Хлестаков является главным героем комедии Гоголя «Ревизор» и представляет собой один из самых ярких и характерных персонажей в творчестве автора. Характер героя получился настолько правдивый и точный, что со временем в русском языке появлялось такое слово как «хлестаковщина», вместившее в себя негативные стороны российской бюрократической системы. Понятие это весьма актуально и в наше время.
Суть нравственного явления, именуемого хлестаковщиной, можно понять через знакомство с главным героем произведения. Автор описывает Хлестакова как молодого человека, ведущего разгульный образ жизни, мота и транжиру. Так как он постоянно тратит деньги в барах и других подобных заведениях, ему их патологически не хватает. Однажды судьба заносит его в уездный город, где происходит небывалое недоразумение. Местные чиновники принимают Хлестакова за ревизора и всячески стараются угодить ему, предлагают деньги. Герой очень удивляется такому поведению, но сообразив, что к чему, ловко оборачивает ситуацию в выгодную для себя сторону.
Благодаря искусной лжи и богатой фантазии самозванец запросто выдает себя за ревизора, а после исчезает так же внезапно, как и появляется, оставляя чиновников и городничего с носом.
Однако весь набор человеческих пороков, представленный в пьесе Гоголя, не ограничивается одним лишь Хлестаковым. В каждом герое в определенные моменты прослеживаются ложь и лицемерие. Вот городничий, который мечтает вкусно отобедать в Париже, вот он хвастается тем, что на станциях ему всегда предоставляет свободных лошадей, в то время как другие вынуждены дожидаться. В точности, как и Хлестаков, городничий не прочь хорошенько приврать, рассказывая о себе ту или иную историю. Вот слуга главного героя, Осип. Он тоже становится похожим на своего хозяина и нередко выдумывает разные небылицы, приукрашивая тем самым свой рассказ.
Каждый, кого судьба столкнула с Иваном Александровичем Хлестаковым, в той или иной мере перенимает его черты. Недаром сам герой произносит фразу: «Я сам себя знаю. Я везде, везде». Каждый хотя бы раз и хотя бы ненадолго становился и становится Хлестаковым. Он будто зараза, обитающая в воздухе, которая попадает в душу каждого, кто оказывается неподалеку, растлевая ее неотвратимо.
Хлестаков есть то самое порождение российского общества, воплотившее в себе лицемерие, ложь, трусость, подхалимство и жадность. И самое главное, что скрывается все это обычно под маской хорошего и порядочного человека.
Хлестаков, центральная фигура произведения Гоголя Николая Васильевича – это человек, которого жители города, чиновники, приняли за ревизора. Он не сразу понял это, но, когда стал догадываться, начал подыгрывать – брал взятки. Образ этого героя породил такое общественное явление, как «хлестаковщина». К сожалению, это характерно и для наших дней.
Гоголь создал очень яркий образ «ревизора», настолько яркий, что его имя не просто стало нарицательным, но и озаглавило общественное явление. Так что же на самом деле такое эта «хлестаковщина»? Это явление, характерное для общества, которое подразумевает под собой глупость, хвастовство, самовлюблённость и другие подобные отрицательные черты. Помимо этого, к «хлестаковщине» можно отнести и непонимание своих жизненных целей, желание показать себя миру в образе того, кем не являешься, надеть маску. Такое общество действительно характерно и для нашего времени, именно поэтому пьеса не потеряла свою актуальность, спустя столько времени и до сих пор забавляет умных людей и оскорбляет глупых и хвастливых.
Чтобы лучше понять, что такое «хлестаковщина», нужно получше познакомиться с её «прародителем» - Хлестаковым. Это молодой человек, который, промотав все свои сбережения, приезжает в город и беспокоится, когда ему не дают бесплатный обед. После того, как его приняли за ревизора, он не побежал развенчивать этот миф, а начал играть. Такие качества как неумение продумывать свои действия и отсутствие моральных принципов и привели к тому, что Хлестаков воспользовался всеобщей ошибкой. Герой, чтобы соответствовать настоящим ревизорам, пытается показаться выше всех, становится злым и возвышается над чиновниками. Это показывает его не с самой лучшей стороны.
