История создания. Первые мысленные наброски произведения появились в марте 1906 года. В декабре Андреев начал переносить свои мысли на бумагу. В течение двух недель повесть была готова. Произведение было отдано на проверку М. Горькому. Ответ был неутешительным. Произведение было с ошибками. Автор незамедлительно приступил к их исправлению, параллельно перечитывая евангелие. 24 февраля 1907 года были внесены заключительные коррективы. Повесть представили к изданию. Она вошла в альманах «Сборник товарищества «Знание» за 1907 год» (книга 16).
Жанр. Повесть.
Тема. В произведении главным образом речь идет о предательстве в разных сферах человеческой жизни: предательство и любовь; предательство с благими намерениями; духовные предатели; связь добра и зла.
Сюжет. Основу сюжета составляют мотивы из Евангелие, но само произведение не является каноническим евангельским текстом. В повести не только демонстрируется процесс предательства Иисуса Иудой. Этот эпизод просто находится в центре повествования. Также автор освещает явления, предшествующие и последующие после этого предательства. Большое внимание уделяется внутреннему конфликту Иуды. Он ревностно любил Иисуса, но был обижен на него. Он хотел показать, насколько порочны люди, в частности, его ученики. Ему хотелось доказать, что народ не верен Иисусу, но заставить людей еще больше ему поверить. Автор подчеркивает, что мысленно Искариот был до самой смерти верен Иисусу. Но апостолы постоянно говорили Христу о дурном характере Искариота. Иуда хотел быть похожим на Учителя, но у него не получалось.
Главные герои. Иуда Искариот – это образ двуличного человека с уродливой внешностью. Он не пользуется уважением остальных учеников Иисуса. Они считают, что он мерзкий и лживый. В процессе повествования прослеживаются то храбрые, то низкие поступки. Это алчный человек.
Иисус Христос – Сын Бога. Он ведет проповедь со своими учениками, и учит людей истине.
Ученики Христа или апостолы – это святые люди с приятной внешностью. Но писатель подчеркнул, что человеческое им не чуждо. Они громкоголосые, честные, сложные натуры, отличающиеся честолюбием. Они далеки от идеала.
Анна – первосвященник из Иерусалима. Именно к нему приходит Искариот, чтобы тот помог ему оклеветать Иисуса Христа.
Каиафа – второй первосвященник. Зять и член Синедриона.
Композиция. Произведение состоит из девяти глав. Первая описывает процесс прихода Иуды к Иисусу. С первой по четвертую главу описывается жизнь Христа и его апостолов. Пятая и шестая глава описывает подготовку Иуды к предательству. Сам момент предательства описывается в седьмой главе. Восьмая глава описывает последние мгновения земной жизни Христа. Девятая глава рассказывает об осуждении Иудой остальных апостолов Сына Бога. Он направляется к первосвященникам, утверждая, что они совершили глупость, казнив Иисуса. Повествование заканчивается самоубийством Иуды.
Ключевой темой произведения являются рассуждения писателя о проявлении в человеческих взаимоотношениях таких поступков, как предательство.
Сюжетная композиция рассказа основана на евангельских мотивах, в которых фигурируют Иисус Христос и один из его учеников по имени иуда, символизирующий в человеческом сознании с прародителем тяжкого греха в виде предательства.
Писатель представляет главного героя в образе порочного, глупого, неискреннего человека, худощавая внешность которого обезображена уродливыми непропорциональными чертами лица, странным и переменчивым голосом. Иуда характеризуется в рассказе в качестве непоследовательного, нецелесообразного человека, поступки которого настораживают окружающих людей, замечающих его чрезмерную доброту, преувеличительную мужественность, истеричный нрав либо долгое молчание, отдающее лживостью. Автор сравнивает героя с уродливым насекомым, проявляющим бесовские черты характера.
Описание внешности Иуды подчеркивается писателем изображением его натуры, которая противопоставляется образам иных учеников Иисуса, символичных и ассоциативных.
Однако Иисус выражает ко всем окружающим вселенскую любовь и, осознавая порочность Иуды, не отталкивает его, проявляя к нему равное с другими учениками отношение, несмотря на зависть Иуды к чистому, непорочному и безгранично доброму к людям Иисусу.
