Образ мечтателя, уходящего от давящей реальности в мир грез, нашел отражение в русской литературе. Однако как неоднозначны и разноплановы реальные мечтатели, так и литературные герои такого же склада отличаются друг от друга.
Можно привести два примера мечтателей, фантазии которых играли разную роль в жизни их самих и окружающих их людей.
К категории тех, для кого мечты – это лишь способ бегства от реальности относится Обломов. В книге Гончарова подчеркивается, что он, имея привычку уходить во внутренний мир, предаваясь мечтам, постепенно свел до минимума связи с реальным миром. В данном случае мечты Обломова играли сугубо отрицательную роль. С помощью грез и фантазий он лишь придумывал себе занятие, развлекавшее его, скрашивающего однообразную жизнь, но не требующее никаких усилий. За погруженность в мечты, которые были лишь прикрытием обычной лени, Илья Ильич заплатил разорением и потерей любимой девушки, полным жизненным крахом. Это пример образа мечтателя, как бесполезного для общества и себя самого человека, занимающегося саморазрушением.
Другим примером мечтателя служит герой произведения Достоевского «Белые ночи». Он также склонен уходить от реальности в свой вымышленный мир, материалом для которого ему служит содержание прочитанных книг.
Однако герой Достоевского в меньшей степени теряет связь с реальностью. Мелкий чиновник, не имеющий в Петербурге друзей, он все же ищет реального общения. Познакомившись с девушкой, похожей на него, Настей, герой произведения не отворачивается и не замыкается на своем подобии «дивана», как Обломов, но испытывает к ней искреннее сочувствие. Одинокий молодой человек проявляет истинное самопожертвование, ставит интересы девушки выше своих, в чем сказывается его мечтательная натура, которую питают романтические образы героев прочитанных книг. Человеку, привыкшему жить в реальном мире, было бы неизмеримо сложнее проявить столько благородства, скорее он бы просто отстранился от этой странной Насти, не делая ей ни добра, ни зла. В данном случае, фантазии героя произведения играют положительную роль для него и для окружающих. Они сделали лучше характер Мечтателя и позволили ему попытаться помочь своей случайной знакомой.
Русские писатели показывали разные грани образа Мечтателя, показывая как, в зависимости от других черт характера, можно использовать данную склонность и в благих и в разрушительных целях.
Литература, как и любой другой объект искусства всегда будет наполнен множеством различных образов, метафор, афоризмов, и прочих вещей связанных с образностью. Образы могут быть самыми разнообразными. Как слишком идеализированными, чересчур добротными, или же отвратительными, отталкивающими, а могут быть нейтральные, не плохие не хорошие. Однако все образы, так или иначе, объединяет главный признак - на них акцентируется внимание, дабы дать читателю своеобразный маяк, на который он может направить свой фрегат мысли и размышлений. Одним из таких образов является образ мечтателя, который наиболее часто встречается в русской литературе.
Данный образ очень часто можно видеть во множестве произведений различных отечественных авторов, которые используют его, дабы привнести в произведения некоего меланхоличного романтизма, и, давая читателю также проникнуться этой волшебной атмосферой. Всё-таки любому человеку приятно впадать в размышления вместе с персонажем в произведении, которое он читает. Это также является прекрасным способом донести до читателя мысли автора, так как, создавая образ мечтателя, автор может проецировать на него если не свою личность, то уж точно свои мысли, убеждения, и переживания. Таким образом, создания психотипа персонажа как мечтатель способно привнести в произведение множество новых красок, тем самым оживив его, и сделав его более читабельным для среднестатистического читателя.
Часто образ мечтателя сопрягают с революционными мыслями, которые идут наперекос установленным порядкам, что также создаёт некую романтичность повествования произведения. Герой, которому присвоен образ мечтателя, чаще прислушивается к своему сердцу, нежели к разуму, руководствуясь им при выборе каких либо решений, что и делает его весьма близким простым читателям. Он часто размышляет о любви, о человеческой натуре, о смысле человека в мире, и часто, его мысли совпадают с мыслями читателя, что создаёт отклик между читателем и автором, что позволяет автору проще достичь ума читателя и дать ему свою мысль, посвятить его в свои размышления, дабы он также могу проникнуться ими и получить удовлетворение от прочитанного материала.
В заключении можно сказать, что хоть образ читателя розниться в различной литературе, в зависимости от этнического признака, но всё равно, так или иначе, они в большинстве своём будут схожи, так как даже люди с различных уголков земного шара чаще всего мечтают об одном и том же, что позволяет создавать автором более или менее единый образ мечтателя, который так близок любому человеку.
11 класс
Роман Ивана Гончарова «Обломов» - одно из тех произведений, которое наиболее точно описывает общую картину 19 века, уделяя отдельное внимание социальным и философским вопросам.
Гончаров И. А. создал не много произведений, и одним из лучших считается «Обломов». Роман вышел в издательство в 1859 году. В этом произведении можно отыскать ответы на многочисленные вопросы
Русские люди в военные годы демонстрировали самоотверженность и массовый героизм. Военнослужащие служили своему Отечеству всей душой и не боялись жизни положить, и кровь пролить за мирную судьбу своего народа
Когда я была маленькой, всегда любила ездить в село к бабушке. Только там я могла увидеть красивые просторы, особенно зимой, когда всё вокруг покрыто снегом. Это белое полотно всегда напоминало мне о картине «Мороз и солнце»
Произведение В. Астафьева «Васюткино озеро» - это интересная история из жизни простого деревенского мальчишки, которая сопровождается познавательными эпизодами, связанными с узнаванием многих подробностей посетителей тайги.