Любовь – это чувство, которое является вдохновляющим для любого поэта. Переживания, эмоции, разочарование, разлука – это струны, используемые поэтом в творчестве.
Поэзия любви А.А.Фета – это не только его талант, как поэта, это еще и личная драма, оставившая печальный след в его сердце. Стихи о любви у Фета большей частью автобиографичные. В молодости поэт был страстно влюблен в Марию Лазич . Поэт был женат, поэтому Мария всегда знала, что он не может связать себя узами брака с ней, однако чувства были настолько высокими, что это казалось неважным. Мария погибает. Вину за ее смерть Фет будет чувствовать всю жизнь.
В быту А.Фет был прагматичным, холодным, расчетливым человеком. В стихах – тонкий лирик, живущий в параллельном мире. Фет все время хочет объединиться с любимой(«Alter ego»). Мария умерла, но Фет ежеминутно чувствует ее присутствие.
Поэма «Сон» - еще одно подтверждение неразрывной связи поэта с любимой. Поручик Лосев в поэме — это сам Фет. Сомнения и терзания поручика — это переживания поэта. Колебания поручика – это из биографии поэта. Образ любимой Фета виден в каждой строчке поэта.
Лирика Фета наполнена любовью и страстью, трагедией и терзаниями. Яркий пример двойственности чувств поэта стихотворение «На заре ты ее не буди...». Если вначале произведения чувствуется безмятежность, то постепенно напряжение нарастает, а в конце звучит крик души.
Страстные поэтические порывы у Фета в стихах «Сияла ночь, луной был полон сад...», «Когда читала ты мучительные строки...».
Печальный опыт любви поэта в молодости не опустошил его. Современники удивлялись, как ему удается писать о любви с такой страстностью и в преклонном возрасте. Фет отвечал, что у него очень хорошая память на чувства. Ярким подтверждением этому является стихотворение «На качелях». Фет описал девушку и свои чувства через 40 лет.
В своей поэзии Фет, кроме душевных переживаний, очень точно передает звуки природы. Он мастерски вплетает их в общий текст. Критики, рассматривая поэзию Фета, иногда сравнивают его с художником, который знает, где краски сгустить, а где наоборот, заретушировать. На стихи поэта написано очень много романсов: «На заре ты ее не буди...», «Осень», «Я тебе ничего не скажу...» и другие. П.Чайковский высоко оценил музыкальность стихов Фета.
Творчество Фета ценно лиричностью и душевностью. Его стихи легко заучиваются и в памяти остаются надолго.
А. А. Фет – один из самых тонких лириков в мировой литературе. Одной из главных тем в его творчестве является тема любви. Поэт подобрал самые верные слова, чтобы передать волнующие мгновения и трепет, возникающие в душе возлюбленного, и облачить их в поэтическую форму с особым ритмом и неподражаемыми рифмами. Стихотворения классика о любви поражают драматизмом и надолго остаются в сердце. В лирике ему удалось изобразить сиюминутные, едва уловимые порывы души и человеческие состояния. Отсюда романтичность и «воздушность» стихов А. А. Фета
Чувство любви у Фета противоречиво. С одной стороны, любовь – великое счастье и радость, дарованные свыше, вдохновение женской красотой, восторг и упоение. С другой, – тяжелые страдания, обусловленные драматическими событиями. Две стороны любовного чувства причудливо переплетены. Поэтому неслучайно появление в лирике поэта таких же противоречивых образов – символов: блаженство страдания, сладость тайных мук, безумная мечта.
Центральное место в любовной лирике А. А. Фета отведено циклу стихов, посвященных дочери сербского помещика Марии Лазич. Поэт любил талантливую девушку. По воле обстоятельств, они не могли быть вместе. Мария умерла при невыясненных обстоятельствах. Всю жизнь лирик горько страдал и винил себя за то, что не сумел сберечь любимую, называл себя «несчастным палачом». Глубокие переживания лежат в основе замечательных стихов: «Неотразимый образ», «Ты отстрадала, я еще страдаю», «Старые письма». Чувство поэта постоянно, как постоянны его боль и скорбь. «До старости глубокой я тот же преданный, я раб твоей любви…». В стихах А. А. Фета нет конкретного портрета любимой, читателю внушается ее исключительность. Происходит обобщение и идеализация ее образа.
