Рассказы А. П. Чехова не столько ироничны, сколько наполнены сочувствием к людям, их заботам, радостям и бедам. Обычно автор описывает небольшой эпизод, очень обыденный, но обнажающий сокровенные переживания героев. Иногда раскрывается вся их жизнь. Это удается писателю благодаря внешним деталям.
Тонкий (рассказ «Толстый и тонкий»), узнав о том, что толстый имеет чин тайного советника и две звезды, сразу уменьшается в размерах. Вместе с ним съеживаются и сморщиваются его узлы, чемоданы, картонки. Эта неожиданная деталь сразу изменяет атмосферу встречи школьных друзей. Четко обозначается их социальное неравенство, которое буквально в двух фразах описано в начале рассказа: от тонкого шел запах ветчины и кофейной гущи, от толстого — флердоранжа и хереса.
В «Лошадиной фамилии» невыносимую зубную боль, которую испытывал отставной генерал-майор Булдеев, передают яркие подробности предпринятого лечения. Испробовано все — прикладывание к больному зубу табачной копоти, опия, керосина и скипидара; смазывание щеки йодом; полоскание коньяком и водкой; закладывание в уши ваты, смоченной в спирте. Так красочно описаны физические страдания.
Нравственные мучения обозначены иногда только штрихами. Когда мелкий служащий Червяков («Смерть чиновника») для объяснения с генералом стрижется и надевает новый вицмундир, глубина его душевного волнения вдруг становится понятна читателю, ирония сменяется сочувствием.
Вызывает жалость и не слишком умный полицейский надзиратель Очумелов в рассказе «Хамелеон». От боязни совершить серьезный промах его бросает то в жар, то в холод. Это тонко подчеркивает единственная деталь — новая шинель. На протяжении всей сцены он командует городовому Елдырину то снять, то надеть на него пальто.
Подневольное положение и нравственное насилие описаны в рассказе «Переполох». Душевные муки гувернантки Машеньки Павлецкой после учиненного в ее комнатке обыска усиливаются, казалось бы, от пустяка. Сладости, спрятанные после обеда по институтской привычке, обнаружены при обыске. Испытанное унижение возрастает от того, что даже маленькую тайну не удалось сохранить. Нет ничего сокровенного, что не вынесено на всеобщее обозрение.
Совсем мелкая деталь — истрепанный рубль («Егерь»), полученный Пелагеей от ее мужа егеря Егора Власыча. По прихоти и в отместку за то, что егерь стреляет лучше, граф обманом женил его на Пелагее. Для нее девятнадцать лет в неравном браке не принесли ничего, кроме одиночества. Муж не живет с ней, дать ей ничего не может и не хочет. Жизнь Пелагеи как та затертая бумажка, которую сунул жене при встрече Егор Власыч.
Деталь — это частность, подробность, тонкость. Мелочи в чеховских произведениях, обозначенные несколькими словами, усиливают впечатление, хотя на них почти не задерживается внимание.
Всем известна фраза Чехова о краткости. Он не любил лишних слов – это точно! И призывал других тоже писать сжато. (Но Толстой и Достоевский творили раньше него…) Антон Павлович ведь хороший писатель, ему нужно передать атмосферу, состояние, характеры и всё-всё. А как это сделать, чтобы не расписать на сто страниц? А с помощью детали. Можно не описывать характеристики, историю жизни, а написать, например, что у «стильного» человека грязные ногти, вот всё про него понятно! Мне Чехов напоминает детектива наоборот, то есть он не угадывал по мелочам, а зашифровывал важные вещи в деталях.
В рассказе «Мальчики» с самого начала кричат, что приехал Володя. А родные тут же подхватывают про приезд «Володечки», то есть уже сразу понятно, что они его любят. И Чехову не нужно об этом писать в отдельном предложении.
И тут же автор не пишет, что на улице холодно было, а упоминает про пар от лошадей, про покрасневшего (с мороза) мальчика, про его одежду слоями. И понятно, что на улице мороз. Или в рассказе «Налим» автор пишет об аромате трав, о коротких тенях, становится понятно, что на улице жара. А барин тут в халате из персидской шали, что говорит, по-моему, о его бедности. (Из шали халат сделали!)
Или в рассказе «Смерть чиновника» Червяков не только надел новый мундир для извинения перед генералом, но даже постригся, что говорит о важности этого события. Очень герой боялся, что его глупые извинения не примут… А генерал, когда разозлился, то не покраснел или побледнел, а даже посинел!
