Василя Быкова можно с уверенностью назвать военным писателем. Многие его произведения посвящены теме войны, раскрывающие трагизм того времени. В своих книгах Василь Быков не приукрашивает действительность, а с достоверностью восстанавливает события фронтовых дней. Он правдиво и точно описывает характеры и судьбы своих героев, показывает их внутренний мир. Быков предлагает читателю поставить себя на место книжного героя, и почувствовать ту или иную ситуацию, в которую попадает персонаж, и принять решение.
Особого внимания заслуживает его произведение «Сотников». На примере героев повести автор показывает драматичность ситуации, когда герои стоят перед выбором.
Одним из таких героев является Рыбак, простой русский солдат. Это взрослый человек, серьезный, умеющий разумно мыслить. Можно сказать, он смелый и храбрый. Рыбак храбро воюет против захватчиков, до ранения он был старшиной. Он надежный товарищ и смелый боец. Когда местные жители его вылечили, он ушел в партизанский отряд. Как и все советские люди, он с честью защищает свою землю.
В вылазке за продуктами, куда они отправляются вдвоем с Сотниковым, Рыбак ведет себя, как настоящий друг и товарищ. Он сочувствует больному напарнику, во всем ему помогает. Рыбак ведет своего товарища к хутору, где они думают запастись продуктами, но хутор оказался сожженным. Партизаны решают идти дальше. В одном из хуторов, бойцы попадают к старосте. К удивлению Сотникова, Рыбак оставил старосту в живых. Рыбак простой деревенский парень, и когда старик готовил для отряда овцу, все это напомнило ему о родном доме, о собственном отце. Рыбак пожалел старика.
В дороге к партизанскому отряду, друзья нарвались на полицаев, спасаясь от погони, Рыбак вырвался вперед, Сотников был ранен в ногу. Рыбак не бросил товарища в беде, он вернулся за ним. Рыбак не упрекает Сотникова, он помогает ему двигаться дальше.
В следующем хуторе их схватили полицаи. Здесь начинается перелом в сознании Рыбака. Он все так же не любит захватчиков, он готов и дальше бороться против них, ему просто хочется жить. Ему хочется выжить, чтобы снова воевать. Он переходит на сторону полицаев. В нем до последнего живет надежда, что ему удастся сбежать. И только когда он выдернул полено из-под ног Сотникова, он полностью понимает, что теперь ему просто некуда бежать, теперь кругом все для него враги. Когда он осознал ужас своего поступка, то решил повесится, но даже и этого не смог сделать, ремень у него забрали полицаи. Рыбак сделал свой выбор. Он сожалеет об этом, но уже поздно.
Большинство писательских трудов Василя Быкова освещают тему Великой Отечественной войны. Но герои и образы человека на войне в его произведениях неоднозначны. Уже в первых, увидевших свет, печатных работах автор игнорирует стереотипы показа поведения людей, участвующих в боевых действиях: солдат и офицеров. Население оккупированных городов также ведет себя не так, как привыкли видеть читатели в классических книгах. Герои В. Быкова живые люди. Со своими горестями, страхами, болью и тяжелым выбором в условиях войны. Острые ситуации автор не маскирует, а напротив, показывает читателю в неприкрытой правдивости. Быков делает упор на трагической стороне войны. И даже ставится под сомнение само понятие подвига, а предлагается читателю пройти путь каждого героя в его истоптанных сапогах. Что вызывало сильную смуту в среде литературных критиков, современников писателя. Не утихают споры и до сих пор.
Одним из таких неоднозначных героев со сложным выбором стал и Рыбак из повести «Сотников». Это взрослый, серьезный, сильный мужчина с аналитическим складом ума, умеющий мыслить логически. Хотя в детстве он был трусоват. Он часто вспоминает случай, когда маленькая дочка соседа, лошадь его родителей и телега пострадали из-за него. А он не мог сознаться, принять ответственность за свой поступок. Поэтому просто отсиживался в лесу, боясь появиться домой. Он был убежден, что там его ждет суровое наказание. Эта ребяческая черта переросла в осторожность юноши. Но до конца не исчезла. И вновь дает о себе знать перед лицом войны.
Интуитивно герой чувствует опасность. Испытывает тревогу он и тогда, когда им с Сотниковым необходимо отправиться из партизанского отряда в деревню. Присущи ему и патриотизм, и человечность, и дружеская верность. Он до последнего борется за тяжело раненого Сотникова, пытаясь его укрыть. Из-за этого оказывается плененным и сам.
В темном подвале у захватчиков, Рыбак ломается как личность. Слишком суров выбор между жизнью и смертью, слишком жестока война к людям. Он не смог дойти до конца, как Сотников. Была ли это трусость, инстинкт самосохранения или просто отчаянная жажда жизни, судить сложно. Думаю, герой и сам этого не знал. Но до последнего не сдается, не вступает в ряды полицаев. Но суровый спор с совестью был проигран. Оказавшись по другую сторону, Рыбак только и мечтает сбежать и вернуться назад, прибиться к отряду. Он не хочет никого обижать, губить людей, близких ему по духу и крови. Ведь должность полицая предполагает очень плохие поступки.
Сбежать так и не вышло. И теперь мужчина должен решить что делать дальше. Он видит единственный выход в конце жизни. Но и тут, по жестокой иронии, ничего не выходит. Ведь ремень у него изымают. И придется жить в грехе и позоре, который уже не смыть.
«Путешествие…» Радищева вошло в историю России как первое литературное произведение, изобличающее общественный и политический порядок России в конце XVIII века. Недаром приводятся слова тогдашней главы государства Екатерины II
Центральной проблемой рассказа «Анна на шее» является проблема социального расслоения и неравенства, возникшего в обществе. Оно сказывается на судьбы и жизни людей прямым образом
А.Г. Венецианов в своей картине «На пашне. Весна» изобразил типичную сцену из крестьянской жизни, — вспахивание поля. Художник мастерски передал черты характера русской женщины
Роман поднимает ряд актуальных для человечества тем. Изначально автор планировал назвать произведение по-другому, первоначально роман назывался Житием великого грешника. Главным героем должен был быть Версилов
Семья представляет собой ячейку общества, но есть разные взгляды относительно того, какой этой ячейке следует быть. Некоторые видят идеальную семью в патриархальном укладе, то есть с мужчиной-добытчиком во главе