Автор Слова является до сих пор не известным истории, точнее, не совсем известно его имя, однако, касательно профессии есть свои предположения. Вероятнее всего автор служил в войске князя Святослава певцом и сумел записать некоторые свидетельства очевидцев выживших из войска князя Игоря.
Повествование рассказывает о том как князь Игорь отправляется для того чтобы воевать с половцами – народом, который на протяжении многих лет посягал на русские земли. Тем не менее, его поход продиктован не столько интересами русских людей, сколько гордостью и представлениями о собственной части. Игорь не смог присутствовать в походе князя Святослава и поэтому тоже хочет заслужить почет своими действиями.
После того как князь одерживает победу, его ожидает битва на реке Каяле, где существенная часть войска гибнет, а сам князь оказывается захваченным. Далее следует пара лирических эпизодов, которые переносят читателя в Киев, где сначала Святослав видит сон, который трактует как недобрые вести о судьбе Игоря и его войска. Итогом этого предсказания становится речь Святослава, который уповает на прежние времена, стремится к объединению всех князей.
Далее следует так называемый плач Ярославны, который представляет собой упования княжны на крепостной стене. Тут идет другой вариант обращения, теперь к природным стихиям и в этом наблюдается некоторый контраст и связь с речью Святослава, который говорил об более практичных делах. Княжна в свою очередь уповает на высшие силы и стремится к тому, чтобы заручиться поддержкой различных стихий, небесных светил и других могущественных помощников.
История завершается положительным образом и Игорю удается сбежать от половцев и вернуться в собственный родной город, где он оказывается среди радостных русских людей и получает всяческое одобрение. Таким образом завершается история, которая охватывает самые разные аспекты бытия русской земли на рубеже 12-13 веков. Произведение, безусловно, сочетает в себе элементы и ценного исторического памятника и эпической поэмы, которая довольно интересным образом рассматривает переживания и характеры людей.
По мнению специалистов «Слово о полку Игореве» было создано примерно в начале XII века, точно никто не знает. Мнения об авторе произведения тоже разнятся. Принято считать, что «Слово о полку Игореве» написал один из ратных воинов, участвовавший в описываемом походе. Оригинал произведения не сохранился до наших дней, так как сгорел дотла во время большого пожара, охватившего Москву в 1812 году, когда шла война с французами. Из-за этого многие и сейчас не уверены в подлинности «Слова о полку Игореве». Данное литературное произведение изначально исполнено на древнерусском языке, а после переведено на русский и многие другие языки. Переводы Д.С. Лихачева и Н. Заболоцкого на сегодняшний день заслуженно признаны лучшими.
Литературный шедевр объединяет в себе духовное и мирское начала. По жанру это повествование тоже не однородно. Так, ему присущи признаки и повествования военного характера, и песенного восхваления героизма, и ораторской прозы.
Основу произведения составили события истории, происходившие в действительности: в 1185 году от рождения Христова Игорь, бывший князем, ведомый неуемными амбициями и греховной гордыней, увлек своих единомышленников в военный поход против степных жителей. Автор ведет «повесть сию от старого Владимира до нынешнего Игоря» будто соединяя между собой события прошлых лет и настоящее время, желая отобразить свое мнение о происходившем тогда, объяснить, что значили для Русской земли эти события, поэтому так сложно воспринимается написанное им.
Начинается «Слово...» с определения автором его задачи: рассказать потомкам как все было на самом деле.
Основу произведения оставляют три связанных между собой блока. Первый из них повествует о сборах новгород-северского князя Игоря и близких ему родственников в захватнический поход и о том, какие недобрые знамения появлялись на пути движения княжеской дружины по владениям степных кочевников. Второй раздел рассказывает о вещем сне князя Святослава, в котором он привиделось поражение княжеской дружины. Третий блок — это плач Ярославны, символизирующий плач всей Русской земли о павших в боях и попавших в плен защитниках Отечества; и описание освобождения плененного князя Игоря.
Эпилог «Слова...» рассказывает об осознании Игорем своей вины и его возвращении в Киев, где его торжественно встретили соотечественники.
Тем, кто решил прочитать «Слово о полку Игореве» сегодня будет, прежде всего, интересно узнать о судьбе героев произведения, их связи с природой, с Родиной.
Древнерусское произведение представляет собой эпическую поэму, созданную неизвестным автором, предположительно старым монахом, повествование которой посвящено реальным событиям, произошедшим в русской истории.
Композиционную структуру произведения составляют вступление, следующие за ним три части и заключение, представленные в виде фрагментарных отрывков, отличающихся фольклорным жанром.
Вступительная часть поэмы рассказывает о русском сказителе, прославлявшем храбры воинов и умных правителей. Затем повествование переходит к описанию знаменитого похода князя Игоря в половецкое государство, который заканчивает первую часть поэмы пленением предводителя русского войска.
