Анализ повести Нос Гоголя 10 класс

История создания

Период создания повести «Нос» относится к 1833-1835 годам. Она написана Гоголем еще при жизни А.С. Пушкина, который высоко оценил это произведение.  Пушкину оно показалось веселым и оригинальным.  Пушкиным же повесть и была опубликована в журнале «Современник» в 1836 году.  Годом ранее Гоголь пытался опубликовать ее  в журнале «Московский наблюдатель», но редакция этого журнала сочла повесть «пошлой» и вернула рукопись автору.

Жанр и направление

Сейчас повесть может показаться нелепой, но именно этого эффекта и добивался Гоголь. Он хотел написать смешную историю, которая отражала бы комизм и нелепость множества произведений, создаваемых в модном в то время жанре фантастической романтической повести.  Но этот жанр и не получил бы широкого распространения, если бы все общество не было проникнуто соответствующим интересом ко всему загадочному, мистическому и таинственному.

Композиция

По объему «Нос» - небольшое произведение.  Действие занимает двухнедельный период: с 25 марта по 7 апреля.  Композиционно повесть разбита на 3 части. Первая и третья части совсем короткие, все основные события происходят во второй части. В первой части расписано странное происшествие с цирюльником, обнаружившим нос в хлебе, во второй части – история исчезновения носа  коллежского асессора Ковалева и тщетных попыток его поисков, в третьей  – неожиданное возвращение носа на свое место.

О чем?

Можно сказать, что повесть «Нос» – это произведение о бегстве носа с лица своего хозяина, его превращении в статского советника и о внезапном его возвращении ко своему владельцу. Только, конечно же,  оно о чем-то совсем другом – о том, что сообщается автором бегло, как бы вскользь.  В процессе чтения повести как будто само собой раскрывается, например, то, чем живут чиновники того времени, чем они занимаются, о чем помышляют, как строят карьеру, как общаются между собой, как относятся к простым людям и т.д. Кроме того, в повести выводятся характеры людей, принадлежащих к разным сословиям. Так что можно сказать и то, что «Нос» - это произведение о нескольких, довольно распространенных в России в первой половине XIX века типах людей, а также о несуразностях и противоречиях, царящих во времена Гоголя в российском обществе.  

Главные герои и их характеристика

Главным героем повести является коллежский асессор Ковалев. Свой чин и ранг майора Ковалев получает во время службы на Кавказе. Гоголь заостряет на этом факте внимание, чтобы подчеркнуть, что Ковалев добивается их не совсем честным путем.  В тот момент, когда он обнаруживает исчезновение носа, Ковалев проживает в Петербурге, куда он является, чтобы добиться назначения вице-губернатором, либо поступить на службу в какой-нибудь департамент. Всегда весь с головы до ног начищенный, разодетый, он любит важно расхаживать по Невскому проспекту и всем пускать пыль в глаза (не случайно сбежавший от Ковалева нос воплощается ни много ни мало в статского советника!) Время от времени он зазывает к себе на квартиру простых женщин, а жениться собирается только по расчету.

В числе других главных героев повести можно назвать цирюльника Ивана Яковлевича. Иван Яковлевич – типичный пьяница, который, впрочем, работает. Это тихий, опустившийся человек, каковых тоже немало в России. Иван Яковлевич женат, и находится у жены под каблуком. По своему поведению он противоположен Ковалеву.

Нос майора Ковалева, «виновник» произошедшей кутерьмы, после того как он исчезает с лица своего хозяина и принимает человеческий облик, тоже начинает выступать в роли главного героя.  Нос – это как бы Альтер-эго Ковалева, в котором недостатки его хозяина выступают в гипертрофированном виде.

Темы повести

Основными темами повести являются понимание смысла жизни и ее ценностей такими людьми, как Ковалев, а также уже упоминавшееся распространение в обществе тяга к мистическому.  

