Название рассказа Чехова "Толстый и тонкий" прямо указывает на внешние данные главных героев, школьных друзей, встреча которых произошла случайно на железнодорожном вокзале. "Тонкий", вместе со своей семьей, женой и сыном, выходит из вагона прибывшего поезда, и тут же видит своего давнего товарища "толстого", который только что хорошо пообедал. Друзья очень рады встречи, каждый делится успехами личной жизни. "Толстый", которого звали Михаилом, без всякой надменности делится своей радостью, что достиг важного чина - тайного советника.
"Тонкий", которого звали Порфирий, как услышал про высокий чин своего друга, так тут же с ним стали происходить разительные метаморфозы. Это передалось сразу и на его жену с сыном. Сын ученик гимназии вдруг вытягивается смирно и застегивается на все пуговицы. Жена еще больше вытянула свой подбородок, а поведение Порфирия приобрело намеки заискивающего лицемера. Он стал подхалимничать, обращаться на "Вы" и странно хихикать. Михаилу такое поведение друга стало неприятным и возникло желание скорее попрощаться.
Если создавать образ всей семьи "тонкого", то становится понятно, что все её члены подстать своему хозяину - подхалимы. Для них имеет ценность не сам человек, как личность, а исключительно его должность. На их фоне "Толстый", который не растерял настоящих человеческих качеств, вызывает большее расположение читателя.
В данном рассказе Чехов уделил главное внимание теме социального неравенства. Именно такое положение, в которое попал Порфирий, делает из людей подлых лицемеров и льстивых хамелеонов. Они по инерции пытаются как-то выслужиться, что со стороны выглядит глупо.
Писатель также вывел на первый план и тему свободы. Человек прежде всего должен сохранять свою личность, а люди подобно "тонкому" герою привыкли заискивать перед высшими чинами при этом теряя свое собственное "я". Порфирий не должен был изменять свое отношение к Михаилу только из-за того, что его чин выше, но он уже не в силах был изменить своих клише.
Писатель в своём произведении обесценивает подобные пороки присущие обществу. Сатирическая направленность имеет цель высмеять и показать всю их нелепость.
Идея рассказа состоит в том, что автор пытается показать людям, как плохо и неестественно лицемерие. Оно всегда вызывает негативную эмоцию с противоположной стороны и люди отворачиваются, как это сделал "Толстый".
В рассказе А.П. Чехова “Толстый и тонкий” рассматривается часто встречающаяся в русской литература тема “маленького человека”. Но если, например, в повести Гоголя “Шинель” этот человечек рассматривается с состраданием, то в рассказе Чехова акцент сделал на том, что маленький человек сам выбирает свою роль.
Фабула произведения такова: два старых товарища случайно встречаются на вокзале и ведут обычный для подобных встреч диалог — вспоминают, кого как звали в школе, рассказывают о семьях, о карьере. Разговор о карьере и становится переломным моментом в диалоге: как только тонкий узнаёт, что его школьный друг дослужился до тайного советника, лицо его преображается, сам он словно сжимается и начинает лебезить и обращаться к другу “ваше превосходительство”. Несмотря на то, что толстому это чинопочитание не по нраву, о чём он прямо говорит, тонкий не может перестать пресмыкаться.
Интересен тот факт, что у тонкого нет абсолютно никаких причин лебезить перед своим старым другом: он никак от него не зависит. Более того. если бы он не менял линию поведения, он, вероятно, получил бы влиятельного друга — ведь именно от “благоговения, сладости и почтительной кислоты” толстый спешит закончить встречу со своим старым приятелем. Очевидно, что в реакции толстого на унижающегося перед ним тонкого Чехов демонстрирует не только и не столько отношение высоких чинов к людям, стремящимся им угодить, сколько своё отношение к людям такого склада — похожий типаж он изображает также в рассказах “Смерть чиновника” и “Хамелеон”. Чехову отвратительна тяга людей к пресмыкательству, унижению перед “людьми высшего порядка”. Что примечательно, такие люди в рассказах Чехова и сами не в восторге от того, что им вылизывают сапоги — то есть писатель видит пресмыкательство занятием не только унизительным, но и бесполезным.
