Произведение является составной частью прозаического сборника «Миргород» и имеет в качестве основной тематики изображение жизни пожилой супружеской пары помещиков, являющихся главными персонажами повести.
Композиционная структура повести выстраивается в двух частях, первая из которых представляет собой описание дома семейства Товстогубов, принятого в нем уклада, а также изображение характеристик главных героев. Вторая часть повести представляет собой повествование основных событий в виде быстрой смерти супруги-помещицы и картины полного разорения усадьбы.
Повествование в повести ведется от лица рассказчика, представленного в образе частого гостя дома старосветских помещиков, отличающегося сентиментальностью, красноречием и наблюдательностью, описывающего пасторальные портреты персонажей со светящейся нежностью и добротой.
Главой семейства Товстогубов писатель представляет Афанасия Ивановича, изображенного в образе высокого помещика, одевающегося в один и тот же бараний тулуп, отличающегося постоянной улыбкой на лице, обожающего собственную супругу, относясь к ней с нежностью и лаской, являющегося смешливым и любопытным человеком, интересующимся событиями окружающего мира, поскольку лично не покидает родового гнезда.
В лице его супруги представляется Пульхерия Ивановна, описываемая в образе кругленькой помещицы, имеющей доброе лицо, самостоятельно ведущей собственное хозяйство, являющейся искушенной домохозяйкой, знающей кулинарные хитрости, отличающейся мужественностью и силой духа, которые проявляются в момент предчувствия ею своей скорой кончины, когда она не отчаивается и заботится о будущем Афанасия Ивановича.
Главная тема произведения сочетается с описанием писателем настоящей любви пожилой семейной пары, которую они сохраняют на протяжении всей жизни, подтверждением чего является уход из жизни овдовевшего Афанасия Ивановича, не выдержавшего боли от смерти жены.
Смысловая нагрузка повести заключается в демонстрации читательской аудитории тихой гавани настоящих искренних чувств, объединяющих людей и делающих их добрее, счастливее и мягче.
Жизнь стариков в атмосфере спокойствия, добра, радушия, взаимной заботы противопоставляется писателем шумным петербургским толпам, торговцам и жалобщикам, который заполнили российскую столицу.
В финале повести автором подчеркивается настоящая человеческая ценность, которая, с его точки зрения, заключается в проявлении людьми сильной привязанности, искреннего чувства доброты, несмотря на бесполезную суету жизненного существования.
Литературная работа «Старосветские помещики» стала глумлением писателя над аристократами в совокупности, над всей той эпохой и всеми остальными традициями, которые были вокруг писателя. Писатель находит образ жизни аристократов как пресыщение главных нужд, прекращающихся физиологическими потребностями, и не более. Автор отважно отображает весь подтекст этого всего, а вернее нехватку его на жизненном пути аристократов. Гоголь грустит о здравом народе, который исчезает.
Литературный творец детально показывает 2-х солидного возраста аристократов - это Афанасий Иванович и Пульхерия Ивановна. «Добрые старички» олицетворяют в самих себе совокупность кретинизма, чревоугодничества и до такой степени неимоверных кухонных пристрастий, которые перещеголяли всякие остальные потребности. Гоголь, как филантроп становится против подобного жизненного уклада, когда всё что совершает личность - это питается и дремлет каждый день. Тем более, автор касается не только народа, как следствие, но и по большому счету общественный порядок, все факторы, которые могут ввергнуть каждого в такой упадок. На самом деле личность проживает жизнь дармоеда и это поедает ее, изменяет, уродует. Писателю представляется неприемлемой не имеющая целей человеческая жизнь, с отсутствием устремлений и эмоций. Со скорбью он усмехается над собственными персонажами, которые позволили себе подобные ужасные изменения.
Надо сказать, что благодушие писателя к главным персонажам истории двусмысленное. Гоголь предстает как обличитель, он преподносит на всеобщее обозрение вульгарность, низменность и извращенность. Но в то же время плечом к плечу с этим угадывается его неравнодушие к этим лицам, соучастии в их трагедии. Не нужно считать, что Гоголь хочет оправдать аристократов либо причислить изъяны к достоинствам. А также не стоит забывать, что Гоголь являлся человеколюбивой личностью. Этим можно пояснить основной смысл сочинения - писатель глядит на личности касательно определенных находящихся рядом обстоятельствах. Писатель показывает, что оба помещика - это, в первую очередь народ, они не звери, они не полоумные с малых лет, правда так можно предположить. Сквозь завесу унылости и ничтожности заметны их неплохие стороны, которые характерны обычным, порядочным лицам. Аристократы достаточно открыты и великодушны.
Работа является не просто обличением помещиков, это рассуждения Гоголя о действительности и мотивах, вовлекающих народ к бездушию и пустоте жизни. В этом описывается поэтическая часть работы - народ с хорошими душами умирает под давлением временных оков и социальных норм.
Автор рекомендует читателю жалеть не о том, что за ничтожная действительность у его главных персонажей, а о том, почему такое произошло. Гоголь раздосадован тем, что видит на родине, в которой мощные народные массы очутились подавленными и угнетенными. Общество душит народ их же изъянами взамен того, чтобы данные изъяны изничтожать или хотя бы защищаться от них. Писатель сожалеет о личности и, добавив к собственному плачу нотки юмора, показывает свою личную гуманность.
Роман-эпопея «Тихий Дон» - был написан великим советским писателем и сценаристом Михаилом Александровичем Шолоховым. На создание своего известного произведения автор потратил пятнадцать лет
Александру Твардовскому пришлось многое пройти в жизни. События его биографии отразились на произведениях автора, поэтому необходимо глубоко изучить ее, прежде чем знакомиться с трудами поэта.
Наполеон Бонапарт всемирно известная личность, император, яркий политик и полководец, а также всесторонне развитый человек. В исторических летописях сохранились интересные факты из биографии этого человека.
Герой романа «Мертвые души» Павел Иванович Чичиков представлен двояко. С одной стороны Чичикова жалко ведь он всю жизнь стремится к богатству и признанию среди людей, но так его и не получит.
В чем же тут проблема? Трудно взять на себя ответственность за то, что происходит в жизни, даже твоей собственной.