История написания произведения
Факты, подтверждающие историю создания данного литературного творения достаточно размыты. По сегодняшний день остается неподтвержденным истинное авторство «Слова». Существует два предположения по поводу написания известной поэмы:
Согласно первому из них автором произведения выступает непосредственно Мусин-Пушкин, который создал литературное творение с целью поддержки мнения о богатстве и развитости русской цивилизации в не меньшей степени, нежели европейской.
Другую версию происхождения поэмы выдвигает ряд критиков и филологов, опираясь на характеристику выразительности и стиля написания «Слова». Согласно их предположениям, создатель произведения в действительности был участником похода Игоря и хорошо знал описываемые территории.
Жанровые особенности
Так как литературное произведение относится к образцам литературы древнерусской эпохи 12-го столетия, его нельзя отнести ни к одному из известных литературных направлений.
Рассматриваемое литературное творение принято относить к жанру эпической поэмы. Характеризуется данный жанр описанием длительного временного промежутка, множества важных событий с большим количеством участников. Кроме того, «Слово» является стихотворным произведением большого объема.
Композиционная структура
Прежде всего, следует обратить внимание на авторское обращение к читателю в начале поэмы, где он повествует о своем желании описать события с максимальной правдивостью и достоверностью. В целом структура произведения отличается достаточной простотой. Можно выделить вступительную часть, в которой осуществляется сбор князем Игорем своих сподвижников, основную, где описываются самые важные события, и эпилог, который резюмирует последствия описываемых событий.
Особенностью композиции поэмы является то, что ее части представляют собой отдельные произведения.
Сюжетная линия
Повествование произведения посвящено описанию похода отважного правителя Игоря, сына Святослава против половцев в 1185 году. Рассказ построен на описании поражения князя, а не победы. Главная цель поэмы заключается в поучительных моментах. Автор стремиться посредством изображения поражения главного героя показать то, как не стоит действовать.
Начало книги представлено в виде песни Бояна, являющегося образом придворного поэта того времени. В контрасте с этим образом писатель стремился пояснить свое предназначение – не прославлять княжеские действия, а описывать факты действительности.
Первая часть «Слова» посвящена описанию похода княжеской дружины против половецких отрядов. Однако, поход заканчивается неудачей, половцы перебили дружину, а самого князя захватили в плен с целью получения выкупа.
Вторая часть представлена Золотым словом киевского князя Святослава, закликающим к объединению земель русских.
В третьей части написан плач Ярославны, обращение жены к природным силам за помощью в спасении мужа. Эти силы оказывают помощь Игорю и дают ему возможность выбраться из плена.
Заключение описывает радость народа за удачу своего князя, которому удалось избежать смерти.
Описание главных персонажей
Весь спектр основных героев произведения представлен положительными образами. Отрицательным является только образ половецких кочевников.
Образ князя Игоря изображен отважным, находчивым, но тщеславным и недальновидным главным персонажем поэмы. Однако, в заключительной части это уже другой князь – с более ясным умом и нравом, избавившемся от гордыни.
Святослав выступает в образе мудрого и справедливого киевского правителя. Превыше всего для него – государственные дела.
Ярославна является ярким и своеобразным женским образом произведения. Она – воплощение образа сильной, верной, любящей и эмоциональной супруги.
Еще одним героем произведения выступает и образ автора поэмы, который прослеживается на протяжении всего «Слова» достаточно ярко, который является большим патриотом своей земли, и к тому же хорошо осведомленным в событиях того периода.
Основные темы
В поэме следует выделить несколько раскрывающихся тем. Главная из них представлена темой патриотизма, любви к родной земле. Помимо этого, отображаются тема природы, тема Родины, любви и верности, героизма и смелости, опыта и ошибок.
Главные проблемы произведения
Проблематика поэмы нацелена на раскрытие причин поражения князя в походе. Они заключаются в:
- разобщенности князей, правящих русскими земля в тот период;
- тщеславном стремлении князя Игоря получить собственную славу ценой жизни других;
- превышении чувства гордыни над разумом, что и помешало князю обратиться за помощью;
- столкновении менталитетов.
Основная идея поэмы
Сквозь всю сюжетную линию просматривается яростное обращение к объединению. Основная мысль «Слова» заключается в необходимости объединения земель русских перед опасностью. Актуальна эта идея и по сегодняшний день. Кроме того, поэма призывает к любви и верности, которые невозможно сломать разлукой и препятствиями.