Лирический герой верит в вечную любовь: «…нас нельзя разлучить!». В лирике А. А. Фета звучит мотив вынужденного расставания и вера в неизбежность воссоединения с возлюбленной. В своих лирических произведениях автор горячо клянется пронести светлое чувство через всю жизнь». Боль от потери любимой сильна. Нет слов, которые смогли бы передать все горе, охватившее поэта. Но, признавая неограниченную власть любви, он пишет, что « слова любви» бессмертны. Чувство духовного родства героев – одно из сильных чувств, существующих между влюбленными.
Одним из ярких стихотворений, написанных о любви, считается «Шепот, робкое дыханье…». В этой лирической миниатюре речь идет о любовном свидании на природе. Это первое произведение в нашей литературе, написанное одними назывными предложениями. Ни одного глагола – выразителя действия поэт не употребил, создавая свой шедевр, но создал динамичный сюжет, в основе которого - изменения «милого лица» на фоне ночи, переходящей в рассвет.
В лирике А. А. Фета сквозит надежда на встречу с любимой, отражены глубокие чувства. Этой встрече ничто не может помешать: любовь вечна. Существует лишь она. Апофеозом любовной лирики А. А. Фета можно считать слова, прозвучавшие в одном из его стихотворений: «Как будто вне любви есть в мире что-нибудь!»
Тема любви играет большую роль в творчестве Фета. Любовь – это маленький лирический мир поэта.
Вдохновение для написания стихотворений о любви для поэта стали его чувства к Марии Лазич. Их любовь была очень большой и искренней, но, к сожалению, закончилась она очень печально. Девушка знала, что Фет никогда не предложит ей замужество. Ее смерть была загадочна и трагична, многие полагали, что это было самоубийство. Поэтому чувство вины преследовало поэта всю его дальнейшую жизнь. Как отмечали современники, что Фет был весьма сдержанным, холодным и несколько жестким человеком. Все переживания от потери любимой поэт смог вылить именно в своих стихотворениях. Его лирика о любви – это небольшой мир, в котором он мог побыть наедине с любимой женщиной, живущей в его сердце.
Образ Марии Лазич стал для Фета нравственным идеалом. Его лирика наполнена не только чувством нежности и любви, но и глубокой печалью и трагизмом. Воспоминая ложатся в основу его стихотворений, мечты и надежды на воссоединение с любимой – это то, что проходит красной нитью через все его творчество.
«Старые письма» - это одно из стихотворений, которое поэт посвятил Марии Лазич. В первой строфе читатель узнает, что лирическое произведение отображает чувства давно угасшие, но воспоминания о которых продолжают воскрешать в памяти героя «всё, что давно-давно, утрачено душой». Вторая, третья и четвертая строфы говорят о прошлом. Оказывается, что роман прошлых лет закончился трагично по вине самого героя. Девушка любила, в ней жила надежда на ответную любовь и на счастье. Но ее мечтам не суждено было сбыться. Как говорит сам лирический герой:
Я дерзко оттолкнул писавшую вас руку,
Я осудил себя на вечную разлуку...
В пятом четверостишие чувствуется боль и горечь от того, что нельзя ничего изменить. Письма напоминают былую любовь, воскрешают ее в памяти. Но они не дают герою второго шанса на счастье, Они лишь обрекают его на тяжкие муки совести. Мотив стихотворения возник не случайно. Мария Лазич погибла в страшных муках при пожаре. И единственное что она успела крикнуть, это были слова : «Берегите письма!». Те письма, которые ей писал Фет.
