Произведение создано священником Ермолаем-Еразмом по заданию митрополита Макария с целью сбору преданий о русских людях, которые прославились, совершив благочестивые поступки, став одним из символов счастливых христианских семей, впоследствии провозглашенных церковным собором святыми и канонизированных.
Сюжетная линия повести выстроена на повествовании народного предания, героиней которой является мудрая крестьянская девушка, ставшая княгиней.
Структура произведения состоит из двух частей, первая из которых рассказывает о княжестве князя Павла. К супруге князя начинает прилетать в качестве насильника змий-искуситель. Князь с женой начинают искать способ для избавления от змия и узнает, что его может настигнуть смерть от удара Агрикова меча. Данный поступок вызывается совершить Петр, являющийся братом князя Павла, добыв среди кладбищенских плит необходимое оружие в виде меча-кладенца. В битве со змием Петр убивает насильника, но оказывается полностью забрызганным колдовской кровью, из-за чего тело героя становится покрытым струпьями от неизлечимой болезни.
От страшной болезни Петра излечивает дева, именуемая Февроньей, ставшая женой князя, которая характеризуется повествователем как человек, готовый на самопожертвование, обладающий мудростью, огромной внутренней силой и истинными чувствами. Женщина отличается животворящей силой любви, способной своим сильным духом читать мысли окружающих.
Супруги, прожив долгую счастливую жизнь, почувствовав приближающую кончину, начинают молиться перед богом о совместной смерти в один и тот же день, приняв монашеский постриг и приготовив общее погребение. Находясь в женском монастыре, Феврония в момент вышивания полотна, предназначенного для богородицы, получает один за другим послания Петра о скорой смерти и умоляет мужа дать ей возможность закончить работу над ризой святыни. Однако услышав третий зов супруга, Феврония откладывает вышивку и отправляется к Петру, чтобы скончаться с ним одновременно.
Погребение супругов осуществляется отдельными гробами, но с наступлением следующего дня умершие Петр и Феврония оказываются вместе в гробу, которые приготовили для совместного захоронения. Все попытки разлучить тела умерших супругов не увенчаются успехом.
Пример любви и верности семьи Февронии и Петра, описанный в произведении, является идеалом самоотверженных, преданных супружеских чувств.
Произведение о супружеской любви, написанное церковным писателем шестнадцатого века Ермолаем-Еразмом было очень популярным в свое время.
Повесть, несмотря на наличие автора, является пересказом фольклора. Муромский князь Петр заболевает, когда на него попадает кровь огненного змея. Змей был убит агриковым мечом, который тоже фольклорный элемент, но, в данном случае, авторы сказаний, обработанных Ермолаем-Еразмом, пытались примирить христианские и языческие элементы. Ту же роль представляет сюжет о принятии князем и княгиней монашества незадолго до смерти. Оружие, которым можно убить змея, было взято в монастырской церкви, а о его местонахождении рассказал Петру церковный служка.
Исцеление князя Петра Февронией также происходит сверхестественным путем. Хотя выполнить свое обещание жениться она заставила, применив достаточно простую хитрость при назначении лечения.
В повествовании о неравном браке между владетельным князем и крестьянкой присутствует интернациональный и вневременной сюжет о Золушке. Феврония показана в Сказании мудрой и верной женой, о чем свидетельствуют ее загадки.
Врагами верных супругов выступают муромские бояре, не желавшие княгини низкого происхождения. Подобные отрицательные персонажи также должны были способствовать росту популярности сказания. Монархическое сознание видит в князе (а в данном случае, и его жене, действующей в связке с ним) естественного союзника, способного наказывать богатых и сильных. Неправдоподобной является деталь о разгоревшихся без Петра и Февронии смутах между боярами, когда каждый пытался занять престол. На него имел право только определенный узкий круг лиц, следовательно, легенды, лежащие в основе Повести происходят из среды простого народа.
Петр отказывается от власти и покидает город вместе с Февронией, а в конце повести они умирают в одно время, так как не могут друг без друга. Этот и подобные сюжеты Повести должны были привлекать читателей, большинство из которых имело семейные проблемы, но хотевших хотя бы еще раз услышать об идеале.
Сказание о вымышленных муромских князе и княгине получило популярность благодаря неистребимой потребности людей верить в чудеса и настоящую верную любовь.
Любовь может вдохновить на смелые поступки.
7 класс
Одним из произведений писателя Антона Павловича Чехова является пьеса «Вишневый сад». В литературной критике эта пьеса обсуждается и считается входящей в число классических произведений художественной литературы
Большая часть любителей художественного искусства быстро отличат картины Айвазовского по изображенному на них морю. Но в творчестве художника есть полотна, на которых он с таким же мастерством изображает природу Украины.
Одно из таких творений знаменитого художника Рылова – это картина под названием «Зеленый шум». Над созданием данного полотна, Аркадий Александрович работал около двух лет.
Произведение «Капитанская дочь» носит исторический, реальный и бытовой характер. Жизнь героев книги тесно связана с крестьянской битвой под предводительством Емельяна Пугачева.
Виктора Астафьева, советского и российского писателя, по праву считают очень талантливым человеком. В течение своей жизни он создал много произведений, в которых талантливо и правдиво описывалась деревенская жизнь.