Драма и психологизм вечные спутники историй Ф.М. Достоевского. «Белые ночи» резко выделяются на фоне остальных произведений автора. Здесь лирический герой не убийца или революционер. Но это не значит, что его не мучают противоречия.
Герой «Белых ночей» юноша 26 лет. Имя молодого человека не имеет значения, поэтому читатель его так и не узнает. Вот уже 8 лет мужчина живет в Петербурге. Но так ни одного знакомства не завел. А те приятели, что когда-то появлялись, долго у него не задерживались. При этом герою знаком весь город. Он привык мысленно общаться с людьми и домами Петербурга. Юноша внимателен к своим «товарищам». Знает каких людей можно встретить в определенное время, и в каком месте города. Помнит в какую краску покрашен каждый дом, сколько у него этажей и балконов.
Мечтатель не привык жить реальной жизнью, она его не привлекает. Он полностью посвятил себя «богине Фантазии». Молодой человек где-то служит. Скорее всего мелким чиновником. Жалованье у него небольшое, но на еду и съём квартиры хватает. Трудно сказать, что он делает на работе. Эта сфера полностью игнорируется и автором, и героем. Любимым часом суток персонажа является время, когда служба заканчивается. И можно снова погрузиться в прекрасные грёзы.
Когда герой мечтает, он не видит ничего и никого вокруг. И даже не понимает как он оказался на той или иной улице. Сам Мечтатель знает, что его жизнь ненастоящая. Он переживает, что ему нечего будет вспомнить, старость будет одинокой и пустой. Мечты начали иссякать, а фантазия скудеть. Все сюжеты уже обыграны по несколько раз. А стимула к новым у него нет.
На вопрос: «кто он такой и что из себя представляет?» отвечает: «я тип». И начинает рассказывать, что таких как он много. Мечтатели не имеют ни пола, ни возраста, ни личности. Это люди, которые бегут от суровой и «холодной» реальности внутрь себя. Создают собственный мир, в которым им какое-то время хорошо. Пока не приходит осознание и сожаление. Наш Мечтатель уже осознал бессмысленность и пустоту своего существования.
У него никогда не было никаких отношений с женщинами. Даже простого знакомства и общения быть не могло. Он только мечтал, что «когда-нибудь встретит кого-нибудь».
При этом он потрясающе умеет излагать свои мысли. Герой прекрасный рассказчик. Годы тренировок, мысленного общения не прошли даром. И эта многолетняя невысказанность породила прекрасную речь, которая проявляется в общении с Настенькой.
Мечтатели – это один из типов «маленького человека». Это люди, которые не смогли найти место в реальной жизни, обрести счастье.
Сам Ф.М. Достоевский тоже считал себя таким мечтателем. Относил к ним и своего друга – поэта А.Н. Плещеева, которому посвятил повесть.
Тип мечтателя, пожалуй, мог зародиться только в Петербурге. Это прекрасный и мистический город, способствующий рождению романтических фантазий. Вместе с тем, это холодный, промозглый город, где больше всего ощущалось социальное неравенство в то время. Мечтателя невозможно исправить или сломать. Он таким останется всегда.
"Белые ночи" - уникальный роман Фёдора Михайловича Достоевского, абсолютно не похожий на другие произведения автора. Есть версия, что с типом Мечтателя молодой писатель ассоциировал себя, неприкаянного и не находящего себе места в мире.
По улицам таинственного ночного Петербурга бродит человек, наедине со своими мыслями и мечтами. Его спутниками являются дома и деревья, улицы и фонари. С ними юноша говорит, делится мыслями, запоминает их в мельчайших подробностях.
Друзей у молодого человека нет, товарищи, знакомые, появляющиеся в его жизни, быстро из неё исчезали, подобно утреннему туману. Мечтателя не интересует ничего мирского, автор, как мне кажется, специально не называет ни его имени, ни фамилии, ни места службы, акцентируя внимание читателя на том, что молодому человеку это все совсем не интересно.
Вероятно, он занимает невысокую должность, жалования которой хватает на еду и жилье, а большего ему и не нужно. Мечтатель ничего не приносит в этот мир, не оставляет после себя никакого следа.Он "лишний человек" вроде бы есть, но в то же время его не существует. О себе он говорит, я тип, каких много, ассоциируя себя с массой подобных мечтателей, скитающихся по миру.
Мечтатель мечтает встретить девушку, и встречает её. Настенька - печальная и несчастная попадается ему на улицах Петербурга. Она также одинока, но не по своей воле - так сложилась жизнь. Мечтатель утешает бедную девушку, мечтает вместе с ней. Однако, реальных действий от него мы не видим. Примечательно, что даже имени своего он девушке не называет.
Из разговоров с Настенькой - единственных диалогов Мечтателя с живым человеком - мы видим, что он далеко не глуп. Его речь связна, красива, ясна. Возможно, молодой человек увлекался чтением книг или когда то получил неплохое образование, а может быть овладел ораторским искусством сам, беседуя с ночным Петербургом.
У Мечтателя есть чувства, он небезразличен к чужому горю, добр и отзывчив, однако, бездеятелен. К сожалению, ничем, кроме бесед помочь ни себе, ни Настеньке, он не может. Он нужен был девушке, чтоб пережить тяжёлый момент, она ему - чтобы придать мечтам каплю реальности. Они помогли друг другу, на этом отношения себя исчерпал. Именно это и послужило причиной их расставания.
Красивый образ Мечтателя - это тип человека, не нашедшего себе места в жизни, точнее, не захотевшего его найти. Его счастье - это бродить по тихим улицам, предаваться беседам с самим собой и воспоминаниям. По-своему, он счастлив.
Для 9 класса
Неоднократно в литературе освещалась тема притчи о блудном сыне, но Пушкин приходит к тому, чтобы образ сына сменить на женский – на Авдотью Самсоновну Вырину, или просто – Дуню.
В биографии Максима Горького очень много интересных и увлекательных событий. Лучше всего изучить их и найти между ними связь можно с помощью хронологической таблицы.
Павел Чичиков появился и воспитывался в обнищавшей дворянской семье. Матери мальчик не помнит, лишь отца. Автор сдержанно дает характерное описание отца.
На рубеже XVIII – XIX века в Европе появляется новое направление в литературе, которое получило название романтизм. Его главной чертой является яркая передача эмоций.
Жанр произведения определяется в виде литературной исповеди в сочетании с философской прозой, главной тематикой которой становится проблема лишних людей, представленная в виде авторских размышлений.