Все имения помещиков, в которых побывал Чичиков удивительным образом дополняли характеры своих владельцев. Деревня Собакевича не стала исключением. Она соразмерна хозяину – такая же большая. Всё в деревне сделано на совесть и простоит века.
Рассказ о деревне ведется самим автором. Н.В. Гоголь сравнивает ее с птицей. Расположена деревня между березовым и сосновым лесом, которые по словам автора словно крылья противоположных цветов. Крыло светлого цвета - символ березовой рощи, а темное – соснового леса. Сравнение с крыльями дает образу дополнительную характеристику намекая читателю на то, что помещик совмещает в себе как светлое, так и темное начало. Собакевич является сложным персонажем. Его нельзя назвать не положительным не отрицательным.
Свое поместье Собакевич окружил решетками, которые сделаны из прочного дерева. Забором такое ограждение не назовешь, ведь через него не просто сбежать. Это одна из деталей, которая говорит о твердом нраве хозяина. Бревна, из которых построены владения помещика будь то дом или сарай должны были быть самыми прочными. Даже колодец в деревне и тот дубовый.
Все деревенские постройки были расположены в хаотичном порядке и сделаны из самых крепких и крупных бревен. В крестьянских избах отсутствовали резные узоры и причудливые украшения, ведь такие украшения быстро приходили в негодность и требовали замены. Собакевич считал это ненужной тратой материала, времени и денег. Никто из крестьян не мог построить такой дом какой ему захочется. Все дома должны были быть похожи на дом помещика. Можно сказать, что помещик обладал звериной собачьей натурой, ведь он не зря носит фамилию Собакевич. Будучи жестоким и хитрым он не позволял чтобы у крестьян было свое мнение и противился любому проявлению индивидуальности. Да, Собакевич заботился о своих крестьянах, но лишь с одной целью. Он понимал, что от больного крестьянина мало толку и поэтому старался чтобы они не мерзли и не болели. Таким образом, подобное проявление заботы тоже имело два крыла – темное и светлое.
Деревня Собакевича напоминает сжатый кулак. Чтобы получить как можно больше выгоды Собакевич ввел денежный оброк. Он будто держал всех и все в своем кулаке, старался все контролировать. Его не интересовала красота построек, его интересовали лишь комфорт и долговечность.
Своими стараниями изменить все вокруг под себя он не давал цветным крыльям взлететь, а наоборот приземлял деревню.
Павел Иванович Чичиков, совершая не вполне законные сделки по покупке мёртвых душ, приехал по этому делу в деревню Михаила Семёновича Собакевича. Всё, с чем он столкнулся у этого помещика, вызвало удивление героя. И прежде всего – сама деревня.
Она показалась Чичикову большой в окаймлении двух лесов, соснового и берёзового. Никакого налёта ветхости, неустроенности, которые всегда присущи российскому захолустью, здесь не замечалось.
Мужицкие избы, и те были срублены прочно, все брёвна точно подогнаны. Ни покривившихся, ни пошатнувшихся строений Чичиков не увидел. Не только дома крестьян, но и сараи, конюшни были сколочены из толстых брёвен, которые переживут не одно поколение людей. Даже колодец был обрамлён крепким столетним дубом.
Правда, избы стояли в каком-то стихийном расположении. Единого плана, видимости улиц не наблюдалось: где было удобно, там и строили. Павел Иванович отметил ещё одну особенность: при очевидной прочности и добротности дома никто не пытался украшать деревянной резьбой, коньками на крышах, цветами. При взгляде на дом самого помещика всё становилось понятным.
Его окружала крепкая деревянная решётка. Никаких эстетических вкусов, представлений об архитектурных стилях хозяин поместья не имел. Все усилия зодчего, который планировал и возводил строение, были потрачены зря. Вопросами симметрии и красоты своего жилища Собакевич не задавался. Им он противопоставил удобство, полезность и экономию.
Этому «кулаку» и «медведю», как в уме назвал помещика Чичиков, и дела нет до того, что он изуродовал свой дом: приказал на фронтоне из 4-ёх колонн оставить 3, а одну выбросить. С одной стороны дома велел заколотить все окна и провертеть одно боковое для чулана. Таково же и внутреннее устройство комнат: забота о прочности и удобстве.
Изобразив деревню Собакевича, Н.В. Гоголь показал, как происходит духовное оскудение личности, каким примитивным и непривлекательным становится человек, заботящийся только о пользе, сытости и наживе. Ни у Собакевича, ни у его крестьян совершенно нет потребности как-то украсить свою жизнь. А ведь способность видеть, чувствовать и создавать красоту – это то, что отличает человека от животного.
Не случайно в обрисовке героя много зоологизмов. Это и его фамилия, и фрак медвежьего цвета, и мебель, среди которой каждый стул будто кричит, что и он тоже Собакевич. Да и вся деревня при её прочности и добротности наводит на мысль о постепенном и неуклонном одичании её обитателей.
9 класс
Сказка «Ворон-челобитчик» была написана в 1886 году. Тема этого произведения – тяжелое положение крестьян в России. Прошло 25 лет после отмены крепостного права, но жизнь людей оставалась по-прежнему трудной.
Сюжетная композиция произведения построена на изображении жизни одной из буржуазных семей, представителями которой в качестве основных персонажей представлены глава семейства Арган и его дочь Анжелика.
Федор Михайлович является одним из великих классиков XIX века. Его произведения выделяются своей необычностью и уникальностью.
К. Паустовский в своем рассказе «Телеграмма» затронул очень актуальную проблему взаимоотношений родителей и детей. Писатель призывает читателей относиться более ответственно к близким людям
Впервые «Портрет» был напечатан в сборнике «Арабески. Ранние сочинения Гоголя» в 1835г. Работа получила неодобрительные отзывы. В.Г. Белинский раскритиковал вторую половину произведения, отметив, что в ней отсутствует фантазия.