В основу сказки Павла Бажова «Медной горы хозяйка» легло народное уральское предание, которое автор узнал у горняков, работающих на медном месторождении.
Сказка, написанная в 1936 году, создана под влиянием условий жизни тех лет. В те времена (такое остается где-то и поныне), труд работника добывающей промышленности оплачивался низко, а риск был огромным. В любой момент человек мог умереть. Тяжелые физические нагрузки организм переносил плохо, поэтому возникали болезни. Разбогатеть мог не каждый. Только тот, кто найдет самородок. Такое случилось со Степаном, главным героем сказки.
Встреча Степана с Хозяйкой медной горы символизирует столкновение простого человека с большим богатством. Степан получил вознаграждение, но за это должен был пройти все испытания Хозяйки. Молодой рабочий проходит их стойко, за что получает восхищение Хозяйки. На прощание она подарила ему свои слезы-изумруды. Глядя на них, Степан не мог забыть красоту Хозяйки.
После встречи с Хозяйкой Степан стал алчным, жадным. Он хотел накопить все больше и больше богатств. Мужчина перестал думать о других. Например, о своей жене, бывших коллегах, знакомых. В Степане развился и вырос эгоизм. Он стал думать только о себе и своем благосостоянии. Здесь есть политический подтекст. Автор показывает, как блага капиталистического общества влияют на человека, меняют его в худшую сторону.
Степан стал состоятельным и выкупил себя с женой из зависимости. Однако, состоятельная жизнь длилась недолго. Молодому человеку пришлось отдать жизнь в обмен на богатство. Здесь автор хочет показать, что зачастую люди больше внимания отдают финансовому и материальному, забывая про временной ресурс. Время никогда не возвращается, поэтому его нужно тратить с умом, рационально, ответственно.
Далеко на Урале есть рудник Гумешки – одна из самых древних медных выработок страны. Здесь, в условиях тяжёлого и опасного труда, сложились свои традиции, обычаи, верования. И именно в этом месте происходили события из сказа Павла Петровича Бажова «Медной горы хозяйка», основанного на народном уральском предании.
Хозяйка медной горы – это мифическое существо, которое охраняет рудники, наполовину ящерица, наполовину прекрасная девушка. Она очень подвижна, смешлива, уверена в себе. Речи её мудры, а способности волшебны: любые горные богатства Малахитчица может превратить в бесполезный кусок камня. Сама природа воплотилась в этой девушке в виде силы, оберегающей богатства уральских гор, так прославивших эту землю. А помогает ей личное войско шустрых малахитовых ящериц. По народным преданиям, встреча с Хозяйкой не сулит ничего хорошего: завлечёт ладными речами, окрутит и погубит. Но главному герою произведения крепостному Степану всё же довелось столкнуться с ней, что очень сильно меняет всю его жизнь.
Три испытания приготовила для работяги «каменная девка», как сама она называет себя. Первое – проверка на храбрость. Передать приказчику слова Хозяйки, называющие его «душным козлом» и требующие убраться с Красногорского рудника. Степан, хоть и понимал, что будет наказан за такую дерзость, но справился с заданием. Второе – искушение богатством и красотой Малахитчицы. И это испытание прошёл молодой человек, не предал свою невесту-сиротку Настеньку, отказался взять в жёны Хозяйку медной горы. Даже пещеры со сказочными богатствами не соблазнили его. Третье испытание оказалось для героя самым сложным. Степан проявил себя как честный, работящий, нежадный человек. За это Хозяйка щедро наградила его: помогла выкупить себя и невесту из крепостной зависимости, подарила малахитовую шкатулку для Насти, и наказала лишь одно – не вспоминать больше никогда о себе. Схитрила Малахитчица, ведь вместе с наказом дала она работяге на память свои слёзы, которые тут же превратились в медные изумруды. Именно эта горсть камушков всю жизнь напоминала юноше про роковую встречу, про всё то, от чего он отказался… Мысли, воспоминания не давали ему покоя, из-за тоски стал Степан чахнуть, ноги сами всё чаще несли его в тот самый лес, к руднику, с надеждой хоть еще разок увидеть Её. Там он и умер, так и не встретившись больше со своей мечтой
Богатство – это большое испытание для человека. А нежданное богатство тем более. Даже самый хороший человек может дрогнуть перед таким искушением. Вот и Степан, хоть и устоял вначале, но всё же не смог изгнать из своей головы сомнения, забыл о доме, о близких людях, за что понёс наказание. Произведение учит читателя быть честным, смелым, порядочным, верным, это поможет найти свои богатства. Но, даже достигнув мечты, важно оставаться хорошим человеком, идти по верному пути до самого конца, ценя то, что имеешь.
Абсолютно не случайно, что в произведении затронута тема рудного дела. Как известно, Павел Баженов был известным писателем-фольклористом родом с Урала. Местные предания и сказки так или иначе касались местных богатств в виде самоцветов. И художник решил затронуть данную тематику и в авторской художественной оболочке представить одно из местных сказаний о таинственной владелице горнорудного достояния Урала.
Стиль Бажова легко узнаваем: наличие в речи большого количества местных уральских выражений и специальных терминов горнодобывающей промышленности. Изложение ведется легко и непринужденно.
В центре повестования обычный рабочий, которому во сне привидилась некая таинственная особа женского пола. Зеленой платье, жгучие черные волосы, длиная коса, обольстительная наружность. Оказалось, что это так называемая Хозяйка медной горы. Девушка решила использовать рабочего, чтобы передать через него свою волю местному управляющему, мол тот немедленно должен покинуть рудник, иначе кара ее будет жестокой. В случае если мужчине удасться донести просьбу, Хозяйка пообещала выйти за него замуж. Уральский мужик сказал – Уральский мужик сделал. Но перспектива женитьбы на красавице не прельстила молодого человека, ведь была у него уже избранница. Ничто не могло поколебать его верную любовь: ни богатства, ни слава, ни власть. Хозяйка тогда поняла, что перед ней достойный представитель уральского рабочего класса и отпустила его с миром, да еще и приданного вручила для женитьбы. В назидание она просит забыть их встречу и не говорить о ней никогда.
Образ Хозяйки медной горы имеет древнее происхождение. Помимо внешности красивой молодой особы, она может иметь и ужасную внешность ящерицы. Этим показывается, что за наружной прекрасной оболочкой всегда скрывается опасная и изворотливая сущность, которой лучше не перечить. Она была покровителем Уральских рудодобытчиков. Величайшей опасностью было ее прогневать: неуважением к природе, ленью и т.д.
В целом, сказка учит быть преданным и честным. Деньги и почет должны уступать место настоящей любви. Раскрывается один из аспектов многообразного русского фольклора.
Юон Константин Федорович один из поздних художников того времени. Родился 12 октября 1875 года, в Москве. Семья не отличалась высоким статусом на то время, поэтому жизнь протекала на среднем уровне.
В русской литературе роман М.Ю. Лермонтова занимает важное место. Великолепно написанный, он ставит и раскрывает множество актуальных и по настоящий момент проблем.
Горький написал пьесу о жизни опустившихся людей с целью показать свое понимание способа, который люди должны использовать, противостоя жесткому давлению обстоятельств.
Произведение построено на описании экстремальной ситуации, в которой обычные люди проявляют свои лучшие или худшие качества. В повести «Пожар» автор показал состояние общества в российской глубинке в послевоенные годы.
Произведение «Поднятая целина» рассказывает события времен коллективизации в России. Произведение рассказывает нам о представителях рабочего класса, которые борются с, так называемыми, кулаками.