить на покой он совсем не собирается. Внешне герой ничем не отличается от всех людей похожего статуса. Он одет в старую жилетку, рубашку и пиджак. На ногах у Фирса поношенные брюки и блестящие чёрные туфли. Лакей старается следить за собственным одеянием. Он аккуратен и чистоплотен. Несмотря на свой старческий возраст, Фирсу удаётся сохранять здравый рассудок. Его сообразительности и рациональности могут позавидовать даже его хозяева: Раневская и Гаев. Данный персонаж старается бережно обходиться с вещами, зная им цену. Зато он положительно относится к помещичьему землевладению. Старик считает, что такое устройство жизни гарантирует стабильное развитие государства. Его даже не смущают страдания крестьян и других представителей низших слоёв населения России.
Фирсу фигурирует в малом количестве явлений, поэтому проследить его взаимоотношения с другими протагонистами очень проблематично. Но можно выделить тот факт, что Фирс обходителен со своими хозяевами. Даже после отмены крепостного права он не ушёл от них и продолжал доблестно прислуживать. Лакей осознавал, что его помещики не смогут прожить и дня без его помощи. Например, Гаев в свои 50 лет не умеет надевать штаны. 87 летний старик продолжает обслуживать их. Он стал неким родителем, который растит чужих детей. Дворяне не замечают заботу и уход Фирса и относятся к нему, как к движимому имуществу. Они считают, что он не достоин их внимания.
Примечательна и трагична смерть Фирса в конце произведения. Остальные герои, продав имение и сад, уезжают из дома. Они забывают своего старого лакея. В итоге, несчастный старик остаётся в одиночестве и умирает. Эта сцена несёт в себе идейный смысл. Автор хотел подчеркнуть, что Фирс, как почитатель устоев и ценностей прошлого, забывается и увядает. Со смертью этого человека уходит целая эпоха крепостничества. А уехавшие персонажи смогли принять новый миропорядок и пошли навстречу успеху. Несмотря на доброжелательный характер Фирса, он не мог прижиться в новой России. Поэтому лакей и был оставлен всеми, как пережиток прошедшего времени.
Преданность основывается на приверженности к конкретному человеку или группе, несмотря на любые жизненные обстоятельства.
Карамзин по сути своей являлся очень ранимым и чутким человеком, верившим в искреннею любовь, но также верившим в несправедливость этого мира. Это прекрасно видно в его повествовательном произведении
Рассказ «Крыжовник», входящий в цикл небольших рассказов, которые были написаны Чеховым в 1898 году. Иван Иванович Чимша-Гималайский является одним из главных персонажей рассказа.
Одним из ярких и выразительных художников своего времени стал Аркадий Александрович Пластов. Его картины, среди которых есть и жанровые картины, и пейзажи, наполнены тонким чувством природы.
Одним из главных героев романа М.А.Булгакова «Собачье сердце» является собака по кличке Шарик. Это обычный бездомный пёс, который однажды, на пороге голодной смерти, столкнулся с профессором и стал жертвой научного эксперимента