Еще одно стихотворение, посвященное Лазич – «В благословенный день, когда стремлюсь душою..». В нем лирический герой обращается к любимой, веря, что когда закончится «земное бытие» его ангел отзовется «на имя нежное» возлюбленной. Та же самая тема, как в стихотворении «Старые письма», проходит и через это лирическое произведение. Горечь утраты и надежа на воссоединение в другом мире то, что их объединяет.
Таким образом, любовная лирика Фета – это своеобразный мир, посвященный образу любимой женщины. Мир, наполненный душевными исканиями своего идеала, верой на встречу с ним.
В лирическом творчестве Афанасия Афанасьевича Фета не на последнем месте стоит тема любви. Особый талант и великий дар поэта объясняют то, что стихи о любви он создал прекрасные, пронеся их сквозь поколения и вручив нам в руки. Стихотворения Фета находят своё отражение и в жизни великого поэта, ведь вдохновением для него всегда было высокое чувство к дочери помещика, девушке необычайной красоты, Марии Лазич. Но единение их душ, хотя и было вызвано поистине прекрасным чувством - величайшие вещи всегда заканчиваются величайшими трагедиями. Не суждено им было обвенчаться, и гибель Марии остаётся темной и загадочной, поговаривают, что имело место самоубийство. Для новых поколений это - тайна за семью печатями, но известно, что А. А. Фета долго терзало едкое чувство собственной вины, наступая на пятки в течение всей жизни.
Вполне возможно, что именно такие глубокие переживания о смерти возлюбленной и стали толчком к созданию нового мира - мира лирических переживаний, трепетных чувств, навсегда запертых в стихотворениях. Именно в последних поэт чувствовал себя не одиноким, будто Мария жива, всё ещё находится рядом с ним и никакие беды не посмеют их души разъединить.
Духовная близость с любимой женщиной ни на миг не покидала Фета, об этом кричит буквально каждое написанное стихотворение:
«Ты отстрадала, я еще страдаю...
В тиши и мраке таинственной ночи...»
Поэт всегда говорил о себе, не тая, что жизнь на этой земле поможет вынести лишь одно: бессмертный образ любимой, живущий в его сердце и периодически находящий выход в стихотворения.
«И подушка ее горяча,
И горяч утомительный сон».
Эти философские строчки - своеобразный указатель и доносит до нас, что душа поэта будто сгорает в пламени поэзии, а его животрепещущая любовь к Марии здесь - костёр, вовек не гаснущий.
«Ужель ничто тебе в то время не шепнуло:
здесь человек сгорел!»
Невзирая на тот факт, что мучительно медленно тянулось время, безграничная любовь поэта ни на миг не становилась слабее, ведь являлась величайшей и искренней. Даже по прошествии сорока лет, он всё же писал о вещах, которые оставили следы в его душе навеки. Доказательство тому - письмо, отправленное другу. Фет написал, что 40 лет назад он "качался на качелях с прекрасной девушкой, а платье её трепетало от ветра". Эти слова - ещё одно подтверждение тому, что любовь Марии и Афанасия была непритворной и бессмертной, раз оставила такой отпечаток на воспоминаниях поэта, что спустя столько лет он всё ещё с улыбкой вспоминал о минувшем времени!
Всегда в поэзии творец оставляет кусочек души, но в случае Афанасия Афанасьевича Фета - душа целиком осталась в выведенных из-под его пера строках. И в пору будет упомянуть цитату: "То, что нас не убивает, делает сильнее", ведь незаконченная любовь двух молодых людей породила на свет столько стихотворений, в которых многие люди и сейчас находят отражение своим переживаниям, что диву даёшься, как поэт не сломался под тяжестью всех мыслей!
Возможно, если бы в своей жизни Афанасий не повстречал Марию, то его талант писать так и остался бы нераскрытым, лишив нас лирического наследия.
Подводя итог, любые трудности, разочарования и неудачи в жизни - не всегда отрицательный опыт. Если, как А. А. Фет, найти для себя то, во что можно переживания вылить - это станет не только панацеей от боли, но и значимым духовным наследием.