Взяточничество и глупость – то, что лежит в основе «хлестаковщины». Это причина трусости людей, разрухи в городах и прочих бед. «Хлестаковщина» - это не один человек из комедии Гоголя, это целое общество. Общество, включающее в себя и чиновников, которые не раздумывая дают деньги для того, чтобы их привычный мир не был потревожен. Это то и те, кто тянут человечество на дно ради собственной выгоды. «Хлестаковщина» - эгоистичная и паразитирующая модель поведения, от которой необходимо избавляться. Любопытно, что в пьесе нет ни единого положительного героя. Николай Васильевич сделал это для того, чтобы ещё ярче показать весь ужас и все масштабы «хлестаковщины», и у него это, без сомнения, получилось.
Основная отличительная черта творчества Николая Васильевича Гоголя – выявление и высмеивание недостатков представителей нынешнего общества. Он выделил такое понятие, как «хлестаковщина». Что это означает?
Этот термин носит название по имени своего хозяина – Хлестакова Ивана Александровича. Это понятие включает в себя все дефекты, присущие людям того периода: ограниченность, хамство, лицемерие, коррупция. Эта моральная уродливость народа становится источником нищеты и беспорядка в городах.
Этот уклад жизни породила российская бюрократия. Власть приняли люди, которые только могут угодничать чиновникам и топтать тех, кто не может дать отпор по причине безвластия. Персонажи пьесы интересуются лишь деньгами и личной выгодой, вопреки тому, что их прямая обязанность – забота о благополучии народа.
Сегодня понятие «Хлестаковщины» также имеет место быть. К власти приходят люди, заботящиеся только о личной наживе и наплевавшие на простых людей, работяг из народа.
Для понимания понятия «хлестаковщины», необходимо провести анализ характера центрального персонажа. Ивана Александровича Хлестакова, растратившего все свои средства молодого человека, случайно принимают за высокопоставленного чиновника из столицы, приехавшего проверять чиновников города N. Парень, который не отличался чистотой помыслов, начинает с удовольствием притворяться таковым. Он врет, изворачивается и ведет себя крайне нагло и подло. Не имея любви к дочери городничего, он обещает жениться на ней, чем обнадеживает всю семью городничего на беззаботное будущее.
Хлестаков врет абсолютно всем без единого зазрения совести и имеет наглость еще насмехаться над жителями города. При написании письма своему другу журналисту он смеется над глупостью и невежеством руководящих людей города, сам не ведая, что тоже предстает как глупец и проходимец.
Но не только Хлестаков является отрицательным героем пьесы. Если быть честным, то положительных героев в этом произведении нет вообще. Еще одна карикатура – градоначальник. В своих руках он держит всю городскую власть, но не занимается улучшением жизни народа. Дороги разрушены, церковь обветшала, процветает хабарщина и бесцеремонность. Он легко может за плату освободить от военной службы одного и направить на службу другого.
Те, кто призваны охранять порядок, сами становятся причиной дебоша. Это люди не умеющие разговаривать без рукоприкладства и сами не понимающие доброго отношения.
Таков жизненный устрой большинства небольших городов. Власть порочна, а народ испорчен.
Для 8 класса
Мне кажется Шинель представляет собой универсальную историю, которая говорит даже не о вечном социальном неравенстве, но о той структуре, которую всегда будут выстраивать для себя люди
Лирика одного из величайших русских поэтов, Фёдора Ивановича Тютчева, отражает его глубокую духовность. Основной тематикой, проходящей через всё его творчество
Татьяна Ларина – главный женский образ романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин». Тема сочинения «идеал русский женщины». Считал ли Пушкин героиню идеалом?
Как ни странно, но мне кажется, счастье для человека во многом заключено в простом и честном труде. Конечно, нужно развивать и другие сферы собственной жизни, для того чтобы эта жизнь была разнообразной и насыщенной
Сегодня часто поднимается вопрос о ценности истории. Одни говорят, что исторические события ушли в прошлое, и мы уже не имеем к ним отношения. Другие, наоборот, утверждают, что необходимо помнить о подвигах деятелей своей Родины