В рассказе «Пересолил» пассажир прибывает на станцию с говорящим названием «Гнилушки». Лошадь тут, хотя и молодая, но очень худая, а от удара кнутом дрожит, как в лихорадке. То есть и у лошади, и у извозчика дела плохи.
Чехов часто использует детали, чтобы зашифровать, передать информацию. Интересно, что мы можем даже не понимать логически всех этих намеков, но они всё равно создают нужное ощущение от рассказа. Персонаж не понравился, например. Почему?! Ты сам не знаешь, а подумаешь, там вот та деталь неприятная была, эта… Это важный и хороший прием, который экономит время и развивает мозг! Я считаю, что Чехов использовал его мастерски.
Антон Павлович Чехов – непревзойденный мастер короткого рассказа, ему приписывают афоризм: «Краткость – сестра таланта». Однако все произведения Чехова емкие по содержанию. Нет ни одного лишнего слова, ни одной неважной детали.
Художественная деталь – значительная подробность, которая позволяет расширить смысл повествования, сообщает дополнительные сведения о героях и окружающем.
К примеру, рассказ «Хамелеон» о приспособленчестве, угодничестве, раболепии и других низких качествах человека. Но в рассказе нет об этом ни слова. Собрались зеваки и решают казнить или миловать собачонку, укусившую за палец мастера Хрюкина. Начало рассказа: по базарной площади вышагивает жандарм Очумелов, который ест «конфискованный» крыжовник. И смешно, и грустно: представляешь, как по-хозяйски шествует жандарм и берет все, что ему приглянулось, вот у старушки изъял решето с крыжовником. И сразу понимаешь, что Очумелов использует свое положение, берет мзду с бедных людей, которые считают, что так и должно быть. Он желает разогнать толпу на площади, его обязанность – навести порядок. В зависимости от того, кому принадлежит собачонка, Очумелова бросает то в жар, то в холод. Он, то просит снять с него шинель, то надеть. «Шинель» в данном случае тоже деталь, которая помогает понять, как быстро меняет свои решения жандарм: то его прошибает пот при одной мысли о том, что собачка генеральская, то он готов обвинять «золотых дел мастера» Хрюкина, что тот сам виноват. Как только проходит слух, что собачонка приблудная, Очумелов требует самой жестокой расправы. Он,как хамелеон, приспосабливается к ситуации и готов по несколько раз менять свое мнение в угоду сильных мира сего. Но Очумелов не один такой: Хрюкин также то поднимает, как знамя, свой палец, то стыдливо прячет руку, и вся толпа меняет свое отношение к собачонке, в зависимости от того, кому она принадлежит. То есть все общество заражено данными пороками.
Таким образом, детали: решето с крыжовником, шинель. Очумелова, окровавленный палец Хрюкина - помогают выйти на главную мысль рассказа: А.П.Чехов обличает приспособленчество, низкопоклонство, угодничество.
«Выдавливать из себя по капле раба» - таково жизненное кредо писателя. Так А.П.Чехов ставит высокие общественно-значимые проблемы в рассказах «Толстый и тонкий», «Смерть чиновника», в своей маленькой трилогии и др. Нельзя оценивать рассказы Чехова только как юмористические: они и грустные, и смешные.
Каждому человеку с детства прививают определенные жизненные ценности. Наши родители учат нас определенным нормам и правилам поведения в обществе. Зачем нам это и о чем гласит
Мой любимый писатель Лермонтов Нет ни одного человека, у которого бы не было любимого поэта. В моем случае этим поэтом является – Михаил Юрьевич Лермонтов. Его произведения вошли в мою жизнь во время обучения в школе.
Второстепенный персонаж произведения показывает весьма колоритный образ ведьмы. Бабушка главной героини, человека неиспорченного цивилизацией должна подчеркнуть природное в человеке, к чему с симпатией относился Куприн.
Домик Коробочки был небольшим и частично освещенным, в темноте Чичиков не смог рассмотреть его детально. Коробочка, вероятно, экономила освещение. Дом охраняли несколько собак, лающих на разный манер.
Мечта – удивительный и невероятно притягательный мир. Мир фантазии, в котором возможно всё. Но очень часто можно услышать – «Хватит мечтать, это всего лишь пустая трата времени!». Это не совсем так.