Афанасий Афанасьевич Фет - один из величайших поэтов девятнадцатого века. Любовная лирика автора поражает читателя своим неподражаемым, уникальным стилем. В стихотворениях отсутствуют сложные эпитеты, литературные обороты, излюбленные многими поэтами. Произведения Фета просты, наполнены светом и радостью. Естественные, не вычурные, написанные на одном дыхании:
"Я пришел к тебе с приветом
Рассказать, что солнце встало!"
И солнце действительно встает, наполняя теплом душу и сердце. Описание природы так ярко сочетаются с внутренним состоянием человека, подчеркивают его приподнятое, радостное настроение. Читатель невольно улыбается над этими строками.
Изучая стихотворения Афанасия Афанасьевича, передо мной представал образ автора: юноша, молодой, немного ветреный и абсолютно счастливый. Узнав о личной трагедии поэта, я была поражена. Как, как ему удавалось создавать такие светлые произведения, имея на душе столь сильную рану?
Девятнадцатый век - время, когда статус, материальное положение и знатность человека играли главенствующую роль в создании семьи. Люди, привыкшие жить напоказ, становились алчными и неискренними. Любовь продавалась и покупалась, руша множество жизней и судеб. Сейчас это кажется неописуемо страшным, но в те года было в порядке вещей. Это было нормально.
Мария - возлюбленная Афанасия Фета, была дочерью помещика. Девушка испытывала искренние и нежные чувства к поэту, но была бесприданницей. "Бедность - не порок, а вдвое хуже" - говорит русская пословица. Узнав о том, что никогда не сможет создать семью с любимым, Мария трагически погибает. Смерть разлучила влюбленных в этом мире, но в мире поэзии они были вместе навсегда.
Трагедия отразилась в стихотворениях Фета, печаль автор выражает с горечью и спокойствием. Он стойко переносит все невзгоды, в произведениях не встретишь ярости и злости. Успокаивая сам себя, он продолжает жить.
"Опять посетит меня радость
Без бури тоски и веселья,
И снова безмолвные стены
Раздвинет уютная келья"
Жить в мире грез и иллюзий, но быть счастливым. Создавая из букв и строк образ своей возлюбленной, поэт снова был с ней, не смотря ни на что. До конца жизни Афанасий Фет был верен призраку Марии - девушке из его стихов. Возможно, кто-то посчитает такую жизнь напрасной и пустой, но я думаю, что это один из ярких примеров чистой и светлой любви.
Гениальный в своей простоте, Афанасий Афанасьевич Фет учит своих читателей относиться к жизни проще, быть счастливыми сейчас, в данный момент, а не когда то еще. Неудачи и трагедии переносить стойко, радоваться - искренне и заразительно, а любить - верно и навсегда.
«Герой – это человек, который совершает подвиги». В свою очередь, подвигом по определению является доблестный поступок, совершенный в трудных условиях. Но что же можно назвать подвигом сегодня и, главное, каким должен быть герой в наше время?
С помещиком Маниловым Чичиков познакомился на балу у губернатора. При первом знакомстве Павел Иванович был в восторге от Манилова, настолько он оказался учтивым и обходительным. Во время беседы Манилов пригласил Чичикова
Мой будний день начинает без пятнадцати семь утра. Я живу рядом со своей школой, но обычно долго собираюсь и люблю приходить в школу пораньше, поэтому встаю тоже рано. Просыпаться по утрам мне легко, я встаю сразу после будильника
Образ Петербурга оставил глубокий след в русской литературе. Во все времена он привлекал многих наших писателей и художников своей неповторимостью и противоречивостью. Больше всего упоминаний о нем можно встретить в произведениях прозаиков XIX века.
В этом произведении, конечно, показано много природы. Собственно, мальчик Вася оказывается в окружении этой самой природы. И он мечтает только вырваться оттуда, снова увидеть родных, поселок, даже пойти в школу.