Таким образом, в коротком сатирическом(можно даже назвать его анекдотичным) рассказе рассматривается типичная для творчества Чехова проблема раболепия. Он рассматривает конфликт внутри самого человека — борьбу чувства собственного достоинства и животного преклонения “гамма-самца” перед “альфа-самцом”. Унижающийся человек всегда проигрывает, и в первую очередь он проигрывает самому себе. Только и остаётся ему после этого, что стоять вместе с сыном и женой-лютеранкой, приятно ошеломлённым встречей с существом, как ему кажется, высшего порядка.
Это забавный рассказ – юморной и психологичный. Тут показано, как тонкий Порфирий не может справиться с собой – действует по шаблону, хотя это и раздражает толстого Михаила.
Тонкий и толстый – школьные приятели, которые встретились случайно на вокзале. Радость встречи, счастливые воспоминания, интерес к тому, как сложилась жизнь друг друга… Немного и похвастаться хочется – как без этого, например, на встречах выпускников? Поводом для хвастовства служит семья, карьера. Сначала Порфирий вполне в своей тарелке, как говорится. Но после оказывается, что его приятель дослужился до важной должности – выше, чем он сам. И тут у тонкого включается стиль поведения с начальством. И это очень глупо! Ведь они не на работе, тем более они, я так понимаю, не в одной ведь конторе. Кроме того, Миша дает понять, что ему не нравится такое видеть-слышать от старого приятеля. Может, ему на службе такого неискреннего отношения хватает. Но приятель просто не может остановиться… Конечно, это его глупость… Он действует по стандарту, не смотрит на реальную ситуацию. Если уж думать о выгоде, а не о дружбе, то можно было б по-приятельски что-то попросить, а тут он сразу показывает себя не просто подчиненным, а таким неискренним и жадным, который только и ищет какой-то выгоды.
Понятно, что Чехов сделал рассказ с юмором, а для этого преувеличил саму ситуацию, поведение героев. Но ведь он правильно заметил, что в жизни и такое бывает. Например, приходишь ты в парикмахерскую, а к тебе так с презрением отнеслись, чуть не выгнали, а узнали, как твои родители, так сразу тон меняется, начинают ненатурально смеяться, чай предлагать, а в глазах у них страх и злость. А тебе противно, так как они не из-за тебя уважение проявили, из-за твоих родителей. И то не уважение, а страх. Ещё после им приветы передают. Противно, когда так. Или, когда отношение к человеку меняется, когда в интернете посмотрят, сколько стоят его ботинки. Но опять, это ведь не искреннее хорошее отношение, а покупное, искусственное. Кто лучше себя покажет или больше заплатит, тот мне и «друг».
В общем, актуальный рассказ, хотя и смешной. Тут высмеивается вечная проблема искренности.
Роман Чернышевского «Что делать?» был написан, когда писатель находился под арестом в Петропавловской крепости. В период создания произведения
Солнечные зайчики переливаются через густую зеленую листву. Почки на деревьях превратились в плоды и теперь аппетитно поглядывают с ветвей. Мимо летают стрекозы и бабочки
Человек в чем-то подобен стреле, пущенной из материнского лона по направлению к лону земли. Так или иначе, практически каждого ожидает практически идентичный естественный исход, который завершает земной путь
Астафьев считается самым профессиональным, а также и самым читаемым автором. Он родился еще до наступления войны и поэтому он на себе ощутил всю боль данной войны. Он очень хорошо понимал чувства обычного человека.
Одним из центральных второстепенных персонажей детской сказочной пьесы является Мачеха, представленная писателем в образе пожилой женщины, воспитывающей собственную дочь и главную героиню сказки Падчерицу,