Задумка о написании рассказа "Один день Ивана Денисовича" появилась у Солженицына во время его пребывания в лагере. Пришла мысль вместить в один день сразу все годы проведенные в заключении. Изначально рассказ планировался под названием - "лагерный номер писателя".
Главный персонаж Иван Денисович был создан, как собирательный образ. В целом его поведение имеет схожесть с солдатом Шуховым, который во время Великой Отечественной войны воевал в одной батарее с Солженицыным. В герое также воплотились разные черты других заключённых, с которыми приходилось общаться автору.
Сам автор свое произведение отнес к жанру рассказа, но во время издания в "Новом мире" оно было представлено как повесть. Ориентируясь на объем, произведение можно отнести к повести, но время, в которое ведётся действие и количество представленных героев, повести не соответствует.
Направление, к которому относится данное произведение, реализм. Исходя из названия можно догадаться, что читателю показан один день жизни человека, находящегося под стражей. Образ вобрал в себя не только повадки заключённого, но и человека не имеющего свободы при советском режиме.
Выход рассказа совершил открытие для советского человека темы, которая была под запретом - жизнь тех, кто оказался в лагере.
Рассказ поднимает целый ряд проблем связанных со свободой и человеческой личностью, справедливостью наказания и взаимоотношением людей.
Автор затрагивает проблему маленького человека. Цель лагерей в советском союзе была сделать человека винтиком в крупном механизме. Идёт обобщение всей страны в образе большого лагерного барака.
Писатель показывает полный день проведенный обычным заключённым. Посредством рассуждения и воспоминаний главного героя читателю удается узнать все о жизни зэка. День, который в понимании Ивана Денисовича считается счастливым даёт возможность читателю догадываться, каким же тогда будет несчастный день.
В произведении сняты все языковые ограничения. Жаргон заключённых представлен в полном виде (шмон, зэк, шерстить).
Повествование ведётся от третьего лица. Читателю предоставляется возможность наблюдать со стороны, как проходит день зэка.
Автор убедительно показывает на сколько может быть ужасен человек, который имеет власть над другим. Но никто из них не задумывается над тем, что от свободы до заключения при тоталитарном режиме - один шаг.
Солженицын, который в своей жизни испытал много горя очень был заинтересован темой несчастья людей, именно эта тема была освящена во многих его произведениях. Знаменитое произведение «Один день Ивана Денисовича» было в проекте еще за 9 лет до его выхода, в 1950 году. Работу над рассказом Солженицын закончил, а 1959 году. Но, вот вышел в свет через три года, этому поспособствовал указ Хрущева, который явно выступал против таких вещей как лагеря и репрессии, которые были во времена талина. По сути данный рассказ представляет собой некий путеводитель по «архипелагу», который назывался ГУЛАГ.
Прототипом для центрального персонажа стал товарищ, сослуживец автора Щукин, который был солдатом. Главный герой в рассказе упоминается как «ЗК Щ854». Но, дело в том, что солдат Щукин никогда не отбывал срок заключения в подобных местах. Все же характер и основные черты главный герой приобрел именно от него. Остальные способности к главному герою перешли непосредственно от Солженицына. Находясь в лагере, автор был каменщиком.
Углубляясь в рассказ, становится ясно, что для людей, которые находятся в таких условиях, важны совсем другие блага, нежели для вольных людей. Героям нужно лишь получить лишнюю порцию баланды, как не замерзнуть при шмоне на морозе, в общем волнует только то, что поможет остаться в живых в этом аду. А в конце дня заключенные радуются своим маленьким успехам. Например, раздобыл табака или еще каких ни будь благ. Люди в заключении потеряли все человеческое, а именно быт, потребности, имена, индивидуальность. Теперь они отзываются на номера. Заключённый находится во власти администрации, повара и даже старшего по бараку, хотя тот является таким же ЗК. Заключенного могут с легкостью расстрелять или посадить в карцер, где он непременно подхватит туберкулез, который будет до конца дней. Но, сквозь все лишения и тяготы, люди все равно пытаются выжить и сохранять в себе человеческие качества если таковы остались. Например, если взять Ивана Денисовича, то он пытается быть отзывчивым человеком, который поможет в трудную минуту.
