Рассказ “Ионыч” посвящен популярной теме разложения личности под влиянием среды. Однако, в отличие от своих предшественников, Чехов смотрит на проблему духовного падения человека под другим углом зрения. Автор считает, что не столько среда, сколько сам человек является причиной своей деградации. Даже, доведенная до самой крайности личность, не должна терять своего человеческого достоинства.
Рассказ построен так, что в каждой главе поэтапно читатель наблюдает духовное разложение главного героя. В начале произведения Дмитрий Ионыч предстает молодым человеком полным сил, желания жить и работать во благо людей. Он образован, хорошо воспитан, эрудирован. Тем более контрастно выглядит общество, в которое он попадает. Показная образованность и непрофессионализм семьи Туркиных поначалу даже не тронули его. Вспыхнувшая в нем любовь была единственной надеждой на спасение. Но Котя, не хотевшая пустой и бесполезной жизни в этом городе отказала ему. А ему так она была нужна. На кладбище он хотел кричать, требовать любви. Свидание на кладбище символично в произведении. Оно как будто говорит,что у этих отношений нет будущего.Это подтверждается поведением героев. Ионыч уже на следующий день во время сватовства подумал о приданом, а после отказа как-то быстро утешился. Котик тоже не любила и даже не уважала Дмитрия Ионыча. Она не слушала его рассказов, смеялась над ним. Прозрела Катерина слишком поздно. Но тогда этот отказ навсегда перевернул жизнь героя.
Больше мы не увидим Дмитрия Ионыча жизнерадостным и воодушевленным. Его жизнь превращается в копилку: денег, домов, жира. Его любовь, образованность сострадание к людям никому не нужны в этом городе Так зачем тогда ему стремиться к чему-то, культурно развиваться, духовно расти. Намного интереснее и важнее для него стало пересчитывание мятых бумажек каждый вечер. Мысли о них грели душу. Старцев не сопротивляется среде, он ей уступает
Он уже рад, что не женился на Катерине. Герой настолько презирал окружающее его общество, что почти ни с кем не общался. Он просто не мог ни о чем говорить с этими людьми.
Но он принимает их образ жизни. Некогда перспективный чуткий грамотный доктор Старцев становится Ионычем. Его жизнь теперь плывет по течению, как и жизнь всего города. Герой оказался слаб перед силой пошлости. Он стал частью того общества, которое презирал. Принял их идеалы и стал обычным накопителем. Покупает дома один за другим, дорогие коляски, копит деньги, играет в карты. На своих пациентов из народа он теперь кричит и стучит палкой. А должность не оставил только из-за жадности.
Сложно сказать, могло ли что-нибудь изменить Ионыча, вырвать его из этого существования. Может быть, он так и не встретил нужного человека. А может не хватило внутреннего стержня.
В последней главе Чехов говорит об Ионыче уже в настоящем времени, как бы констатируя, что падение свершилось. Ионыч уже никогда не изменится, огонек не загорится. Он разжирел, обрюзг, стал ворчливым неприятным типом. В семействе же Туркиных ничего не изменилось. Описание стабильности жизни “самой образованной семьи” в финале рассказа словно возвращает читателя к началу произведения. Возникает ощущение замкнутого круга, который невозможно разорвать.
Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что образ Ионыча - собирательный. Чехов восставал против того, что человек поддается давлению социальной среды. Писатель призывал не дать себе стать маленьким, никогда не ронять своего человеческого достоинства. Самое страшное - это бесполезно прожить свою жизнь. Писатель призывает каждого человека приглядеться к своей жизни.
Использование «говорящих» фамилий является частью русской литературной традиции. В своем рассказе Чехов дает главному герою фамилию Старцев, что сразу намекает на настоящее положение души этого человека, она – стара.
Мне кажется, весь рассказ представляет собой повествование о старости. Речь идет именно об увядании и старости как состоянии человеческого существа. Как известно, в России есть различение старчества и старости.
Старость – дряхлое сухое и истонченное дерево, которое полностью увядает, становится пылью, старчество – древнее, но могучее дерево, пусть и истощенное жизнью и с обилием шрамов, но величественно возвышающееся над мирским и взирающее на все своей могучей мудростью. Кстати, старчество может наступить и в молодом возрасте, речь не о количестве лет, но об обретенном понимании. Также и наоборот и именно поэтому Старцев является старцевым (в смысле стариком) и в молодости, он имеет стариковский взгляд на мир.
Весьма символичным является ожидание главным героем на кладбище, куда он отправляется после полученной записки. Автор как бы указывает, где следует располагаться его надеждам, да и ему самому. Также подобная деталь может указывать на некое подобие символической смерти и даже похороны любви, которые в действительности не стали ничем положительным ни для кого из героев и вообще навевают довольно омерзительные ассоциации, мне даже странно, для чего Чехов стал вставлять такую мерзкую деталь в собственный рассказ.
Так или иначе, Ионыч представляет собой стареющую жизнь. Пожалуй, сам по себе этот феномен тоже является довольно омерзительным, ведь не страшна ранняя смерть или страдания в старости, как страшно подобное забвение и апатия. Эта обыденность, которая переполняет многих людей, которая воплощается и в самом уездном городе и даже в самых талантливых его людях, тут, мне кажется, автор говорит в целом о безнадежности не только Ионыча, но и всего мира, в котором много таких Ионычей.
Как мне кажется, многие люди, которые даже поймут предостережение автора, на самом деле не сделают ничего больше, чем просто пустятся в своеобразные крысиные бега, борьбу за выживание в этом мире, своеобразную попутку убежать от подобия Ионычу. Но проблема в том, что, когда стаешь на такую дистанцию, то на том конце тоже ждет Ионыч, ведь от себя не убежать. Рецепт противоядия, на который намекает Чехов, более тонок и труден для понимания, чем простая смена апатии на активность.