Проблемы

В числе основных проблем можно назвать карьеризм, который искажает  подлинный смысл жизни для личности, процветание в обществе чинопочитания, узости ума и др.

Гоголь, написав достаточно абсурдную историю о таинственном исчезновении, перевоплощении и счастливом обретении носа, попал «в десятку».  Он затронул многие социальные проблемы своего времени, такие как крепостничество, взяточничество и мракобесие. Большое число фрагментов повести было вымарано цензурой. Возвращены были эти фрагменты в текст  уже только в изданиях советского периода.

Смысл произведения

Между тем,  без этих фрагментов произведение во многом утрачивало свой смысл. Из текста были исключены такие сатирические моменты, как сцена встречи Ковалева с носом в Казанском соборе, или такие как  эпизод, в котором рассказывается о сахарных головах, которые частный пристав принимает в качестве взяток. Было исключено и  замечание пристава о неприличном поведении майоров, которые таскаются по неприличным местам и др. 

Без всех этих деталей можно было подумать, что смысл произведения заключался не в том, чтобы показать абсурд происходящего вокруг, в повседневной жизни, а в том, чтобы показать то, что абсурд творится в голове автора, что, конечно же, не так.  Впрочем, для современников Гоголя смысл произведения все равно оставался достаточно понятным. Ведь даже и сюжет на тему приключений носа был взят из ходивших в то время историй и анекдотов. Один из таких анекдотов упоминается даже в дневнике Пушкина, еще в 1815 году. А в 1833 году Пушкин в своем дневнике упоминает те же слухи о «танцующих стульях»,  о которых в своей повести пишет  Гоголь.

Чему учит?

Чему учит произведение? Как всякое великое произведение, оно учит разному: каждый должен найти в нем что-то свое.  Кого-то оно должно заставить задуматься о смысле жизни, правильным ли путем идет этот человек, другой, возможно, задумается о роли сплетен, непроверенных, недостоверных слухов в частной и общественной жизни. В любом случае, мы не ошибемся, если скажем, что это произведение учит анализировать происходящее и относиться к нему критически.

Художественное своеобразие

Итак, «Нос» является пародией на фантастический романтический жанр. Являясь пародией, оно сильно напоминает этот жанр, но само к нему не принадлежит. «Нос»  относится, скорее, к жанру реалистической сатиры, т.е. к прямо противоположно по своему направлению.  В этом сочетании несочетаемых жанров состоит художественное своеобразие данного произведения.

2 вариант

Николай Васильевич написал повесть в 1835 г. и отправил на печать в журнал «Московский наблюдатель», однако опубликована она не была, издатели посчитали ее плохой и пошлой. Свет произведение увидело благодаря уговорам А.С. Пушкина напечатать ее в «Современнике». Он называл повесть веселой и фантастической. Пройдя цензурные правки, повесть опубликовалась только в 1836 году. Произведение входит в цикл «Петербургские повести» наряду с «Невским проспектом», «Портретом» и другими. Особенностью этого цикла является то, что в них освещена проблема «маленького человека».

По своему характеру повесть относится к новому в то время для русской литературы направлению – фантастический реализм.

Повествование ведется от 3-го лица. Композиция произведения состоит из 3х частей, каждая из которых позволяет сюжету развиваться линейно и последовательно.

В первой части читатель знакомится с героями и укладом их жизни. Здесь можно выделить три блока:  обнаружение носа - переживания героя и попытки избавиться от бремени - избавление.

Во второй части, происходит завязка, главный герой обнаруживает пропажу своего носа.  Читатель отправляется вместе с героем на поиски. Завершение второй части является обнаружение носа и попытки вернуть его на свое прежнее место.

Кульминацией произведения является мистическое возвращение носа на свое положенное место.

Писатель освещает несколько проблем, одной из которых является ограниченность, невежественность человека.  На примере асессора Ковалева, который гордится своим чином, считает высшей ценностью внимание женщин и высокое положение в обществе, показано насколько сильно дефект на лице рушит все планы и заставляет прийти главного героя в обезнадеженное чувство. Больше всего его беспокоит то, какие слухи пойдут о нем, оставшемся без носа.

