Большую роль в «Слове о полку Игореве» играет природа. Она оттеняет настроение героев, создает особые чувства, помогает решить жизненные вопросы.
Славяне были язычниками и проявляли особое отношение к природе. Они не только обожествляли ее силы и явления, но и считали, что она мудрее человека и способна помочь ему что-то решить, сделать. Нельзя идти против природы, она сильнее, ее надо уважать и любить — так думали славяне.
В самом начале своего похода Князь Игорь становится свидетелем солнечного затмения, которое было плохим знаком. Считалось, что это сулит проигрыш, поражение, горе. Однако, Игорь решил, что он мудрее природы, а поэтому ее знаки ничего не значат для него. Это мнение, бесспорно, было большой ошибкой. Князь сам и поплатился за это.
Когда Игорь попал в плен и бежал из него, неизвестный автор сравнивает его с животными и птицами. Для «Слова о полку Игореве» в целом характерны исчерпывающие описания степной природы и зверей. Игоря сравнивают с соколом, уткой, белкой. Есть и сравнение его со стихией, ветром. Этот момент подчеркивает его могущество и превосходство над остальным, его избранность. Сравниваются с животными и другие персонажи: монгольский хан, Боян.
В эпизоде известном как «плач Ярославны» встречается много описаний реки Дунай. Река — символ быстротечности времени, знак чистоты и искренности, мудрости и интеллекта. Описывается спокойное и ровное течение реки, которое оттеняет тихую грусть женщины по своему супругу, ее переживания.
Природа в произведении выступает не просто как одна из частей окружающего мира, но и как покровительница человека, его защитница. Она помогает спасаться людям, защищать Отечество.
Бесспорно, природа играет также роль сближающего элемента. Славяне были разрознены и каждый боролся за судьбу своего удельного княжества. Это неправильно, и природа помогает это человеку понять. Как? Ее красота и величественное спокойствие сближают людей, ее знаки и символы дают людям новые знания, она помогает справляться с бедами.
По большей части в «Слово о полку Игореве» нет статичного пейзажа. Природные стихии всегда сменяют друг друга. Она, подобно человеку, не стоит на месте, а постоянно движется вперед. Человек чувствует это и не хочет уступать. Он, смотря на природу, также начинает применять активные действия и трудиться, бороться за свободу и независимость, жизнь и процветания Руси.
«Слово о полку Игореве» - достояние русской литературы, написанное очевидцем происходящих событий. Посвящено оно историческому событию: походу в 1185 году Новгород-Северского князя Игоря против половцев.
Особое место занимает в произведении природа, она одно из действующих лиц, и автор – гениальный мастер в ее изображении. Природа в «Слове» одухотворена, через нее передаются все человеческие переживания. По описанию животных и птиц видно, что автор хорошо знает степную природу Руси.
Действие «Слова» происходит на фоне природы. Во время выступления дружины князя Игоря в поход происходит солнечное затмение как предвестник печальных событий, но князь не изменяет своего решения. Его войско продолжает свой путь. Природа пытается вернуть Игоря назад, домой, и спасти таким образом жизни людей: кричат птицы и звери, шумят деревья, бушует ветер. Но князь не прислушивается к совету природы и продолжает поход.
В первом сражении русское войско разгромило половцев, и воины, окрыленные победой, расположились на отдых в степи. Перед решающим сражением меркнет солнце, гудит земля, все небо затянуло тучами – войско оказывается в полнейшем мраке. Всё это предвещает бедствие. А когда русские воины повержены, природа опечалена, она грустит: поникли травы в степи, деревья приклонили ветви. И вся Русь оплакивает погибших.
Не смолкает плач и в Путивле. Ярославна, жена князя Игоря, обращаясь к Ветру и Солнцу, упрекает их в том, что не помогли они русским воинам, не защитили их от стрел половецких. Понимая, что погибших не вернуть назад, она просит Днепр сохранить ее мужа, который находится в плену. И природа не карает Игоря за непослушание, а приходит ему на помощь.
В ночь, когда князь бежит из плена, стоит глубокая тишина, а дятлы стуком указывают ему дорогу домой. Река Донец прячет Игоря, чтобы он не попался в руки половцев. О приближении людей беглецу сообщают гоголи (утки) и чайки. И когда Игорь появляется на Руси, выглядывает солнце, все расцветает, оживает, поёт – природа радуется его возвращению. Князь благодарит реку Донец за теплый прием.
Таким образом, мы видим, что природа в «Слове» выступает не просто фоном, а тесно связана с жизнью героев и их поступками. Описание обширных просторов Руси раскрывает красоту, мощь русской души и стремление к освобождению родной земли от посягательств врагов.
Во многих литературных произведениях природа статична, постоянна. Она часто вводится в текст с целью создать для описываемых событий фон или подходящую атмосферу, показать внутренний мир действующих лиц, – словом, природа занимает второстепенную, поддерживающую роль.