Выходит, так, что суровые условия лагеря никак не могут лишить человека высоких нравственных качеств. Если они присущие человеку изначально, то никакой лагерь их из него не искоренит. Тяжелая жизнь и все испытания, которые ЗК проходят в лагере лишь помогаю этим качествам крепчать и развиваться.
Главный герой произведения «Один день Ивана Денисовича» по-мужски смог стерпеть все беды и испытания, и такая жизнь не смогла разрушить его душу. Герой смог выстоять перед всеми жестокостями, которые случались на его пути и это способствовало тому, что герой не потерял чувства, которые очень важны в жизни каждого человека. Люди, которые живут без проблем и горе не могут ценить жизнь полностью, ведь они знакомы только с одной ее стороной, хорошей стороной. А тяжелые испытания и горе наталкивают человека на переосмысление ценностей, человек начинает ценить даже мелочи, на которые обычный человек не обращает внимание.
«Прошел день, ничем не омраченный, почти счастливый. Таких дней в его сроке от звонка до звонка было три тысячи шестьсот пятьдесят три. Из-за високосных годов — три дня лишних набегало…»
Так заканчивается рассказ А. И. Солженицына об одном из дней одного из многих, отбывающих неизвестно за что наказание, в одном из лагерей огромной страны ГУЛАГ.
Рассказ, повествующий о жизни заключенных в страшных условиях физических и нравственных страданий, не оставляет тягостного впечатления. Потому что жестокости противостоит твердость характера, злобе — доброта, оскорблениям — бесхитростный юмор.
Иван Денисович Шухов — обычный мужик из деревни. Но внимательно наблюдая, он понимает, как вести себя в непростых ситуациях, из которых состоит каждодневная жизнь заключенного с раннего утра и до позднего вечера.
Шухову ясны мотивы, движущие окружающими людьми. Он чутко улавливает, что от него требуется, с кем надо общаться, за кого надо держаться, а кого сторониться.
За восемь лет лагерей он не растерял своих природных качеств. Шухов легко обучается тому, что даст возможность выжить, в нем ценят мастерство и азарт в работе. В то же время он знает, чем можно заработать на табак, как утаить для бригады лишнюю миску еды в столовой и много других вещей, совершенно ненужных в другом мире. От этого мира Иван Денисович отделен колючей проволокой и надежной охраной. Он получает оттуда два письма в год, не может понять той жизни, стремится туда и боится вернуться.
Иван Денисович не бунтует, но и не заискивает. Поэтому его уважают за отзывчивость и порядочность, доброжелательность и бескорыстие, живой ум, спокойный нрав и мудрое отношение к обстоятельствам жизни.
Рассказ написан простым языком, присущим главному герою. Здесь есть место юмору (Шухов «… выплеснул воду на дорожку, где ходило начальство») и даже поэзии: «Старый месяц Бог на звезды крошит. Звезды те от времени падают, пополнять нужно».
После прочтения произведения чувствуешь восхищение силой духа человека, его умением оставаться самим собой в тяжелых жизненных условиях. Еще долгое время остаешься под впечатлением от прочитанного и ощущаешь прилив собственных физических и душевных сил.
Дать точную характеристику жанру романа довольно сложно. Можно сказать, что это – семейно-бытовой, и в тоже время, социально-психологический, военно-исторический роман
1889 – Анна родилась 23 июня в Одессе в семье Андрея Горенко.
Рассказ «Голубая чашка» Гайдара – это биографическое описание о лете, котором проверить Гайдар на даче. Само произведение излучает свет и доброту. Читая рассказ ты находишься как бы в атмосфере великого спокойствия
Илья Обломов оставляет эту жизнь, так и не сумев перебороть свои привычки и установки и не достигнув в своей жизни никаких высот. Его же фамилия Обломов совсем не исправляет ситуацию
«Божественная комедия» Данте Алигьери является самым известным художественным произведением европейской средневековой литературы. В нём автор сумел не только объединить сюжетное повествование и поэтический стиль