Другая проблема, не менее яркая – безнравственность людей. Цирюльник, обнаружив нос,  не стремится исправить свою ошибку и вернуть его владельцу, а наоборот, избавляется от доказательства своей вины, боясь понести наказание.

Еще одна проблема, умело показанная писателем - лицемерие. Нос, получив ранг выше своего хозяина, общается с ним надменно, нехотя, всячески показывая свое превосходящее положение. Как и сам Ковалев обращается к извозчику и людям более низкого социального происхождения грубо, невежественно.

Гоголь на фоне неправдоподобности, абсурдности происходящего, показывает читателю духовный кризис тщеславной личности.

Для усиления выразительности писатель широко применяет гротеск. Преувеличена независимость носа, усиленная высоким его положением в обществе по сравнению с его бывшим хозяином. Также и в отношениях героев: Ковалев охвачен трепетом перед Носом, он боится к нему обратиться.

В произведении используется олицетворение: Нос не просто ожил, он стал полноправным членом общества, у него появился чин и планы на жизнь.

Название произведения также символично, оно выделяет нос, позволяя читателю обратить внимание на то, что нос может не только автономно жить, но и превосходить в чине своего хозяина.

Произведение заставляет задуматься о многих проблемах общества. Писатель предостерегает читателя от лицемерия, безнравственности и малодушия.

Анализ произведения 3

Особенностью творчества Н.В.Гоголя является умение превратить небылицы в масштабное по своей философской сути произведение. К такому шедевру, по праву, можно отнести его повесть «Нос».

В основу сюжета положен обычный анекдот, популярный в гоголевские времена о сбежавшем от хозяина носе. Иван Яковлевич по профессии цирюльник, проживает со своей женой. Одним из обычных завтраков находит Иван Яковлевич в хлебе нос. Понял цирюльник, что находка принадлежит Ковалеву. Он выкидывает нос в реку. Тем временем коллежский асессор Ковалев обнаруживает пропажу, он решает заявить в полицию, но по дороге встречает свой нос, одетого как богатый человек. Нос садиться в карету и едет в церковь, где важно молиться. Потеряв из виду свою пропажу, расстроенный Ковалев , посетив пристава, возвращается домой. Полицейский приносит ему нос, объявляя, что по поддельному паспорту нос хотел сбежать в Ригу. Как не старался асессор, нос на место не прирастал. Доктор отказался оказать ему в этом помощь. Заканчивается повесть удивительным прирастанием носа на место. Ковалев вновь обрел возможность нюхать табак.

Повесть композиционно состоит из трех частей. В первой части Гоголь дает описание своим героям, характеризует их. Готовит читателя к происходящим событиям. Вторая часть посвящена майору Ковалеву и его отношению к происходящему. Третья часть-развязка сюжетной линии повести.

Гоголь умело смог переплести две линии: реальность и фантастику. Реальные герои (цирюльник, асессор, полицейский) и сказочно разгуливавший по Петербургу Нос. Данное произведение написано в новом для того времени жанре фантастическом реализме.

Главные действующие лица служат ярким примером представителей петербургского общества. Ковалев лишь чиновник в невысоком ранге. Он мечтает о должности, выгодной любовной партии и не мыслит жизни без своего носа. Майор готов преклоняться перед каждым, кто выше по званию и груб с людьми низшими по социальному положению. Цирюльник не собирается возвращать найденный нос, для него главное, что бы его не трогали.

С помощью аллегории и сказочности Гоголь умело высмеивает пороки общества и государства. Человек имеет уважение на столько, на сколько позволяет его ранг. Лицемерие, безнравственность, порочность людского поведения- основная мысль, которую положил в основу своего произведения великий писатель.

Также читают:

Картинка к сочинению Анализ повести Нос

Анализ повести Нос

Популярные сегодня темы