Совсем иное место отводится ей в «Слове о полку Игореве». Тут природа динамична, постоянно преобразуется в движении, действует наравне с героями, влияет на них и направляет их действия, активно вмешиваясь в происходящее. В целом, для средневековой литературы характерно описание природы через её изменения. Однако масштабы, которые она занимает в повествовании «Слова», исключительны. Природа становится отдельным героем произведения. Её описание гиперболизировано, лирично, удивительно живо. Оно охватывает огромные территории, но при этом остаётся целостным и органично вплетается в текст.
Образ русской природы возникает в произведении с самых первых сцен, где речь идёт о предзнаменованиях. Когда князь выдвигается в поход, происходит солнечное затмение, поднимается ветер, появляются чёрные тучи, мутные реки текут. Большое внимание уделяется беспокойному поведению зверей и птиц, существовавших, без сомнения, на землях Древней Руси. Природа предостерегает о плохих предзнаменованиях, пытается остановить поход самонадеянного князя на половцев, вернуть людей в родные земли. Но несмотря на то, что всё вокруг пронизано тревожным ожиданием беды, герой хочет верить в свою исключительность. Игорь глух к голосу природы.
Ко времени роковой битвы солнце уже полностью скрыто за тучами, тьма поглощает княжескую дружину. В тексте «Слова» возникает параллель между грозой и судьбой людей, обречённых на гибель в битве. Проходит битва, спадает напряжение природы и возникает новая параллель. Одновременно о судьбе погибших и пленённых солдат вместе с матерью-природой горюет и княжна Ярославна. Она обращается к ветру, Днепру и солнцу и не может найти утешения. Природа увядает, чахнет от безутешного горя русского народа.
Наконец, князь Игорь бежит от половцев в родные земли. Он так торопится, что сам в своей стремительности походит на зверя или явление природы (автор сравнивает его, в том числе с волком и ветром). Сочувствующая природа помогает ему выбраться из плена и указывает путь. Так, дятлы стуком направляют его. Когда же Игорь возвращается, природа в его землях оживает.
В течение всего повествования автор показывает, как сильно связаны народ с окружающей природой, родной землёй. Она всегда приходит на помощь, пока он прислушивается, находится с ней в гармонии. Природа сочувствует своему народу, живёт и умирает вместе с ним. Образ природы в «Слове о полку Игореве» очень широк, но при этом целостен. Автор своим повествованием обращается к современнику, призывает к единению. И в своём обращении отдаёт лидирующую роль природе.
Слово о полку Игореве является одним из самых значимых источников ранней русской литературы. В этом произведении природа играет немаловажную роль, как символический образ и силуэт в фоновом плане.
Образ природы в Слове о полку Игореве выражен мощными и красочными описаниями дикой и неукротимой природы степей и лесов. Произведение начинается со слов: "Слушайте же, братие, слово прикладное, / И отважно Лады затрубим во все ветры, / Как на степи угодницы гонимые вьюгами, / Так воевода Игорь, славен был всюду". Эти строки описывают не только военный поход, но и подчеркивают силу и неудержимость стихий природы.
Природа также является символом национальной идентичности. Числительные описания длинных расстояний и контрастные цветовые переходы создают впечатление широких пространств, которые являются частью наследия и идентичности русской нации. Природа в Слове о полку Игореве символизирует культуру и традиции, которые являются неотъемлемой частью национальной ментальности.
Роль природы в произведении заключается в ее способности подчеркнуть главную тему - единство, силу и могущество русской нации. Описания природы помогают передать тонкую эмоциональность и атмосферу времени, позволяя читателю лучше понять и прочувствовать главные идеи произведения.
Природа в Слове о полку Игореве является неотъемлемой частью картины мира и символом национальной идентичности русской культуры. Описания дикой и неукротимой природы степей и лесов помогают передать атмосферу времени и главную тему произведения - единство, силу и могущество русской нации.
Автор отнёс жанр своего последнего произведение к юмору, но читатель, погружаясь в вымышленный мир, теряет улыбку в нахлынувшей грусти. Впрочем, в пьесе прослеживаются и забавные моменты.
Николай служит в полку и слушает лекции в генштабе, куда поступал на протяжении трех лет. Ему удалось на этот раз выдержать различные экзамены, но итоговый чертеж он принес с кляксой, которую завуалировал под кусты.
Художник - пейзажист Шишкин написал картину «На Севере диком стоит одиноко сосна...». На холсте гордо возвышается высокая, могучая зелёная сосна. Причём она, несмотря на все невзгоды и тяжелейшие трудности
События рассказа В. П. Астафьева «Фотография, на которой меня нет» относятся к тридцатым годам. Автор описывает деревенскую жизнь, в том числе и школу через восприятие мальчика по имени Витька.
Герой повести «Васюткино озеро» такой же мальчик, как мы, нашего возраста. Он парень не промах: смелый, решительный, бойкий