Во второй части произведения повествуется о двоюродном брате князя, которым осуждает необдуманный поступок Игоря и призывает русских князей к объединению для борьбы с могущественным врагом.
Третья часть описывает плач Ярославны, жены князя, тоскующей по мужу и зовущей его возвратиться на родину, обращаясь к матери-природе за помощью и защитой. Игорь чувствует слезы любимой женщины и осуществляет побег из половецкого плена с помощью призванных женой природных сил в виде ветра, воздуха и воды.
Финалом произведение является радостная встреча князя Игоря всем русским народом.
Поэма отличается применением сравнений, эпитетов, свойственных устному народному творчеству и народным песням, изложенным старославянским языком.
Ключевой тематикой поэмы представляется его патриотическая направленность, сочетающуюся в эпосе с образом русской земли, связанной неразрывно с окружающей природой.
Повествование произведения раскрывает насущные проблемы человеческих взаимоотношений, заключающихся в разобщенности, тщеславии, гордыни. Именно поэтому основным смыслом поэмы является необходимость единения всех народов в случае возникшей опасности, поскольку в лице большого и могущественного государства невозможно быть уязвимыми.
Литературоведы относят произведение к жанру русского эпоса, демонстрирующего славянскую народную поэзию и являющегося самородным памятником древнерусской литературы. При этом критики выделяют особую роль автора в произведении, являющегося, несомненно, высокообразованным человеком, голос которого привносит в повествование стихийность лиричности и поэтическую сладость.
Рассказ начинается с древних слов о печальной повести о князе Игоре Святославиче, который вёл своих людей в поход. Рассказ происходит в суровое славянское время, где рассказчик каждое своё слово возлагает в песне, прописывая их словно на рунах.
Сам сказитель начинает повесть с киевского князя Владимира и заканчивает князем Игорем, который преисполненный ратного духа повёл свои войска на половцев, своих давних врагов. К великому сожалению, путь полка Игорева начался с ужасного предзнаменования. То было солнечное знамение. Но охваченный жаждой покорить половцев князь Игорь, проигнорировав приметы, всё же решается выдвинуться в великую реку Дон что бы покорить своих врагов.
В путь князь Игорь отправился не один, а в сопровождении своего родного брата Всеволода и его дружины, которые славились великой силой, мощью. Весь поход они встречали ужасные знаки, которые предзнаменовывали великие и печальные события, но князь Игорь шел лишь вперед, желая лишь славы и богатства которую так давно получили их предки.
Прибыв на место битвы заранее, они перебили мелкие полки половецкие и захватили добычу. То было золото, девицы половецкие, меха и прочие принадлежности. Но глубокой ночью, когда полки Игоря дремали, упившись славой и вере в победу. Уже с далеких степей к ним мчались половецкие ханы с основной силой. Вскоре, окружив русские войска, они засыпали их стрелами как гром с небес. Долго сражались полки русские, где князь Игорь и его брат Всеволод разделились. Долго и отважно сражались русские полки, но на родину они больше не вернутся, а сам киевский князь Игорь попадается в плен. Во время пребывания в плену, князь жил в хороших для него условиях. У него был свой личный шатёр вместе со слугами и возможность охотиться в степи. С каждым днем в плену, они надеялся на богатый выкуп за свою свободу, но тот так и не приходил. В конце концов, он решает освободиться и вернуться на родину бесчестным путем, путём побега.
После трагической вести о неудачном походе и трагическом исходе полка Игорева, все князи стали заниматься расточительством, принимая мелкое за великое. Некогда обильное время княжества стало распадаться, а все князи разобщились, переполненные тщеславием. Это трагическое события даёт понять о том, что погоня за славой и богатством может обернуться в тотальной трагедии. Ведь единственная и могущественная власть Киевского князя могла бы с легкостью объединить между собой все мелкие княжества, а вместо этого оно лишь обуздало произвол мелких князей. В тоже время, произведение свидетельствует о развитом уровне культуры, патриотизма русского народа и национального духа той эпохи.
Глубже раскрыть и понять различные черты характера Печорина помогают его встречи с персонажами «Героя нашего времени».
Главный герой рассказа «Дети подземелья» — мальчик девяти лет, Вася. Он живёт в обеспеченной семье со своим отцом-судьёй и сестрой Соней, которой четыре только года.
Мировой литературе известно множество примеров того, как молодой и сильный человек по сложившимся обстоятельствам становится разбойником. Не исключением является и повесть Пушкина «Дубровский».
На картине несколько «троек». Трое ребят стоят на первом плане справа. Все не худые, не толстые. Один улыбается, второй смотрит на него вопросительно. Третий просто смотрит куда-то.
1831 — в деревне Горохово, недалеко от города Орла на свет появился будущий литератор Николай Семенович Лесков. Его раннее детство прошло в Орле, где отец, бывший семинарист, служил следователем.