Рассказ Чехова «Ионыч» относится к зрелому периоду творчества автора. Его главный герой, Дмитрий Ионыч Старцев, по праву занял почетное место среди архетипичных персонажей русской литературы.
Главный герой по профессии земской врач (как и сам Антон Павлович). Первая мысль, которая приходит на ум при анализе данного факта, что рассказ носит автобиографический характер, но это совершенно не так. Чехов, сам будучи врачом, хорошо знал особенности своих коллег, их мысли и мировоззрение, тем самым, сомнений нет, психологически рассказ выдержан очень точно. К тому же реалистичность описанных ситуаций подтверждается многочисленными примерами из жизни.
Молодой врач Старцев прибывает в некий уездный город. Там он довольно быстро сходится с местной интеллектуальной элитой, семейством Туркиных. Особенно Дмитрию Ионычу западает в душу дочь семейства, Екатерина, увлекающаяся музыкой. Поглощенный чувством влюбленности, доктор принимает участие в проводимых семейством Туркиных вечерах, слушает музицирование своей возлюбленной, выслушивает чтение собственных произведений ее матери. Словом, испытывает наслаждение от данного общества.
Спустя какое-то время Дмитрий Ионыч решил признаться в любви Екатерине. Но девушка не разделила порыв доктора, заявив, что в настоящий момент не только не любит своего знакомого, но и в принципе в ее планы не входит влюбляться в кого бы то ни было. После такого объяснения, Дмитрий Ионыч практически забыл дорогу к своим знакомым. Отныне вся его жизнь сосредоточилась на нем самом. Он жил один, перестал следить за собой, ни с кем добровольно не общался, но при этом благосостояние его росло с каждым годом, доктор имел обширную практику.
Вместе с влюбленностью к Екатерине, у доктора также улетучилось и благожелательное отношение как к ней, так и к ее семейству, все их эстетические практики не вызывали в нем отныне никаких чувств, кроме отвращения. Отношение же к другим обывателям было еще хуже. Окружающие заметили перемены в образе доктора, отношение к нему было двояким: с одной стороны, его несомненно ценили как специалиста, с другой — не любили как человека, даже обращение к нему было не совсем подобающем званию врача — просто по отчеству, Ионыч.
Главная мысль произведения заключается в том, что потерпев неудачу (в данном случае, в любви), необходимо продолжать держать себя в руках, не срывать свою злобу на окружающих, поскольку в конце-концов очень велика вероятность стать «ионычем», потеряв собственное человеческое лицо.
Это произведение для меня больше о том, как у людей их общее желание быть вместе не совпало по времени. То есть я знаю, конечно, что там о том, как Ионыч превратился в обывателя, что его ничего не интересует, кроме недвижимости, он стал толстым и жадным. Но по мне, так это произведение о любви, какой-то несостоявшейся что ли.
Мне странно читать о том, как он делает Котику предложение, а она отказывается. Он просит её о свидании, а она назначает встречу на кладбище ночью – смеется над ним, хотя он свой страх преодолел. Девушка стремилась в город, к новой жизни, обучению. Понятно, что она очень молодая, даже озорная, самоуверенная. Но после, когда она разочаровалась в своей творческой карьере, Екатерина Ивановна превозносит потолстевшего «жениха», зовет его в гости, и понятно, что теперь она бы не отказалась стать его женой… Он ей кажется великим человеком – настоящим, который служит людям (своим пациентам). Раньше она этого не видела, но видела себя в роли великой пианистки»! А ему уже она не нужна! У него другие заботы. Ещё он, вообще, разочаровался в их «талантливой» семье. И думаю, что тот её отказ, та издевка не прошли незамеченными. Вот если бы их стремления совпали во времени, тогда могла бы получиться хорошая семья. Ионыч бы не стал толстым и ограниченным, а она – разочарованной и злой.
С другой стороны, Екатерина Ивановна попробовала силы. Нужно ей было более критично на себя смотреть… Хотя бы без гордыни своей обойтись, тогда б не издевалась над Старцевым. Или ему нужно было набраться терпения, чтобы дождаться её из Города, когда она набьет себе шишек. Но получается, что это означает – желать ей провала. И вообще, гордости не иметь, чтоб после такого отношения ещё захотеть с ней общаться… Сложно. Но уж тут, наверное, не судьба, как говорится. Оба были молодые и гордые.
Я думаю, что всё в рассказе – следствия этой не сложившейся любви. И ещё просто всем нужно быть мягче, не так грубо отказывать, не так резко забывать… Легко говорить, я сам не понимаю, как бы поступил. То есть я их понимаю, вижу, что они не совсем правильно действовали, но смог бы я по-другому? Не факт.
Главное, что это поучительный и трогательный рассказ.
Жюльен Сорель независимый, с чувством собственного достоинства молодой человек, страстно желающий изменить свою судьбу любым способом. Он умен, красив и страшно обаятелен. Герой – сын плотника
Все люди вынуждены постоянно выбирать. Это может быть выбор различного характера. Одни решения незначительно влияют на человека, а другие, оказывают колоссальное влияние на весь ход его жизни
Стоит сказать о том, что Булгаковым был создан весьма уникальный стиль, в котором он в одной повествовательной линии смог добавить другие. Благодаря этому, можно увидеть, как в этом произведении центральный герой
Мне произведение Катаева «Флаг» очень понравился, а еще произвело большое впечатление. Каждый человек готов отдать свою жизнь и все ради того чтобы мы сегодня ни в чем не нуждались и чтобы их родственники
Чудо – это такое необыкновенное явление, которое вызывает удивление и восхищение. Чудеса привлекают людей во всём мире, люди стремятся к ним. Проверим данное утверждение на примерах.