В сказке повествуется о детстве и ранней юности лебедя, вылупившегося из лебединого яйца, которое, по стечению неизвестных обстоятельств, оказалось не в лебедином, а в утином гнезде. Этот юный лебеденок и является главным героем произведения.
Поскольку главный герой, как и все его окружение, не осознает того факта, что он лебедь, а считает себя сыном утки, утенком, постольку и автор называет его утенком, раскрывая интригу лишь в самом конце.
Гадкий утенок
В том, что главный герой, мнимый утенок, неправильно воспринимает сам себя, лежит источник всех его проблем. Окружение – это то, до поры до времени, единственное зеркало, в которое он смотрит и видит себя. Общество воспринимает его искаженно – значит, и он воспринимает себя искаженно. Для того, чтобы ситуация изменилась, и он смог увидеть себя своими, а не чужими глазами, нужно, чтобы он прошел через испытания и возмужал.
Главного героя можно сравнить с человеком, что будет вполне правомерно, – с человеком от природы благородным, но вынужденным находиться в среде людей низких, ограниченных, невежественных, невоспитанных, грубых и неразвитых. Все окружающие явно уступают главному герою и в уме, и в добродетелях и во внешности, но считают они ровно наоборот: это он среди всех – глупый, бестолковый, уродливый, неуклюжий – словом, гадкий. Его терпят, хотя такого трудно вытерпеть, его пытаются окружить заботой, а он еще и не ценит, неблагодарный, – так окружающие расценивают происходящее.
Но дело не ограничивается одним только восприятием: утенок подвергается активной травле. Его без конца клюют, щиплют, толкают. Время от времени утенок пытается куда-нибудь сбежать. Сбежав с птичьего двора, он попадает на болото, с болота – в дом доброй старушки. У старушки он тоже не приживается и идет дальше, куда глаза глядят. Затем утенок возвращается на болото.
Впервые увидав своих сородичей, лебедей, которые как раз в тот момент улетали на юг, он чувствует восхищение, его сердце наполняется любовью к ним. И тут же он ощущает невыразимую тоску, потому что прекрасные птицы улетели.
Утенок способен на отчаянные поступки. Когда прошла зима (это было страшное для утенка время) и наступила весна, лебеди вернулись, тогда он решает приблизиться к ним, решив, что уж лучше пусть они убьют его, чем он будет продолжать сносить унижения от окружающих и холод и голод зимою. Тогда-то он и видит свое отражение в воде, видит, что его внешность изменилась и понимает, что он и сам – лебедь.
Лебеди принимают его. Для него этого такое счастье, о каком прежде он не смел и мечтать. Несмотря на воспитание, полученное на птичьем дворе, идеалы и стремления главного героя остаются те, что были заложены в нем самой природой.
Ни один из второстепенных героев сказки не имеет признаков того, что можно было бы назвать яркой индивидуальностью. Характеризовать их возможно не по их личным качествам, а лишь по их роли в судьбе главного героя.
Молодая утка высидела лебединое яйцо, из которого вылупился гадкий утенок. Главный герой считает ее матерью. Она учит гадкого утенка общепринятым манерам.
Старая утка любит поучать и раздавать советы. Она поучает молодую утку, приемную мать утенка, советует ей бросить яйцо, из которого предстоит вылупиться главному герою.
Старая утка с красным лоскутком на лапке (испанской породы)
Красный лоскуток на птичьем дворе считается знаком высшего отличия. Знатная утка хвалит детей молодой утки. Но гадкий утенок не нравится ей. Она считает, что его следовало бы переделать.
Птичница
Девушка, работница на птичьем дворе. Кормит птиц. Утенка постоянно толкает ногою.
Два диких гусака
Предлагают утенку летать с ними. Их убивают охотники.
Старушка
У нее утенок живет некоторое время. У старушки есть кот и курица. Старушка их любит. Своего кота она называет его сыночком, а к курице относится, как к дочке. Но к утенку она не привязывается.
Курица
Живет в доме у старушки. Презирает утенка за то, что утенок не несет яйца.
Кот
Питомец старушки. Смотрит на утенка свысока, т.к. утенок не умеет выгибать спину, мурлыкать и испускать искры.