Будучи непорядочным и черствым представителем рода человеческого, Иуда по-своему благоволит перед Иисусом, после смерти которого считает свою жизнь потерянной, не имеющей смысла, обвиняя остальных учеников Христа в бездушии по отношению к божественному учителю.
Писатель представляет героя рассказа не просто в качестве алчного человека, задумавшего предательство во имя своих корыстных интересов. Иуда изображается автором в виде избранника, уготованного для жертвоприношения, которое предопределено ему изначально и избежать которого невозможно.
Раскрывая образ Иуды в произведении, писатель рассуждает о самосознании человеческой природы, замыслящей при помощи совершения преступного греха изменить мироздание и принести ради этой цели в жертву любимого человека, олицетворяя в людском начале парадоксальность проявления истинных человеческих качеств и возможность совершения страшных преступных деяний, в том числе в виде предательства.
Леонид Андреев дает свое, нетрадиционное толкование «вечного» сюжета и библейских образов, пришедших со страниц Священного писания. Имя одного из апостолов Иуды стало нарицательным из-за подлого предательства. Писатель старается понять, зачем такой человек оказался среди учеников Иисуса, и выяснить мотивы Иудиных поступков.
Была ли корысть в основе его поведения? Разве нужны были Иуде тридцать сребреников, когда в его ведении была вся казна Христа и апостолов, которой он мог распоряжаться по своему усмотрению. Даже, когда он был замечен в воровстве, Иисус сказал ученикам, что Иуда может брать денег сколько, сколько нужно, ведь они общие, а значит, и его тоже.
Возможно, Иуда предал из-за зависти или ненависти? Но автор опять ставит под сомнение эти версии. Иуда молод, очень неглуп, пусть некрасив, но комплексов по поводу своего внешнего вида не испытывает, сам называет себя прекрасным. Еще он, хотя часто прикидывается больным, наделен неплохим здоровьем и в силе даже опережает других учеников, победив в состязании Петра и Иоанна. У него нет поводов для зависти, он любит Иисуса и страдает, что тот не приближает его к себе.
Интересно, что им необходимо присутствие друг друга. Иисус часто интересовался, почему нет Иуды, наблюдал за его поступками и рассуждениями. Оба практически не говорят друг с другом, но между ними постоянно ведется негласный диалог, в основе которого лежит спор о сути человека. Иуда утверждал, что люди, как животные, ведь даже его отцом мог быть любой козел или петух, ведь ему не ведомо, с кем грешила его мать. А он лучше всех остальных, потому что не лжет. А все, так называемые, добрые и нравственные люди всегда имеют какой-нибудь грех, который, как гнойный нарыв, зреет в душе, только умеют ловко это скрывать. Он очень хотел доказать Иисусу, что его усилия и жертвы напрасны. Но однажды Иуда просто окаменел по время речи учителя, заслушавшись. И когда Иисус закончил, все обратили внимание, что он смотрел на Иуду. Даже в таком сердце ему удалось посеять зерно веры в нравственную силу человека, в его духовность. Поняв это, Иуда предает учителя, пытаясь доказать свою правоту. Но, не выдержав мучений совести, кончает с собой.
В городе Глупов когда-то проживал народ, называемый головотяпами. Но позже, как гласит летопись, из-за их глупости головотяпов прозвали глуповцами.
В каждом своем произведении М. Пришвин выступает не просто любителем пейзажа родного края, чутким, наблюдательным человеком, но и защитником ее. Он не равнодушен к тому, что происходит ежедневно
В рассуждениях о нынешних годах напрашивается вопрос: «Допустимо ли забыть прошлое своего государства?» Этот вопрос не имеет определенного ответа, потому что нынешние жители земли еще помнят прошлое
Картина художника Поленова «Бабушкин сад» была написана в далеком 1878 году. Произведение вызывает добрые чувства и буквально передает особое настроение и дарит состояние гармонии.
В 1842 году в Украине, в славном городе Мариуполь, родился будущий талантливый художник Архип Иванович Куинджи. Необычная фамилия Куинджи, досталась от деда татара, который носил данное прозвище.