Заключение произведения
Окончание «Слова о полку Игореве» благополучное. Игорь при помощи природных стихий, к которым взывала Ярославна, бежит из плена, прибывает на родину, где ему был уготовлен теплый прием радующегося народа.
Мораль
Произведение направлено на формирование у читателя чувства гордости за родную историю, поучение истинному чувству патриотизма, прославление нравственных ценностей. Вывод из поэмы довольно простой: необходимо соблюдать моральные каноны, избавляться от чувства гордыни, эгоизма и тщеславия. На уровне государства произведение призывает к необходимости объединения земель и народа, а на уровне личности – к гармоничным семейным отношениям.
Произведение рассказывает о том, как храбрый правитель, владеющий небольшим княжеством Новгородом-Северским, Святославович отправляется на сражение с половцами, которое состоялось в 1185 году. Несмотря на то, что подобный повествования обычно описывают победы, но в данном случае автор рассказывает о поражении. Используя данный метод, автор старается подчеркнуть то, как не стоит поступать. Иначе бы речь об объединении Руси и того, что необходимо сохранять единство, не звучала бы так убедительно.
Первым представляется Боян, который является придворным поэтом. С помощью этого героя автор показывает собственную позицию, он не намерен славить людей, занимающих высокие должности, он намерен преподносить реальные факты и показывать их простому народу.
Повествование не скрывает то, что у Игоря есть суетные и корыстные планы, которые он намерен осуществить по время похода на половцев. Он явно перечит воле Богов, которые с помощью стихий и сил природы. Но его сила духа и упорство не позволяют ему уйти безнаказанным. После победы, пока вся дружина пировала и радовалась, враг напал неожиданно, они не смогли дать отпор и противостоять.
Киевский князь сразу реагирует на происшествие, он решает произнести мудрую речь о том, чтобы русские земли объединялись и сохраняли единство. Эта речь и является главной моралью произведения. Тогда существовала феодальная раздробленность, каждый правитель старался перетянуть власть себе, каждый из них был готов бороться за каждый клочок земли, даже за небольшое влияние и власть.
Последний отрывок рассказывает о плаче Ярославны, которая безудержно страдает по собственному супругу. Эта часть повествует о том, что наши поступки отражаются так же и на окружающих людях, особенно на близких и родных, которым приходится нести бремя ответственности и разделять его с другими.
Моральная составляющая этого произведения велика, она говорит о необходимых качествах, о том, что в любое время, особенно во времена трудностей и невзгод необходимо объединятся, а не жить разрозненным феодальным строем, думать о благополучии близких и о том, как наши поступки могут отражаться на их жизни.
«Слово о полку Игореве», без сомнения, является одним из величайших произведений в истории русской литературы. И более того, именно благодаря ему, на сегодняшний день мы знаем, что русский эпос, не только самобытен, но и является древнейшей веткой культуры в Европе.
Произведение написано в 10 веке неизвестным монахом. Только священнослужители имели достаточное знание грамоты для написания такого культурного памятника. Однако как именно звали этого монаха, мы не знаем, поскольку в те времена им было запрещено подписывать свои работы, поскольку они считались лишь средством донесения информации. Священнослужитель, по всей видимости, был обеспокоен событиями, происходящими в стране – феодальная раздробленность, дележ богатства, война всех против всех. Он не мог сказать о своих тревогах правителям напрямую, но зато сумел оставить послание потомкам, чтобы они не повторяли ошибок прошлого и объединили страну в единое целое. Но, к несчастью, вскоре рукопись исчезла. И только в 18 веке ее сумел найти дворянин Мусин-Пушкин. Он был ошарашен удивительной находкой, ее масштабом и исторической значимостью, и решил переписать произведение, чтобы показать ее всему миру. Также дворянин собирался преподнести ценный документ императрице, но, по случайному стечению обстоятельств, в его усадьбе случился пожар и драгоценные свитки исчезли в пламени. Зато остались переписанные материалы. Вскоре они были переписаны на современный русский язык. Но существует версия, что оригинальные документы все же были переданы императорскому дому, но были уничтожены во время пожаров 1812 года.