Три белых лебедя
Принимают утенка. Среди лебедей главный герой чувствует себя своим. С ними он обретает свое счастье.
Всех второстепенных героев сказки, за исключением лебедей, отличает от главного героя, главным образом, одно: они – «как все», они составляют обывательский мир, в то время как гадкий утенок – «не как все», он – иной, другой, чужой, принадлежащий более высокому миру. Сказка и построена на идее противопоставления, конфликта главного героя, обладающего яркой индивидуальностью, и мира обывателей, который пытается загнать чужака в свои жесткие рамки.
Персонаж сказки Андерсена вылупился из яйца в утином гнезде и долгое время страдал от насмешек. Свою истинную сущность герой открыл только в конце повествования.
Гадкий утенок. Мнимый утенок изначально осознает себя неправильно. Окружающие – то зеркало, в котором он отражается. Сородичи оценивают его искаженно, и утенок воспринимает себя таким же. Герою предстоит повзрослеть и увидеть мир собственными глазами.
Главная проблема утенка – отторжение птичьего сообщества. Окружающие активно демонстрируют неприязнь к нему. Несчастному утенку вечно приходится искать безопасное убежище.
Злоключения утенка имеют сходство с переживаниями благородного человека, вынужденного сосуществовать с малоразвитыми согражданами. Они возможно и проигрывают герою по уму и красоте, но уверены в том, что все происходит наоборот: это герой – никчемный и гадкий. Ему делают одолжение, а он не испытывает благодарности. Именно подобным образом окружающие оценивают случившееся.
Устав унижаться, утенок отправляется на растерзание к прекрасным птицам, которыми не раз любовался издали. В ту минуту, когда он приготовился к смерти, он увидел свое отражение и понял, что явился на свет лебедем. А гордые птицы безоговорочно приняли его и склонили перед ним шеи. Утенок сохранил стремления, подаренные ему природой. Даже утиное воспитание не помешало ему стать лебедем.
Молодая утка. Благодаря ей утенок увидел свет. Утка, высидевшая лебединое яйцо, приняла чужого птенца как родного, учила его уму разуму.
Старая утка. Опытная птица, без устали раздающая советы. Она рекомендует молодой матери прекратить высиживание яйца, в котором развивается будущий лебедь.
Утка испанской породы. Представляет на птичьем дворе высшее сословие. Молодые утки ведут к ней своих детей, чтобы услышать ее мнение о новорожденных птенцах. Благородной утке гадкий утенок не понравился с первого взгляда.
Птичница. Девушка, засыпающая зерно в кормушку, заботливо относится ко всем, кроме гадкого утенка. Его она небрежно отпихивает ногой.
Дикие гуси. Добродушные существа, готовые принять утенка в свою стаю, но сами попадают под пули охотников.
Старушка. Принимает утенка в дом, хотя у нее уже есть любимцы.
Кот – самовлюбленный воспитанник старушки. Гордится своим умением мурлыкать и выгибать спину. На утенка смотрит пренебрежительно.
Курица – любимица старушки. Каждый день приносит хозяйке яйца. Утенка презирает за отсутствие полезных навыков.
Белые лебеди. Олицетворяют иной мир, где герой обретает счастье. Утенок долго чувствовал себя изгоем в окружении обывателей и только лебеди сумели оценить его яркую индивидуальность.
«Капитанская дочка» - возможно лучший роман А.С. Пушкина. Это произведение можно считать историческим, так как оно затрагивает такое событие, как «Пугачёвское восстание». Пушкин воссоздаёт атмосферу и обстановку
Лермонтов Михаил Юрьевич является не только романтиком, но и реалистом, ведь все приверженцы романтизма уходили в свой мир и боролись с этим из-за неприятных существующих вещей. В каждом герои любого произведения Лермонтова
Былина «Садко» относится к новгородскому цикоу былин. Ее главный герой — гусляр Садко, который становится купцом.
Повесть Яма написана Куприным в 1909 году, доработана в 1915. Куприн один из первых среди русских писателей смог раскрыть тему продажной любви, показать жизнь «жриц любви».
Яркая звезда в русской поэзии с трагической судьбой – Марина Ивановна Цветаева (1892 – 1941). Интеллигентная, умная, хорошо образованная, родом из семьи профессора искусствоведения и пианистки