Рассказ «Человек в футляре» является одним из самых известных рассказов Антона Павловича Чехова.
История произошедшая в данном творении является поучительной и полезной для молодых и зрелых людей.
Особенность композиции — рассказ в рассказе. Такой формат был не нов для чеховского времени, но при этом довольно редким и необычным.
Главный герой произведения представляется эмоционально закрытым человеком с защитой подобной футляру. Фамилия его — Беликов. Рабочая специальность — учитель древнегреческого языка.
Его жизнь, привычки, комплексы и странности описаны в рассказе.
В начале рассказа написано о двух охотниках — Буркине и Чимше-Гималайском. Первый завёл разговор о главном герое произведения — Беликове.
В истории Беликова можно выделить пять частей.
Первая — описание внешности, характера и привычек. Вторая — знакомство с Варенькой. Третья -ухаживание героя за ней. Четвёртая — разговор с Коваленко и последующий скандал. Пятая — смерть Беликова.
Герои в рассказе разделены на футлярных и не футлярных. К первым относят Беликова и частично учителей гимназии. Ко вторым — семью Коваленко.
Прототипа Беликова современники не нашли, хотя вариантов было множество. По-видимому этот образ пришёл в голову Чехову, для того чтобы показать разницу между людьми ( их мировоззрения). Беликов являлся очень странным и закрытым человеком. Пальто , зонт и калоши являются его спутниками даже в жаркий солнечный день. Его особенность — повышенная осторожность в любой ситуации. Представления о приличии у него так же своеобразные — увидев Вареньку на велосипеде, он был удивлён и считал этот факт неприемлемым для достойной женщины. Всё перечисленное является так же причинами одиночества учителя. Конфликт «футлярного» образа жизни и общества ярко выражены в произведении. Коллеги боялись его и старались держать дистанцию.
Конфликт Беликова и Коваленко заключался в разнице интересов. Брат Вареньки был жизнерадостным, активным и сильным человеком. Это в свою очередь — полная противоположность Беликову. Учитель древнегреческого языка ему не понравился с самого начала.
Большой проблемой нашего героя оказалась крайняя нерешительность и трусость. Он так и не смог переступить через себя и стать активным и целеустремлённым человеком. По композиции, даже после его смерти люди не сильно огорчились и даже вздохнули с облегчением. Это приводит к определённым выводам.
А.П. Чехов использует важную особенность своих рассказов – герои повествуют друг другу различные интересные и причем достаточно поучительные истории. Этот главный замысел дает объяснение особенности творчества писателя. Один из главных рассказов А.П. Чехова является «Человек в футляре». Можно произвести сравнение, и вспомнить творчество Дж. Боккаччо, а именно произведение «Декамерон», тем самым сделать вывод, что они похожи.
Начинается рассказ со знакомства автора с друзьями, которые занимаются охотой, а именно с Буркиным и Чимшой-Гималайским. Их остановка оказалась в селе Мироносицкого. Во время разговора мужчины вспомнили о Мавре; эта женщина отдалась полностью своей семье. А Буркин вспомнил своего коллегу. История началась с повествования главного героя о его женитьбе, причем достаточно неуспешной.
Рассказ главного героя заставило задуматься его друга о жизни в футляре. Под этими воспоминаниями автор смог выразить свое мнение насчет общества в то время, а именно о ценностях высшего общества.
Некоторые моменты, например, история про учителя древнегреческого языка не входят в повесть рассказа Буркина, но также играют достаточно важную роль в идее творчестве автора.
Важно выделить такие моменты, как начало про главных героев, которые вовремя охоты решили остановиться на краю одного села. После происходят воспоминания, то есть о Мавре. А вот дальше идет как раз развитие событий рассказа о Беликове. В конце можно выделить рассуждения Чимши-Гималайского о жизни в футляре.
Можно также выделить важные моменты в истории Беликова. Например, индивидуальные черты учителя. После новая работа Михаила Коваленко, и конечно знакомство Беликова с Варварой Савишной. Коллектив в гимназии желает их свадьбы. Ну и конечно скандал Коваленко и Белилова. Самый главный момент – конец, тут можно выделить смерть Беликова.
Рассказ достаточно интересный и сюжет яркий, все по сути. Можно выделить психологизм, где выражены портретные особенности. Очень ярко можно заметить внешность Вареньки и Михаила, по их образу достаточно интересно произвести анализ и сделать предположения об индивидуальных качествах человека. Интерьер «подсказка» в этом рассказе и для более четкого описания главного героя.
Образы, которые создал А.П. Чехов, имеют систему. Произведено разделение людей на «футлярных» и «нефутлярных» людей. К первому разделению можно отнести Беликова и учителя, ко второму, я считаю, что можно выделить Коваленки, именно они не выдерживают жизни в чехле. В этом можно заметить всю идею рассказа.
Таким образом, можно сделать вывод, что автор рассказа «Человек в футляре» достаточно индивидуальна и оригинальна. Сам сюжет имеет четкую структуру и идею, а также ярко выделены основные моменты, которые автор бы хотел донести.
Жанровая направленность произведения представляет собой сочетание публицистической и художественной прозы, основной тематикой которой становится проблема крепостничества в России.
Произведение было написано в раннее советское время, в нем автор пародировал создание «нового человека» эпохи коммунизма. Однако роман Булгакова все же не утратил актуальности и сегодня.
Для людей в современном мире часто не существует ясных идеалов, которые были бы непреложными. Правда меняется в зависимости от обстоятельств, мнение определяется поиском большего комфорта и выгоды.
Одним из основных персонажей произведения является Пирогов, представленный писателем в образе дружелюбного и отзывчивого доктора, прототип известного хирурга Пирогова Николая Ивановича.
Гражданская война - одно из самых страшных событий в истории России. Она погрузила Россию в глубокий экономический кризис (в конце Гражданской войны выяснилось, что порядка 60% железных дорог было уничтожено), породила ужасные события (