Также существует гипотеза, что никакого древнего документа не существовало вовсе, и Мусин-Пушкин сам выдумал и написал данное произведение. В те времена было модно говорить об отсутствии исконной русской культуры и традиций, и даже более того, знатные люди поголовно общались лишь на иностранных языках. Дворянина данное обстоятельство сильно огорчало, и он решил вселить в соотечественников гордость за свою великую родину. И он решил создать «древнюю рукопись», которая, несомненно, удивит русских людей своей древностью и уникальностью. Мусин-Пушкин был образованным человеком, и ему не составляло никакого труда описать походы Игоря. И тот самый пресловутый пожар, который уничтожил оригинал, тоже заставляет задуматься о правдивости слов дворянина. Но, так или иначе, многие приняли его историю с радостью и благоволением, и признали в его труде тот самый русский древний эпос. Но, все же стоит понимать, что сами рукописи никто кроме Мусина-Пушкина никогда не видел, а книга написана в манере, которая пришла в литературу много позже 10 века. Таким образом, многие сходятся во мнении, что Мусин-Пушкин был мошенником, пусть им и двигали светлые мотивы.
Сюжет произведения действительно имел место быть в русской истории, поход Игоря Святославича мы можем также видеть в хрониках тех веков – в Ипатьевской и Лавреньтевской летописях.
В данном эпическом произведении автор, изобразивший поражение русских войск от старых врагов Руси – половцев, вместе с тем размышляет о причине бед, постигших родную землю, и дает материал, показывающий верования и воззрения своих современников.
Изображение поражения своих войск не свойственно дружинному эпосу, к которому можно отнести Слово. Однако автор выбрал трудную и горькую и для него и для слушателей и читателей тему, чтобы заставить задуматься о главной причине несчастий Земли Русской – раздробленности русских княжеств.
В походе на кочевников, постоянно разоряющих русские земли, состоявшемся в XII веке, действии, которое считалось обязанностью правителя каждого княжества, общерусским делом, участвуют не самые значимые князья: новгород-северский, курский, путивльский и рыльский. После первой победы они терпят поражение, причем главный герой - новгород-северскиий князь Игорь Святославич оказывается в плену.
Свою идею о пагубности для Руси отсутствия у князей единства перед извечным врагом, приходящим из степи, их распри друг с другом, автор подчеркивает сном и речами великого князя Киевского Святослава. Тот готов помочь князьям, честно исполняющим свой долг пред родной землей, но понимает, что его не поддержат другие правители удельных княжеств. Объяснение причин поражения похода на половцев автор завершает призыом к князьям встать на защиту родной земли.
Тот факт, что князья, совершившиеся поход в степь, поступают правильно, автор подчеркивает тем, что сам природа помогает новгород-северскому князю бежать из неволи. Затмение перед битвой также служит знаком, что плохо подготовленный поход должен кончиться неудачей. Природа здесь выступает как олицетворение естественного хода вещей.
В произведении использованы чисто художественные приемы, с помощью которых автор хотел вызвать сочувствие к своим героям. Это эмоциональный плач Ярославны, сравнение, например, князей с соколами, выражения сходные с используемыми в народном творчестве.
Слово создано в эпоху двоеверия. Его автор – явно нецерковный человек, он (как и большинство его современников) говорит и о молитвах своих героев и упоминает языческих богов.
Много актуальных тем, затрагивают авторы в своих произведениях и эти темы остаются значимыми на века: отцы и дети, любви, преданности, верности и предательства, творчества, лицемерия, природы
Написанная в 1664 году комедия «Тартюф, или Обманщик» одна из самых скандальных пьес Мольера. Хотя комедией в современном понимании этого слова, ее можно назвать лишь условно
До чего же богата и прекрасна наша земля, реки, озера, моря, леса, горы, полезные ископаемые, животные, насекомые, люди. Самое интересное, что все мы взаимосвязаны
Рассказ «Великие путешественники» повествует о том, как автор в шестилетнем возрасте со своей старшей сестрой и хозяйским сыном Степкой решили отправиться в кругосветное путешествие, не спросив разрешение у родителей.
Что называют общественным мнением и как научиться не поддаваться его влиянию? В конце концов, все люди – часть общества. Потому то, что старшее поколение внушало нам с самых пеленок значимость мнения окружения