Жанр произведения определяется в виде литературной исповеди в сочетании с философской прозой, главной тематикой которой становится проблема лишних людей, представленная в виде авторских размышлений.
Повествование в произведении осуществляется от имени бывшего чиновника, проживающего в Петербурге в период девятнадцатого века.
Композиционная структура повести состоит из десяти небольших по объему глав, первая из которых лишена сюжетного повествования, а представляет собой философские размышления главного героя о позитивизме, материализме, утопического социализме, а также жизненную авторскую позицию, при этом по объему данная часть занимает почти одну треть от всего содержания произведения. Остальные главы повести являются иллюстрацией к рассуждениям героя в виде описания отрывков его жизни, наиболее запомнившихся ему. К ним относятся его юношество, мнимая стычка с офицером, случай на неудавшемся обеде с однокурсниками, а также кульминация повести в виде общения героя и обитательницы публичного дома, представленной в образе Лизы.
Главным героем повести является сорокалетний мужчина, представленный в образе коллежского асессора, вышедшего в отставку по причине получения небольшого наследства, проживающего в дрянном, скверном закутке на самой окраине города.
Герой изображается как усредненный член общества, отличающийся жизненной потерянностью, терзаемый душевными муками.
Второстепенным, но все же ярким персонажем произведения представляется несчастная Лиза, которая в молодости попадает в публичный дом, но остается при этом чистым, простым и наивным человеком.
Отличительной особенностью повести является характерный речевой стиль при частом применении автором междометий и экспрессивных выражений, раскрывающих полную картину характерных качеств героя, а также его душевного настроения.
Своеобразие произведения заключается в использовании образа подполья, который является символом пространственного приема изоляции, проявляющегося в отрезанности персонажа от окружающих людей, подчеркнутого применением метафоры.
Смысл повести состоит в необходимости определения пределов свободы человеческой воли, а также в изображении испытаний его душевных порывов, которые приводя к разорванности человека с окружающим миром, представляя его так называемую неопровержимую свободу.
В произведении, Достоевский, описывает первые проявления уникальности жизнедеятельности и мышления человека. Раскрываются внутренние переживания человека, значение его как личности в глазах общества и собственных. Затрагиваются острые темы ценности жизни и существования в социуме. Произведение написано в стиле заметок в личном дневнике героя.
В произведении просматриваются символические образы подобия подполья, как образ душевного убежища человека, куда он прячется от проблем общества и несогласия мировоззрения этого общества. Это убежище характеризует некое подобие собственного пространства, где человек сбрасывает маску безразличия и становится самим собой без лишнего пафоса.
Рассказ ведется от лица мужчины средних лет, который вышел в отставку с армейского чина по выслуге лет. Проводит анализ своих решений и поступков в течение службы и после выхода на пенсию. Ему очень неприятно его поведение и характер, с которым он себя характеризует как трусость и слабость противостояния действительности. Вот по этой причине главный герой придумывает себе убежище, как отдушину где можно привести чувства в порядок и обрести равновесие.
В произведении присутствуют моменты падения из крайности в крайность главного героя. Там где, по его мышлению, с ним поступили не правильно, он начинает раздумывать о планах мести. Довести до конца своих замыслов герою не удается, его останавливает частичка хорошего человека, которая не хотела покидать его не при каких обстоятельствах.
В какой-то момент жизни, герой начинает возвышать себя в обществе, принижая остальных. Говоря о себе как о чем-то большем чем остальные и то, что его жизнь значима для общества, чем остальные жизни. Это чувство затуманивает разум героя, что очень видно по поступкам к окружающим. Он олицетворение чего-то большего, чего-то божественного.
Как итог всего происходящего он ловит себя на мысли что все каким либо образом равнее перед каждым, и олицетворение себя как бога суждение не правильное. Из-за этого он еще больше усугубляет свое внутреннее настроение и становится еще более замкнутым человеком и уходит все глубже в свое убежище.
В самом начале произведения рассказывается о том, когда один мужчина по имени Денис предстал перед судом. С виду Денис Григорьев был достаточно глуп, но достаточно упрям, так как пытался отстоять свою невиновность
Трудно однозначно определить что именно возможно считать добротой. Например, когда мы даем списывать своему однокашнику, то он считает нас добрым человеком, но делаем ли мы добро таким образом
Пожалуй, осень является самым красивым и живописным временем года. Ведь именно осенью происходят большие перемены в природе. Недаром это прекрасное время года так любили описывать русские поэты
Произведение отличается своеобразной композиционной структурой, которая имеет собственные авторские особенности, рознящими его с принятыми творениями классицизма.
Я считаю, что зря Чацкого кое-кто ругает, говорит, что он слишком гордый, злой, что он вносит смуту. Я считаю, что он всё делал правильно. Так и нужно! Слышал я, что он зря своё здоровье портит