Жизнь А.А.Ахматовой (Горенко) - удивительной поэтессы "серебряного" века - насыщенна трагическими событиями. Революции, войны, блокадный Ленинград, болезнь, реабилитация, незаслуженная "травля" со стороны власти, исключение из Союза писателей. Что еще могла преподнести судьба? Она уготовила для Ахматовой не менее тяжкие испытания: потерю близких людей в годы сталинской тирании.
Сама Анна Андреевна не подвергалась репрессиям. Но были арестованы друзья, по обвинению в причастности к контрреволюционному заговору расстрелян муж, поэт Н.С. Гумилев. Четырнадцать лет в лагерях и ссылках провел сын поэтессы- Лев. Ахматовой приходилось простаивать длинные тюремные очереди, чтобы передать ему продукты и теплую одежду. Семнадцать месяцев женщина провела в ожидании приговора для сына.
Страдания жен, матерей, находившихся рядом и в холод, и в зной, подтолкнули поэтессу к созданию будущего произведения-поэмы "Реквием". Четверостишия и главы произведения создавались постепенно с 1935 по 1940 год. Стихотворения не записывались, Ахматова и ее друзья хранили их в голове.
Нужно было обладать бесстрашием, чтобы написать строки, полные скорби и отчаяния. Ведь за каждое слово автору грозила не меньшая кара, чем выпала на долю тех, о ком писала. Но поэтесса не думала об этом. Она рассказывала лишь о том, что видела, пережила и выстрадала.
Особенности произведения.
Слово" Реквием" переводится как "заупокойная месса", католическое богослужение по умершему.
Жанр произведения- поэма. Композиция состоит из отдельных законченных фрагментов (стихотворений), которые отличаются друг от друга по стилю и ритму. Одни- напоминают народные песни, в другие включены библейские мотивы. Но все они объединены общей темой: народного страдания.
Предисловие написано прозой. В нем говорится об истории создания стихотворного произведения.
Посвящение раскрывает картины жизни "осатанелых лет"- народного несчастья.
Вступление- самая трагическая часть поэмы. Горестный вопль женщины, потерявшей сына, перерастает в общенародный плач, крик души. Горе матери беспредельно. Страдание безмерно. Это уже не женщина-тень. Все перепуталось в ее сознании. Лирическая героиня находится между жизнью и смертью. И все-таки пытается найти выход: научиться заново жить, потеряв любимого человека.
В эпилоге звучит мотив памяти сердца. Невозможно забыть " громыхание черных марусь", как постылая хлопала дверь", "и выла старуха, как раненый зверь". И молится Ахматова уже не о себе одной, а о всех женщинах, ожидающих приговора для невинно осужденных сыновей, мужей, братьев у теремных обшарпанных стен.
Монумент памяти.
Сила женщины-поэта в ее достоинстве, силе воле, несгибаемости. За это она достойна памяти. И, если когда-нибудь воздвигнут памятник автору бессмертного творения , то поэтесса хотела бы видеть его там " где стояла триста часов". Это обелиск у стен тюрьмы не только поэту, но всем тем, кто пережил чудовищное время, не сломался. Это памятник людскому страданию, жертвам сталинской тирании. Это монумент Мужеству и Стойкости!
После революции огромное количество невиновных людей пострадало от «перегибов». А. Ахматова лично прошла через боль и ужас и ее произведение «Реквием» передает страх тех лет через личный опыт поэта. О рискованной и решительной Анне Ахматовой и ее произведении «Реквием» сегодня пойдет речь.
В основе сюжетной линии поэмы «Реквием» - нахождение Анны в тюремной очереди. На это она потратила около полутора лет. В этом унизительном ожидании многие женщины были изгнаны из общества за противозаконные поступки, которые совершили их мужья. В эпилоге к поэме автор вспоминает, что одна женщина узнала ее в очереди и попросила рассказать о случившемся.
У поэмы «Реквием» нет выстроенной хронологии. Некоторые абзацы отмечены датами, но они не последовательны. Эти два года рассматриваются как целый образ личной трагедии в контексте национального горя.
Размер стиха в произведении динамичен, один ритм переливается в другой, разнится и количество стоп в строках. Это произошло вследствие того, что произведение создавалось фрагментарно в течение долгого времени, изменился стиль поэтессы, как и ее восприятие произошедшего.
В произведении поднимается множество нравственных тем. Прежде всего, это тема памяти. Анна призывает нас, читателей, не забывать о том, какую боль испытали люди в то время. В предисловии повествуется о вечной скорби: она должна послужить уроком и уроком для народа, что на нашей земле произошла такая трагедия. Сохраняя память об этих кровавых днях, мы должны не допустить такой жестокой травли более.
Не менее важна тема родины. Автор повествует о трагической судьбе своей страны: «И безвинная корчилась Русь под кровавыми сапогами и под шинами черных Марусь». Здесь мы можем видеть олицетворение: Русь будто бы терпит удары, словно живой узник, угодивший за решетку. Боль народа выражает боль отечества, которую можно сравнить только с материнскими страданиями женщины, потерявшей ребенка.
Материнское сострадание. Любая мать любит свое дитя, ее не оставляют мысли об ее собственной беспомощности и неволи. От страха, надежды на лучшее будущее и бесконечного ожидания в очередях у женщин происходит помутнение рассудка.
Как мне кажется, Анна Ахматова, казалось бы, в таком небольшом произведении, подняла довольно серьезные и актуальные темы для народа.
В процессе повествования нас знакомят с Марьей Гавриловной, красивой молодой девушкой, дочерью знатного помещика Гаврилы Гавриловича. З
И одной из его героинь является Ундина. Она появляется в главе Тамань, где Печорин рушит жизнь "честных контрабандистов".
Весна – это чудесное время года, которое напоминает о возрождении природы. Когда зима уступает место весенним дням, все вокруг меняется и преображается.
Великий русский язык живёт и развивается. Один из лучших писателей двадцатого века Константин Георгиевич Паустовский сказал о нашем языке, что он живой как жизнь и может обогащаться ежеминутно. Проверим это утверждение на практике.
На многих полотнах Виктора Васнецова отражены религиозные темы. Одной их таких картин, точнее фресок является «Крещение Руси».